Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:50, реферат

Краткое описание

Под эффективностью НТП понимают соотношение эффекта и вызвавших его затрат. Эффективность – относительная величина, измеряемая в долях единицы или процентах и характеризующая результативность затрат. Критерий эффективности – максимизация эффекта при заданных затратах или (чаще) минимизация затрат на достижение заданного эффекта.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

Решающими факторами вывода АПК из кризисного состояния и  устойчивого роста сельскохозяйственного  производства являются успешное развитие и освоение научно-технических достижений и инновационных предложений. Это  резерв, который не требует больших  материальных затрат, но от которого зависят  в конечном итоге эффективность  сельскохозяйственного производства, использование инновационных достижений на практике.

К сожалению, сегодня инновационный  потенциал АПК в стране используется в пределах 4-5%, в то время как в США этот показатель составляет 50%.

Доля наукоемкой продукции в  АПК России не превышает 0,3% от общего объема, а в развитых странах составляет более 20%.

Управление процессами разработки и освоения научно-технических достижений и передового производственного  опыта в сельском хозяйстве России в XXI веке должно приобрети определяющее значение.

Создание эффективной информационной среды в сельском хозяйстве, в  частности в инженерно-технической  системе, является актуальной задачей, как для сферы управления, так  и для производства и науки.

Без информационной составляющей трудно говорить в целом об освоении научно-технических  достижений, и наоборот, при распространении информации без освоения в производстве нельзя говорить об эффективной информационной сфере. Поэтому проблема внедрения (освоения) научно-технических достижений всегда играла исключительную роль в сельском хозяйстве.

Разные периоды развития сельскохозяйственного  производства характеризовали крайности: решение этой проблемы когда-то возлагалось  на ученых и не принесло ожидаемого результата, потом требования были повышены к производственникам о  востребованости научных идей в производстве, но здесь также не достигнуто прогресса.

Поэтому важное значение сегодня приобретает отработка механизма практического взаимодействия науки, сельскохозяйственного производства и органов государственного управления АПК. Один из компонентов такого взаимодействия – информацинно-консультационная и информационная обеспеченность АПК.

Основное задачей консультационной службы АПК России, как инструмента  реанимации агропроизводственной политики АПК, является содействие повышению эффективности агропромышленного производства путем создания и развития системы передачи сельхозтоваропроизводителям важнейших достижений науки и передового производственного опыта, то есть специальной системы внедрения (освоения) достижений НТП. Информационно-консультационная служба – это новые понятия и проблемы. Понятия ИКС стало звучать в нашей стране с 1994 года, хотя ещё в 1918 году, А.К.Чаянов выпустил монографию «Формы и методы общественной организации», в которой он описал опыт ИКС в России.

Затем он распространился за рубежом, а сейчас снова вернулся к нам. Существенного влияния на реформирование АПК ИКС пока не оказывает, но опыт ее деятельности показал востребованность служб внедрения со стороны сельхозтоваропроизводителей и большие возможности этой службы в части освоения инновационных технологий.

ИКС – это новая научно-практическая задача, т.к. ИКС является основным проводящим каналом знаний до сельхозтоваропроизводителей.

ИКС – это новое надежное направление  исследований, хотя мы находимся в  этом смысле в начале пути.

ИКС – это и новый инструмент реформирования АПК, но только с помощью  знаний и инноваций, сейчас ИКС в  субъектах  РФ развивается неоднозначно и на разной материально-технической  основе.

Минсельхоз России приступил к  формулированию информационно-консультационной службы только в 1993 году. В 1994 году было уже создано 22 региональных центра, в 1997 году – 26, а 1998 году – 33. В настоящее время ИКС зарегистрированы в 63 регионах.

В ИКС службах всех уровней работает около 1000 консультантов, оказывающих активную помощь сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок. Региональные и районные ИКС осуществили в 2001 году свыше 120 тысяч консультаций по различным проблемам агробизнеса. В специализированных семинарах, организованных ИК службами, приняло участие более 5000 специалистов сельскохозяйственного производства.

Особое внимание в работе ИК служб  уделяется таким вопросам, как  подготовка антикризисных управляющих, восстановление экономики неплатежеспособных хозяйств, реформирование сельхозпредприятий, маркетинг, менеджмент, бизнес-планирование, т.е. вопросам, тесно связанных с  процессом рыночных преобразований.

В целом, как показала практика, информационно-консультационная служба обеспечивает эффективное функционирование сельхозтоваропроизводителей в рыночных условиях и является действенным механизмом реформирования АПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве.

 

3.1.Техническая и научно-техническая  революция: их взаимосвязь и  развитие.

 

В экономической литературе существует три взаимосвязанных понятия: технический  прогресс, научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Технический прогресс представляет собой качественные изменения в  развитии технических средств, базирующихся на использовании новых видов  материалов и источниках энергии. Он имеет две формы развития: эволюционную и революционную. Эволюционная форма  предполагает постепенное качественное изменение техники и ее применение при соответствующем уровне производительных сил и в определенных исторических условиях. При революционной форме  развития происходят качественно новые  изменения во всех основных элементах  производственных сил, что создает предпосылки к движению технического прогресса на новый уровень.

Достижения естественных и технических  наук являются важнейшим источником развития техники и производительных сил на базе крупного машинного производства. Это означает, что революционная  форма технического прогресса представляет собой научно-технический прогресс.

Аналогично техническому прогрессу  у научно-технического прогресса  имеется также две формы развития: эволюционная и революционная. В  течение многих лет развитие машинного  производства и науки носило эволюционных характер. Медленное накопление научных  идей, недостаточная их проработка в практических условиях не способствовала качественным изменениям в средствах  производства.

При эволюционной форме развития научно-технического прогресса производственный процесс  совершенствуется в рамках одного и  того же технологического принципа, а  при революционной – происходит замена технологического принципа качественно  новым. Ускоренное развитие науки и  ее применение в материальном производстве в конце 60-х гг. явилось основным условием внедрения промышленных технологий в сельском хозяйстве и главным  фактором повышения производительности общественного труда. Все это  происходило в рамках революционной  формы научно-технического прогресса.

В современных условиях развития научно-технической  революции неизмеримо возрастает роль науки. Революционные изменения  в науке являются важным фактором общественного производства и находят  конкретное воплощение в новых средствах  и предметах труда, в новых  технологических принципах.

Прогресс науки и техники  на данном этапе развития научно-технической  революции вносит качественные изменения  в функции научно-технического прогресса  и в механизм его влияния на экономические результаты производства. Они сводятся главным образом  к тому, что внедрение научно-технического достижений способствует не только экономии живого, но и овеществленного (прошлого) труда.

Основными задачами инновационной  политики РФ, являются:

  • развитие научного и производственно-технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;
  • выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, определение конкретных организационных и экономических механизмов развития этих приоритетных направлений;
  • обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и добросовестной конкуренции;
  • создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;
  • внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.

Систему методов государственного регулирования НТП можно условно  разделить на две группы:

  • прямые (определение приоритетов развития науки и техники, формирование государственных органов управления, прогнозирование, планирование, разработка федеральных целевых программ, финансирование);
  • косвенные (стимулирование, кредитование, налогообложение, амортизационная политика и др.).

Государство определяет стратегические цели научно-технической политики, формирует систему органов, необходимых  для их реализации. В настоящее  время функции государственного регулирования НТП в РФ возложены на Министерство промышленности, науки и технологий, Правительственную комиссию по научно-инновационной политике, Министерство образования и другие органы. В конце 2001 г. в целях повышения эффективности государственной инновационной политики при Президенте РФ создан Совет по науке и высоким технологиям инновационной сфере РФ.

Особое место в стране занимают Российская академия наук (РАН), включающая в свой состав около 500 институтов и имеющая в своем составе  три отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и  строительства, художеств).

Важнейшими методами государственного регулирования НТП являются прогнозирование  и планирование. В мире осуществляется переход к долгосрочному стратегическому  планированию, во многих странах разрабатываются  планы научно-технического развития как минимум на 15 лет. В настоящее  время в России осуществляется лишь краткосрочное прогнозирование  НТП в рамках общей системы  прогнозирования экономики. Усилилось значение программно-целевого метода управления, и важнейшие научно-технические проблемы решаются с помощью ФЦП.

Наиболее действенным  методом прямого регулирования  НТП является финансирование. Мировая практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства вузов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.

В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а  также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования НТП имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и государственных предприятий.

Формы и методы бюджетного финансирования НТП зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а  в рамках прикладных наук – от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба. Государственные источники финансирования инноваций в РФ по объемам затрат, несмотря на все изменения, остаются основными, хотя доля их уменьшается. Одним из новых направлений финансирования науки является грантовое финансирование. Гранты представляют собой денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам международными и отечественными негосударственными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

В развитых странах правительства  в основном инвестируют развитие образования и фундаментальные  исследования, а до 70% затрат на НТП  осуществляется частным сектором. Так, в США некоторые корпорации вкладывают в исследования суммы, сопоставимые с государственными расходами: General Motors тратит 10 млрд долл., Ford – 7 млрд долл., IBM – 4 млрд долл. ежегодно. Собственные средства российских предприятий и организаций, предназначенных для научно-технического развития, то в настоящее время они сводятся к двум источникам: отчислениям от прибыли и амортизации основных фондов. В условиях экономической нестабильности большинство предприятий или имеет малую прибыль, или вообще ее не имеет, а амортизации не хватает даже для простого воспроизводства.

На протяжении нескольких лет различные исследователи  предлагают создание специализированного  инвестиционного банка инновационной  сферы, контрольный пакет которого принадлежал бы государству. Пока в  стране нет ни одного инвестиционного  банка, а Российский банк развития был  сориентирован на восстановление банковской сферы, а также на кредитование реального  сектора.

Во многих странах действуют  инновационные фонды (венчурные  фирмы), которые не предоставляют  ссуды, а приобретают у владельцев изобретений исключительное право  на их использование. Фонды ищут заинтересованные в новшествах организации и заключают  с ними предпринимательские договоры на условиях продажи лицензии или  соглашения о сотрудничестве на основе разделения рисков и взаимной выгоды. Подобный фонд также проводит доработку  нововведений, осуществляет расчеты, эксперименты и т.п. При отрицательном результате затраты венчурной фирмы не возмещаются, при успехе она получает обговоренную в договоре часть прибыли. По всей видимости, в случае создания полнокровной экономической системы такие фонды, банки будут играть более заметную роль в финансировании НТП, что вызовет отмирание административных форм воздействия на финансирование инновационного рынка.

Информация о работе Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве