Научные основы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:32, лекция

Краткое описание

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда.

Содержание

1.1. Понятие национальной экономики.
1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики.
1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по Национ. эконом Болдака А. К.3.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Признание проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально-ориентированной модели экономики.

Социально-ориентированная  рыночная экономика – тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.

 

2.Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов производства, финансовые и товарные. Рынок факторов производства (или рынок ресурсов): земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность (управление). Эти факторы непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.

Рынок земли – это часть системы земельных отношений, основу которой составляет механизм согласования интересов землевладельцев и землепользователей с интересами государства и общества в целом.

С 1 января 2009 года в действие вступил новый Кодекс о земле. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Установлен запрет на передачу в частную собственность земель следующих видов: земли сельскохозяйственного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; под дорогами и иными транспортными коммуникациями; общего пользования, подвергшиеся радиоактивному загрязнению; земли занятые разведанными месторождениями полезных ископаемых; земли на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся только в государственной собственности.

Согласно Кодекса о  земле, местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки физическим лицам в аренду и в собственность. Цена земли определяется на основании ее кадастровой оценки. Приобрести землю в собственность юридические лица могут следующими способами: по результатам аукциона - для строительства объектов; без проведения аукциона – для целей обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений, которые находятся на приобретаемой земле.

Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов производства, который функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.

Рынок ссудного капитала - рынок среднесрочных и долгосрочных ссуд, определяющий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ.

В настоящее время  в РБ наиболее развитым является рынок  государственных облигаций с  купонным доходом.

Барьеры для  развития рынка капитала:

- требование о проведении  открытой подписки и проведение оплаты до регистрации акций;

- жесткие требования  к документам при совершении  сделок;

- ограниченная номенклатура  выпускаемых ценных бумаг;

- налогообложение сделок с производными инструментами;

- не установленные  законодательством четкие критерии необходимости обращения в антимонопольный комитет, поэтому любая сделка купли-продажи акций должна получать согласие антимонопольного комитета.

Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда.

Государственное регулирование на рынке труда осуществляют органы службы занятости, в соответствии с Государственной программой содействия занятости, по направлениям: трудоустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда социальной защиты населения.

 

 

6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

  1. Цели, функции и методы государственного регулирования.
  2. Структура государственного управления в Республике Беларусь.
  3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси.
  4. Денежно-кредитная система Беларуси.
  5. Бюджетно-налоговая система Беларуси.
  6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Цель государственного регулирования национальной экономики - обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.

Функции государственного регулирования экономики:

  1. целевая;
  2. направляющая и координирующая;
  3. функция распределения и перераспределения;
  4. стимулирующая;
  5. контрольная.

Методы государственного регулирования:

1. Правовые.

2. Административные.

3.Экономические.

2.Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. .




 

 

 

Рис. Структура республиканских  органов государственного управления/

Министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную  политику, осуществляющим регулирование  и управление в определенной отрасли  и координирующим деятельность в  этой отрасли других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и др). На территориальном уровне государственное управление экономикой осуществляют также областные исполнительные комитеты.

В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда

3. Планирование национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.

 С точки зрения временного аспекта планы бывают:

  • долгосрочные: планы на период от 15—20 лет;
  • среднесрочные: срок 3—5 лет;
  • краткосрочные: планы сроком до 1 года.

Выделяют следующие  формы планирования:

1) Директивное планирование.

2) Стратегическое планирование.

3) Индикативное планирование.

Прогнозирование национальной экономики — это процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических условий и объектов, тенденций их развития, являющийся основой для принятия решений государством.

Программирование социально-экономического развития – метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ с определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата.

В РБ на различные  периоды времени разрабатываются  следующие документы:

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет.

2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период.

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет.

4. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.

Также система планирования и прогнозирования экономики  Республики Беларусь включает следующие  комплексные документы:

  1. Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 годы.
  2. Государственной программой укрепления аграрной экономки и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.
  3. Национальная программа демографической безопасности РБ на 2011-2015 годы.
  4. Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.
  5. Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др.

 

4. Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения.

Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определяющими механизм функционирования денежно-кредитной системы. С марта 1993 года белорусский рубль начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются «Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые  и утверждаемые Правлением Национального банка и предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября Президенту РБ.

В соответствии с Законом  «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система:

1) первый уровень - Национальный банк;

 2) второй уровень - банки и небанковские финансовые организации

Правовой основой функционирования национальной банковской системы в  настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года.

Основные показатели, характеризующие функционирование банковской системы Республики Беларусь:

    1. Ставка рефинансирования (%).
    2. Прирост международных резервных активов РБ в определении специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда (млрд. долларов США).
    3. Прирост рублевой денежной массы (%).
    4. Прирост нормативного капитала (%).
    5. Прирост требований банков к экономике (%).
    6. Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску (%).
    7. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков (%).

В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные  цели денежно-кредитной политики РБ:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции;

• дальнейшее наращивание  нормативного капитала;

• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных  денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

• снижение общего уровня процентных ставок в экономике при  условии обеспечения финансовой стабильности;

• обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.

Информация о работе Научные основы национальной экономики