Натуральное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:59, реферат

Краткое описание

Форма общественного хозяйства – это определенный способ, тип организации хозяйственной деятельности людей, реальное функционирование общественной экономики. К общим формам экономической организации производства относятся натуральное хозяйство.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

  1. Натуральное хозяйство и его основные характеристики

Форма общественного хозяйства  – это определенный способ, тип  организации хозяйственной деятельности людей, реальное функционирование общественной экономики. К общим формам экономической организации производства относятся натуральное хозяйство.

Натуральное хозяйство – это  такой тип хозяйства, в котором  производство направлено непосредственно  на удовлетворение собственных потребностей производителя. Для натурального производства характерны следующие черты, выражающие сущность свойственных ему хозяйственных отношений:

  1. Натуральное хозяйство – замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению.
  2. Для натурального производства характерен ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый человек выполняет все основные работы. В нем применяется простейшая техника (мотыга, лопаты, грабли и т.п.) и кустарный инструмент. Естественно, что при таких условиях трудовая деятельность является малопроизводительной, выпуск продукции не может сколь-нибудь значительно возрастать.
  3. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по сокращенной формуле «производство – распределение – потребление». То есть созданная продукция распределяется между всеми участниками производства и, минуя ее обмен, идет в личное и производственное потребление. Такая прямая связь обеспечивает натуральному хозяйству устойчивость.

Натуральное хозяйство – исторически  первый тип хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного  строя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства – земледелие, скотоводство.

Натуральное хозяйство существовало у первобытных народов, не знавших  обмена и частной собственности. Оно представляло собой систему  замкнутых, экономически самостоятельных общин.

Натуральное хозяйство преобладало также в античных рабовладельческих государствах, хотя здесь имело место уже довольно развитое товарное производство. Оно было одной из главных черт феодальной экономики. Натуральную форму здесь имело помещичье хозяйство и присваиваемый феодалом прибавочный продукт. Последний выступал в виде многообразных натуральных повинностей и платежей. Натуральный характер носило хозяйство феодально-зависимого крестьянина. Крестьянская семья занималась земледелием, скотоводством и переработкой их продуктов в готовые предметы потребления.

Отдельные элементы натурального хозяйства  имеют место и в современных  развитых странах, где господствуют товарно-денежные отношения. Натуральное  хозяйство преобладает во многих развивающихся странах. В натуральном и полунатуральном хозяйстве слаборазвитых стран занято более половины населения. По прогнозам специалистов, еще долгое время натуральное хозяйство будет занимать значительное место в экономике этих стран. У многих народностей Африки, индейских племен, живущих во внутренних регионах Латинской Америки, в Юго-Восточной Азии, сохраняется широкое многообразие конкретных форм натурального хозяйства (охота, рыболовство, обработка земли, кочевое скотоводство).

В Республике Беларусь натуральное  хозяйство сохраняется в личном подсобном сельском хозяйстве крестьян и на садово-огородных участках городских жителей.

Главный недостаток натурального хозяйства  состоит в том, что оно не может  обеспечить рост производительности труда, а потому поддерживает лишь минимальные  условия жизни. Поэтому, начав с натурального хозяйства – самой первой формы организации экономической жизни, человечество на ней не остановилось и перешло к товарному производству.

 

  1. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде все производственные ресурсы являются переменными. В результате фирма имеет возможность изменять уровень выпуска. С другой стороны, в долгосрочном периоде может меняться и число фирм в отрасли. Оба эти фактора влияют на достижение долгосрочного равновесия на совершенно конкурентном рынке.

Под отраслью в данном случае понимается множество производителей - фирм, предлагающих к продаже совершенно однородные товары. Отрасль находится в состоянии долгосрочного равновесия, когда ни одна из фирм не стремится ни войти в отрасль, ни выйти из нее, не стремится ни увеличить, ни сократить свой выпуск.

Предположим, в отрасли действует очень  большое количество фирм с одинаковыми  функциями предельных и средних  затрат. Выбирая свой уровень выпуска, отдельная конкурентная фирма ориентируется на рыночную цену (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - долгосрочное равновесие фирмы и отрасли

В краткосрочном периоде при  рыночной цене (Рисунок 2.1а) фирма выбирает выпуск , соответствующий точке пересечения линии цены и кривой краткосрочных предельных затрат (МС — Рисунок 2.1б). При этом она получает экономическую прибыль, равную площади .

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность  увеличить производство. При этом для максимизации прибыли при  той же цене она выбирает выпуск , при котором цена равна долгосрочным предельным затратам . В результате при цене фирма увеличивает свою экономическую прибыль, которая теперь соответствует площади .

Однако все остальные фирмы  также увеличивают свое производство, что ведет к росту рыночного предложения (сдвигу кривой предложения вправо на Рисунке 2.1а) и снижению цены. С другой стороны, в отрасль вторгаются новые фирмы, привлеченные экономической прибылью, что способствует дальнейшему увеличению предложения. Такой рост предложения продолжается до тех пор, пока кривая предложения не приходит из положения , в положение (Рисунок 2.1а). Цена при этом падает до уровня , т.е. до уровня минимальных долгосрочных средних затрат отдельной фирмы (Рисунок 2.1б). Ее выпуск теперь равен , долгосрочные средние затраты при таком выпуске минимальны, а экономическая прибыль, получаемая фирмой, исчезает. Новые фирмы перестают входить в отрасль, а действующие фирмы теряют стимул сокращать либо расширять производство. Долгосрочное равновесие достигнуто.

На Рисунке 2.1б видно, что в условиях долгосрочного равновесия при совершенной конкуренции достигаются равенства:

Иными словами, рыночная цена, по которой  фирма продает свою продукцию, равна  ее долгосрочным предельным затратам и одновременно - минимальным долгосрочным средним затратам.

Подведем итоги:

  • в условиях совершенной конкуренции, когда фирмы могут свободно покидать отрасль и входить в нее, ни одна фирма не в состоянии в длительном периоде получать экономическую прибыль (сверхприбыль);
  • совершенная конкуренция ведет к эффективному использованию имеющихся ресурсов. Дело здесь в том, что экономически эффективное производство означает выпуск, при котором затраты на единицу продукции (долгосрочные средние затраты) минимальны. Именно к таким объемам выпуска и приходят, в конечном счете, все совершенно конкурентные фирмы.

 

 

  1. Спрос и предложение денег

В экономической литературе имеется  несколько определений понятия  денег:

    • вид финансовых активов, который может быть использован для сделок;
    • особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене благ;
    • важная макроэкономическая категория, посредством которой осуществляется анализ инфляционных процессов, циклических колебаний, механизма достижения равновесного состояния в экономике, согласованности функционирования товарного и денежного рынков;
    • специфический вид имущества, не приносящий дохода при стабильном уровне цен.

Наиболее характерная черта  денег - их высокая ликвидность. Деньги возникли стихийно в результате длительного развития обмена товарами и услугами. Роль денег как всеобщего эквивалента выполняли различные товары: мех, скот, соль и т. д. С развитием обмена роль денег перешла к металлам - золоту и серебру, которые по своим свойствам в наибольшей степени были пригодны для выполнения функций денег: высокая стоимость, неподверженность порче, транспортабельность.

Спрос на деньги - это желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств, которое фирмы и население намерены держать у себя в данный момент; общая потребность рынка в денежных средствах. Спрос на деньги - это всегда спрос на блага, которые можно на них купить. На размеры спроса на деньги большое влияние оказывает фактор неопределенности, ибо именно в условиях роста неуверенности в величине будущих процентов увеличивается предпочтение ликвидности. Различают номинальный спрос на деньги, который изменяется вслед за повышением цены, и реальный спрос на деньги, рассчитанный с учетом покупательной способности денег. Реальный спрос на деньги равен: , где - номинальный спрос на деньги, - средний уровень цен.

Спрос на деньги определяет ту часть активов, которую  фирмы и домохозяйства хотят иметь в виде наличности, а не в виде акций, облигаций, недвижимости, производственного оборудования и т.д. Это реальный спрос на деньги.

Спрос на деньги вытекает из двух функций денег - быть средством обращения и средством сохранения богатства.

Существуют различные теоретические модели спроса на деньги: классическая количественная теория спроса на деньги; кейнсианская теория спроса на деньги; монетаристская теория спроса на деньги.

Классическая количественная концепция  спроса на деньги основана на трех постулатах:

  • причинности (цены зависят от массы денег);
  • пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег);
  • универсальности (изменение количества денег одинаково влияет на цены всех товаров).

Классическая количественная теория спроса на деньги, как и всякая теория, постоянно развивалась, что приводило ее к определенной модификации. Значительный вклад в эту теорию внес Ирвинг Фишер, его формула уравнения обмена используется классиками для определения спроса на деньги: , где М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен (индекс цен); Y - объем выпуска.

Предполагалось, что V - величина постоянная. Следовательно, при постоянстве :

Преобразуем уравнение: , где - величина спроса на деньги.

В этом случае изменение количества денег в обращении может вызвать  пропорциональное изменение номинального ВНП (РY).Согласно классической концепции, реальный ВНП (РY) меняется медленно, а при изменении числа вовлекаемых факторов производства и технологии на коротких временных отрезках постоянен, поэтому применение количества денег в обращении окажет влияние только на номинальные переменные и не отразится на реальных переменных. Свойство денег не оказывать влияние на реальные показатели получило название нейтральности денег.

Изменение денежной массы в стране не имеет значения для реального сектора экономики и влияет лишь на номинальные показатели. Развитие кредитного обращения сблизило денежную массу с финансовыми активами. Поэтому экономисты Кембриджского университета преобразовали традиционную теоретическую модель, определяя массу денег через величину конечного продукта посредством показателя ликвидности: , где М - количество денежных единиц; Y - общественная величина производства в физическом выражении в единицу времени; Р – цена произведенной продукции; k - коэффициент, обратный скорости обращения денег, т.е. .

Тогда в общем виде функцию спроса на реальные кассовые остатки (РКО) можно представить: , или .

Из формулы видно, что трансакционный спрос на деньги определяется: величиной дохода; скоростью обращения денег.

Классики под спросом на деньги понимали только трансакционный спрос, т.е. спрос для совершения сделок.

Кейнсианская концепция  спроса на деньги. Дж. М. Кейнс выделил три мотива, порождающие спрос на деньги: трансакционный, предосторожности, спекулятивный.

Трансакционный мотив (спрос на деньги для сделок) - спрос для осуществления запланированных покупок и платежей.

Мотив предосторожности - желание хранить деньги для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег; это желание хранить наличные деньги для непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастные случаи, колебания цен на рынке, возможность совершить очень выгодную покупку и т.д.). В сущности, этот мотив является разновидностью трансакционного спроса - деньги нужны для сделок.

Мотив предосторожности противоречив: с одной стороны, индивид может потерять возможность иметь выгоду от совершения сделок, если он не сможет быстро получить наличные деньги, а с другой – чем больше он хранит денег на случай непредвиденных обстоятельств, тем больший процент он теряет, не вкладывая деньги в ценные бумаги, приносящие процент.

Вплоть до 30х гг. XX в. совокупный спрос на деньги ограничивался только трансакционным спросом. Неоклассики считали, что трансакционный мотив выступает единственным объяснением спроса на деньги. Кейнс и его сторонники утверждали, что кроме трансакционного спроса имеет место спрос, вызванный необходимостью приобретения финансовых средств. Этот спрос Кейнс назвал спекулятивным. Трансакционный спрос зависит от уровня дохода и не зависит от ставки процента. Поэтому его линия вертикальна (представлено на Рисунок 3.1).

Спрос на деньги для сделок определяется общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номинальному национальному доходу, а частота денежных поступлений - скорости обращения денег.

Информация о работе Натуральное хозяйство