Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 18:11, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является анализ экономического выравнивания развития стран, исследование моделей организации бюджетных систем, рассмотрение политики выравнивания в разных странах.
Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы: раскрыть смысл политики выравнивания, описать две модели организации бюджетных систем, рассмотреть выравнивание экономики в России и странах ЕС.
Введение.
1. Смысл политики выравнивания…………………………………………….…6
2. Kонкурентная и кооперативная модели организации бюджетной системы ....................................................................................................................9
3. Политика регионального выравнивания в России……………………….....14
3.1. Механизмы регионального регулирования экономики……………………...17
3.2. Возможности выравнивания региональных диспропорций……………….22
4. Проблема выравнивания уровней экономического развития в странах Евросоюза………………………………………………………………………...30
Заключение.
Список используемой литературы.
В их основе положения:
Неоклассические теории роста.
1. Рост экономики в
регионах определяется их
2. Регионы
(страны в рамках
Механизм сближения уровня развития регионов в неоклассических теориях.
На определенных этапах развития допускается наличие существенной дифференциации в темпах роста отдельных регионов. Дифференциация снижается под воздействием:
Разные
факторы вносят разный вклад
в ускорение регионального
Состояние факторов экономического роста.
Труд. Динамика численности населения.
Лишь в трех странах Центральной и Восточной Европы – новых членах ЕС численность населения по сравнению с 2000 г. выросла – Словения, Чехия и Словакия. Во всех остальных государствах она сократилась, в наибольшей степени в Болгарии и Румынии.
Наблюдается
прямая корреляция между
Число родов на 1000 жителей.
Уровень занятости, 2011 г., %.
Доля экономически активного населения безработного в течение года или более, 2010 г
Миграция - «Свободное движение рабочей силы». Исход граждан из ряда стран ЦВЕ в целях поиска лучшей доли. Наиболее характерен этот процесс для Румынии и Болгарии, где объем поступлений в страны от мигрантов, обосновавшихся в ЕС 15 составил в 2008 г. 4,2% ВВП Румынии и 4,5% ВВП Болгарии (5,7 и 1,5 млрд евро, соответственно). 80% поступлений в Румынию были направлены из Италии и Испании, 55%, полученных в Болгарии, - из Германии и Греции. Заметный отток рабочей силы наблюдался в Латвии, Литве, Польше, Эстонии, Венгрии и Словении. Значительные поступления от эмигрантов фиксируются в прибалтийских государствах (от 1,2 до 1,8% ВВП, а также в Польше – 1,4% ВВП). Приток рабочей силы из других стран характерен лишь для Чехии и Словакии.
Сначала уезжали средний класс, затем неквалифицированная рабочая сила (после разрушения сельского хозяйства).
Капитал. Валовое накопление основного капитала, % ВВП.
Баланс притока/оттока прямых иностранных инвестиций, среднее за 2004-2008 гг.
Роль европейских фондов в инвестициях.
Динамика инвестиций в основной капитал.
Производительность труда. Источники роста производительности труда.
Наибольший вклад в рост производительности труда (1995-2007 гг., %) внесли промышленность, транспорт и связь.
Некоторые показатели инновационности развития.
Политика сплочения ЕС: От широкомасштабного перераспределения средств к «стратегии гармонизированного роста».
Региональная политика Европейского союза (часто называемая политикой сплочения, англ. Cohesion Policy) — система мер, направленная на повышение благосостояния регионов ЕС и на сокращение межрегионального экономического разрыва. На преодоление экономического и социального отставания, поддержку территорий с проблемами в промышленности и сельском хозяйстве используется от трети бюджета ЕС. Цель региональной политики — повышение конкурентоспособности регионов путём благоприятствования экономическому росту и занятости, поддержки программ в области защиты окружающей среды и энергической безопасности.
Распределение финансовых ресурсов новых членов ЕС по целям политики сплочения, 2007-2013 (млн евро).
Доля национального со-финансирования в реализации политики сплочения.
Деятельность Европейского фонда регионального развития сосредоточится на 4 приоритетах: инновациях и исследованиях, развитии цифровых технологий, поддержке малых и средних предприятий и низкоуглеродной экономике. Ресурсы из этого фонда не обязательно должны использоваться только на эти четыре цели. Но в группе развитых государств не менее 80 % выделенных средств необходимо потратить на по крайней мере 2 указанных приоритета из 4, в переходных регионах не менее 60 %, а в малоразвитых не менее 50 %. Также установлен минимальный процент средств, которые нужно вложить в развитие низкоуглеродной экономики[1].
Развитие трансъевропейских транспортных сетей и проектов экологической направленности в области энергетики и транспорта — приоритет Фонда сплочения (его используют только в государствах, где ВВП на душу населения меньше 90 % среднего по союзу). В этом бюджете фонд получил около 75 миллиардов евро.
Через Европейский социальный фонд ЕС будет достигать свои цели в сфере занятости и борьбе с бедностью. ЕСФ может использоваться в любой стране ЕС в зависимости от нужд конкретного государства. На период 2014—2020 этому фонду выделено 74 миллиарда евро[2].
В целом наименее развитые страны получат в 2014—2020 годах 185,37 млрд евро, переходные страны 36,16 млрд, развитые 55,52 млрд. В дополнение малонаселённым и удалённым районам выделено 1,56 млрд, на межрегиональное развитие 10,23 млрд. Все суммы выражены в текущих ценах и не учитывают распределение Фонда сплочения.
Заключение.
В рамках национальной экономики неравномерность возникает и на уровне отдельных регионов, входящих в макрорегион, и на уровне крупных экономических районов (макрорегионов).
Для устранения первой причины неравномерности в макрорегионе стимулируется тенденция выравнивания уровня социально-экономического развития регионов и уровня жизни населения в них, который должен быть примерно одинаков. Вместе с тем, сами характеристики уровня жизни в значительной степени зависимы от особенностей экономического роста территориальной подсистемы.
Под выравниванием понимается преодоление существенных диспропорций между регионами в условиях рыночной экономики, т.е. выравнивание в широком смысле экономических и социальных условий. Развитие экономики регионов в процессе выравнивания должно идти в направлении достижения наиболее эффективного функционирования российской экономики как системы региональных экономических подсистем, использующих все преимущества территориального разделения труда.
Государство обязано формировать и проводить активную экономическую политику по отношению к регионам с различными уровнями социально-экономического развития. Эта политика должна быть реальной, дифференцированной и направлена на выравнивание условий экономической деятельности и максимальное использование природных и экономических и других особенностей регионов.
Для развитых регионов важна поддержка центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих их хозяйство и экономику страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы.
Для слаборазвитых регионов активная экономическая политика должна включать участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения.
Список используемой литературы:
1. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление / Ю.С. Дульщиков. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 227с.
2. Кистанов В.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. - 62 с.
3. Лавровский Б.Л. Региональное выравнивание в России / Б.Л. Лавровский // Политический класс. - 2006. - №3. - С.53-58.
4. Малин А.С. Региональное управление: учеб. пособие. / А.С. Малин. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 268 с.
5. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозова. - М.: Юнити-ДАНА, 2003. - 519 с.
6. Поздняков А. Политика регионального выравнивания в России / А. Поздняков, Б. Лавровский, В. Масаков // Вопросы экономики. - 2000. - №10. - С. 74-92.
7. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.
8. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 436 с.
9.
Селиверстов В.Е. Новая концепция
совершенствования
10. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
Интернет:
1. http://ru.wikipedia.org/
2. http://www.ereport.ru/
3. http://www.economicportal.ru/
Информация о работе Направления экономического выравнивания развития стран мира