Научные методы теоретического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:00, контрольная работа

Краткое описание

Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….3

I. Научное исследование. …………………………………………………….…..4

II. Теоретические методы научного исследования ………………………......5-8

Заключение………………………………………………………………………...9

Литература…………………………………………………………………….....10

Вложенные файлы: 1 файл

осн.эконом.исследования.docx

— 29.95 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки

 

 

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Институт «Верхневолжье»

 

 

 

 

Дисциплина: «Основы экономических исследований»

 

 

Контрольная работа

 

Тема: «Научные методы теоретического исследования»

 

 

 

Выполнила студентка 2-го курса 

Группа 2-ЭЗ-22

Специальность экономика

Писаренко Ю.В.

___________________________

 

Научный руководитель

                                                      К.ю.н. доц. Е.Г.Войлошникова

___________________________

 

 

 

Тверь 2013

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………….….3

 

I. Научное исследование. …………………………………………………….…..4

 

II. Теоретические методы научного исследования ………………………......5-8

 

Заключение………………………………………………………………………...9

 

Литература…………………………………………………………………….....10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных  знаний.

Не  всякое знание можно рассматривать  как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек  лишь на основе простого наблюдения. Эти  знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает  так или иначе, и предсказать  дальнейшее его развитие.

Правильность  научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные  знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания  истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1. Научное  исследование.

 

         Формой существования и развития науки является научное исследование. Цель научного исследования - определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Одним из важнейших требований, предъявляемых  к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь  между изучаемыми явлениями и  процессами и сделать научные  выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования. Общие методы научного познания:

         Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных научных проблем  и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных  методов решения. Разумеется, такие  методы имеют весьма специфический  характер. Они никогда не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта.

          Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

            Общие методы научного познания  обычно делят на две большие  группы:

1)методы  эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2)методы  теоретического исследования (абстрагирование,  анализ и синтез, идеализация,  индукция и дедукция, мысленное  моделирование, восхождение от  абстрактного к конкретному и др.).

                    Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер.

              Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности (процедура исследования). Эти планы и последовательность действий

зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале  разрабатывается основной предплановый документ - технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические  и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет  и результаты работы внедряются в  производство.

4

2.Теоретические методы научного исследования.

 

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в  сущность исследуемых явлений, с  познанием и формулированием  в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений. Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления. Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования: «Изучать – значит: –не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно; – измерять все, что подлежит измерению; – определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями; – находить закон; – составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; – проверять гипотезы опытом; – составлять теорию изучаемого».

            К теоретическим методам научного исследования относят прежде всего гипотетико-дедуктивный метод. Основная его идея состоит в выдвижении некоторых гипотез и последующей эмпирической проверке их дедуктивных следствий. При этом сами гипотезы не являются непосредственно проверяемыми утверждениями. Другие теоретические методы – формализация,  аксиоматизация, являются методами работы прежде всего с теоретическим знанием и не имеют, в отличие от гипотетико-дедуктивного метода, непосредственного контакта с эмпирическим материалом для проверки получаемых результатов.

              Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении (дедукций) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. Поскольку в дедуктивном рассуждении значение истинности переносится на заключение, а посылками служат гипотезы, то и заключение гипотетико-дедуктивного рассуждения имеет лишь вероятностный характер. Соответственно типу посылок Гипотетико-дедуктивные рассуждения разделяют на две основные группы. К первой, наиболее многочисленной группе относят рассуждения, посылками которых являются гипотезы и эмпирические обобщения, истинность которых еще нужно установить. Ко второй относятся гипотетико-дедуктивные выводы из таких посылок, которые заведомо ложны или ложность которых может быть установлена. Выдвигая некоторое предположение в качестве посылки, можно из него дедуцировать следствия, противоречащие хорошо известным фактам или истинным утверждениям. Таким путем в ходе дискуссии можно убедить оппонента в ложности его предположений. Примером является метод приведения к абсурду.

С логической точки зрения гипотетико-дедуктивная  система представляет собой иерархию гипотез, степень абстрактности  и общности которых 

увеличивается по мере удаления от эмпирического  базиса. На вершине 

5

располагаются гипотезы, имеющие наиболее общий  характер и поэтому обладающие наибольшей логической силой. Из них как из посылок выводятся гипотезы более низкого уровня. На самом низшем уровне системы находятся гипотезы, которые можно сопоставить с эмпирическими данными.

Такое построение научных теорий имеет большое  методологическое значение в связи  с тем, что не только дает возможность  исследовать логические взаимосвязи  между гипотезами разного уровня абстрактности, но и позволяет осуществлять эмпирическую проверку и подтверждение  научных гипотез и теорий. Гипотезы самого низкого уровня проверяются  путем сопоставления их с эмпирическими  данными. Если они подтверждаются этими  данными, то это служит косвенным  подтверждением и гипотез более  высокого уровня, из которых логически  выведены первые гипотезы.

              Наиболее общие принципы научных теорий нельзя непосредственно сопоставить с действительностью, с тем чтобы удостовериться в их истинности, ибо они, как правило, говорят об абстрактных или идеальных объектах, которые сами по себе не существуют в действительности. Для того чтобы соотнести общие принципы с действительностью, нужно с помощью длинной цепи логических выводов получить из них следствия, говорящие уже не об идеальных, а о реальных объектах. Эти следствия можно проверить непосредственно.

             Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода считают метод математической гипотезы, который используется как важнейшее эвристическое средство для открытия закономерностей в естествознании.

Обычно в  качестве гипотез здесь выступают  некоторые уравнения, представляющие модификацию ранее известных  и проверенных соотношений. Изменяя  эти соотношения, составляют новое  уравнение, выражающее гипотезу, которая  относится к неисследованным  явлениям.

                Идеализация –  процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов. В процессе идеализации, с одной стороны, исследователь отвлекается от многих свойств реальных объектов и сохраняет лишь те из них, которые его интересуют, с другой — вводятся в содержание образуемых понятий такие признаки, которые в принципе не могут принадлежать реальным объектам. В результате идеализации возникают идеальные, или идеализированные, объекты, напр., «материальная точка», «прямая линия», «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «инерция» и т. п. Любая наука, выделяя из реального мира свой аспект для изучения, пользуется идеализацией и идеализированными объектами. Плодотворность научных идеализаций проверяется в эксперименте и материальной практике, в ходе которой осуществляется соотнесение теоретических идеализированных объектов с реальными вещами и процессами.

               Формализация (от лат. forma – вид, образ) – отображение

результатов мышления в точных понятиях и утверждениях. При 

6

формализации  изучаемым объектам, их свойствам  и отношениям ставятся в соответствие некоторые устойчивые, хорошо обозримые  и отождествимые материальные конструкции, дающие возможность выявить и зафиксировать существенные стороны объектов. Формализация уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с разной степенью полноты.

Выражение мышления в естественном языке можно считать  первым шагом формализации. Дальнейшее ее углубление достигается введением  в обычный язык разного рода специальных  знаков и созданием частично искусственных  и искусственных языков.

            Логическая формализация направлена на выявление и фиксацию логической формы выводов и доказательств. Полная формализация теории имеет место тогда, когда совершенно отвлекаются от содержательного смысла ее исходных понятий и положений и перечисляют все правила логического вывода, используемые в доказательствах.

              В формализованной теории доказательство не требует обращения к содержанию используемых понятий, их смыслу. Доказательство является здесь последовательностью формул, каждая из которых либо есть аксиома, либо получается из аксиом по правилам вывода. Проверка такого доказательства (но не его отыскание) превращается в чисто механическую процедуру, которая может быть передана компьютеру.

                Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Многие проблемы не могут быть не только решены, но даже сформулированы, пока не будут формализованы связанные с ними рассуждения. Так обстоит дело, в частности, с широко используемым по­нятием алгоритма и вопросом о том, существуют ли алгоритмически неразрешимые проблемы.

                 Аксиоматический метод –  способ построения научной теории, при котором какие-то положения теории избираются в качестве исходных, а все остальные ее положения выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательств. Положения, доказываемые на основе аксиом, называются теоремами. Аксиоматический метод – особый способ определения объектов и отношений между ними. Этот метод  зародился еще в античности и приобрел большую известность благодаря «Началам» Евклида, появившимся около 330 – 320 гг. до н. э. Евклиду не удалось, однако, описать в его «аксиомах и постулатах» все свойства геометрических объектов, используемые им в действительности; его доказательства сопровождались многочисленными чертежами. Сейчас аксиоматические теории нередко формулируются как формализованные системы, содержащие точное описание логических средств вывода теорем из аксиом.

Информация о работе Научные методы теоретического исследования