Национальная инновационная система России: проблемы и цели развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 09:01, статья

Краткое описание

Вопросы модернизации и необходимости инновационного развития обсуждались в российских общественно-политических кругах с переменной активностью, начиная с первой половины 2000-х годов. В конце 2007 — начале 2008 годов данные обсуждения переросли в более активные попытки формирования инновационной экономики и развертывания модернизационных процессов в российской промышленности. Однако сложившаяся на тот момент мировая конъюнктура создала весьма непростые условия для перехода экономики России на рельсы инновационного развития. По сей день Россия, как и большинство стран современного мира, ощущает на себе влияние мирового экономического кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья.docx

— 23.80 Кб (Скачать файл)

На тему «Национальная инновационная система России: проблемы и цели развития».

Вопросы модернизации и необходимости  инновационного развития обсуждались  в российских общественно-политических кругах с переменной активностью, начиная  с первой половины 2000-х годов. В  конце 2007 — начале 2008 годов данные обсуждения переросли в более  активные попытки формирования инновационной  экономики и развертывания модернизационных процессов в российской промышленности. Однако сложившаяся на тот момент мировая конъюнктура создала весьма непростые условия для перехода экономики России на рельсы инновационного развития. По сей день Россия, как и большинство стран современного мира, ощущает на себе влияние мирового экономического кризиса. Начавшись в 2007 году с финансового кризиса, современный кризис все более приобретает черты структурного кризиса. Будущее России во многом зависит от того, сможет ли руководство страны выработать качественно новую модель экономического развития, способную разрешить накопленные к настоящему моменту проблемы и противоречия экономики России.

Технологическая модернизация, в рамках которой должны быть восстановлены  существующие изношенные основные фонды, смело может быть включена в перечень неотложных дел. Общее состояние  производственного потенциала экономики  России в настоящий момент плачевно. Национальная инновационная система (далее-НИС) России обладает рядом принципиальных недостатков, которые мы можем условно сгруппировать следующим образом:

1) проблема взаимодействия  институтов НИС: слабый уровень  взаимодействия между наукой  и бизнесом, недостаточная координация  между государственным и частным  сектором в разработке приоритетов  научно-технического и инновационного  развития и мер их реализации. Иными словами, три основных  агента, обеспечивающих функционирование  инновационной системы страны: государство,  наука и бизнес не находятся  в состоянии многостороннего,  системного взаимодействия. Если  связи государство-наука и государство-бизнес  существуют и функционируют с  относительной успешностью, того  же самого нельзя сказать про  связь между наукой и бизнесом. Стоит заметить, что именно в  результате такого взаимодействия  должна происходить коммерциализация  научных исследований и разработок.

2) проблемы недофинансирования  институтов НИС: недостаточность  финансирования как фундаментальной,  так и прикладной науки; дороговизна  и сложность в получении финансовых  ресурсов для компаний, осуществляющих  инновационную деятельность. Это  является препятствием для возникновения  новых инновационных компаний  и т.н. «старт-апов». Проблемой является и то, что большую долю в финансировании исследований и разработок в России осуществляет государство за счет средств бюджета. Незначительная доля средств частных компаний в общем числе затрат на исследования и разработки косвенно подтверждает слабость связи между наукой и бизнесом в России.

 
3) низкая инновационная активность  коммерческого сектора. Количество предприятий, занимающихся технологическими инновациями в России, меняется очень незначительно. При этом типичным видом инновационных проектов, осуществляемых в России, являются мелкие усовершенствования уже существующей продукции, а также копирование уже известных товаров и технологий других производителей. Наиболее весомое количество инновационных проектов российских компаний связано с приобретением машин и оборудования. Исследования и разработки находятся лишь на втором месте и, как показывает статистика, доля исследований и разработок в общем числе инновационных проектов российских компаний неуклонно падает.

 
4) низкий спрос на инновационную  продукцию, низкий уровень развития  инновационной культуры. Динамика  развития производства инновационных  товаров, как и любых других, находится в зависимости от  спроса на данные товары со  стороны потребителей. Активно внедряемые  в настоящий момент меры стимулирования  инновационной активности сконцентрированы, в основном, на компаниях-инноваторах, создающих предложение инновационной продукции. В то же время, меры по стимулированию спроса коммерческих компаний на инновационную продукцию остаются незначительными.

Слабая степень развитости так называемой инновационной культуры в российском обществе создает дополнительные препятствия для перехода к инновационной экономике. 
Ситуацию усугубляет отсутствие четкого понимания целей и задач, которые ставятся перед инновационной системой нашей страны. В соответствии с основными положениями общей теории систем, любая система обладает целью, и эта цель является неотъемлемым атрибутом существования данной системы. Цель формирования национальной инновационной системы России должна совпадать с целями, которые в настоящий момент ставятся перед страной в целом. Целью НИС России должны быть модернизация промышленности и повышение уровня жизни в стране, а также укрепление позиций в мировой экономике. Именно процесс достижения этих целей должен детерминировать все действия, предпринимаемые для строительства и развития НИС нашей страны. 
Одновременное проведение технологической модернизации и организации перехода страны к инновационной экономике является весьма сложной и кропотливой задачей для НИС России. Разрешение данной задачи усложняется еще и тем, что России необходимо сделать это в максимально короткие сроки, так как состояние промышленности уже становится критическим, а отставание от мировых технологических лидеров все нарастает. При этом переход к инновационной экономике без осуществления модернизации существующих производств, на наш взгляд, не представляется возможным. 
Положительной предпосылкой для реализации поставленных перед российской инновационной системой целей можно назвать современное состояние мировой технологической конъюнктуры. По мнению ряда исследователей, мы в настоящий момент являемся свидетелями процесса смены технологических укладов. Пятый технологический уклад, ключевыми технологиями которого являются информационные технологи, электронная промышленность, вычислительная и оптико-волоконная техника, находится в завершающей стадии своего развития. Одновременно происходит формирование и медленное развертывание шестого технологического уклада, основу которого будут составлять нанотехнологии, биотехнологии и генная инженерия. Базовые технологии формирующегося технологического уклада должны будут не только стать основой новых секторов промышленного производства, но и поднять на качественно новый уровень уже существующие производства, смежные с новыми отраслями.

Именно в подобные моменты  для стран, оказывающихся в роли технологических преследователей, открываются так называемые «окна технологических возможностей» для быстрого сокращения отставания в технологиях более ранних укладов, а также для быстрого развития технологий нового уклада с целью создания конкурентных преимуществ. Возникновение «окон возможностей» обусловлено динамикой входных барьеров в новую отрасль. Эта динамика, в свою очередь детерминирована изменениями, происходящими в структуре затрат, необходимых на освоение технологии — в зависимости от фазы жизненного цикла данной технологии. 
В первой фазе развития новой технологии входные барьеры преодолимы, так как фирма — инноватор несет основные затраты на приобретение минимума необходимых научных и технологических знаний и на формирование благоприятных локальных условий на новом открытом рынке. Успешность инноватора на данной стадии зависит от того, насколько эффективно он сможет прирастить или использовать уже существующие научные знания для создания нового продукта с высоким коммерческим потенциалом. В финальной фазе зрелости технологии барьеры входа также преодолимы, так как основная масса затрат приходится на фиксированные инвестиции, необходимые для приобретения необходимого оборудования и механизмов. В данном случае успех входящих в отрасль компаний зависит от объема доступных финансовых средств, а также от эффективности и скорости освоения технологического опыта.

В контексте рассмотренных  выше целей НИС России, мы можем  заключить, что руководство страны должно быть заинтересовано в использовании  обоих «окон возможностей». Следует  подчеркнуть, что цели, которые может  достигнуть Россия, используя «окна  технологических возможностей»  на начальной и на завершающей  стадиях жизненного цикла технологии различны. Модернизация экономики и  восстановление технологического потенциала российской промышленности, являющиеся наиболее критичными для России в  настоящий момент, могут быть осуществлены в результате быстрого освоения технологий пятого технологического уклада, находящегося в финальной стадии развития. Научные  знания, составляющие основу пятого технологического уклада давно общеизвестны, а внешняя  среда для данных технологий уже  сформировалась и утвердилась. Поэтому  успешность использования этого  «окна возможностей» зависит  от наличия у российских компании доступных финансовых средств на приобретение необходимых технологий.

Переход России к инновационной  экономике может быть успешно  осуществлен благодаря эффективному использованию «окна технологических  возможностей», открывающегося на первом этапе жизненного цикла технологий шестого уклада. Для эффективного использования этого «окна», промышленным предприятиям необходимо обеспечить приращение научных знаний, а также формирование необходимых внешних условий  для развития новых технологий.

Необходимо отметить, что  для освоения нового «окна технологических  возможностей» Россия обладает рядом  принципиальных преимуществ. Российские научные и исследовательские  организации, обеспечивающие прирост  научного знания, в том числе, и в отраслях науки, создающих базу для ключевых технологий шестого технологического уклада, все еще достаточно сильны. Второй момент заключается в том, что «в некоторых случаях окружающая среда, сформированная предшествующим технологическим развитием, способна сдерживать распространение радикальных новшеств». Учитывая, что российские производства, относящиеся к предыдущему, пятому технологическому укладу недостаточно распространены и развиты, они не будут создавать противодействия коммерциализации и распространению инноваций шестого технологического уклада. 
Таким образом, сложившиеся на настоящий момент в мировой технологической конъюнктуре условия можно считать благоприятными для достижения целей, поставленных перед национальной инновационной системой России. Однако сможет ли российская НИС реализовать это преимущество, зависит во многом от того, насколько системны, эффективны и скоординированы будут действия государства по разрешению существующих проблем инновационной системы России. Учитывая, что модернизацию и переход к инновационному развитию можно условно отнести к двум принципиально разным «окнам технологических возможностей», первое, что необходимо сделать — это пересмотреть существующий перечень приоритетных направлений развития науки и технологии, а также перечень критических технологий Российской Федерации. В результате пересмотра из перечня критических технологий, широкого и, во многом излишне пространного, должны быть выделены два более четких и коротких списка технологий. Один из них должен будет содержать технологии, которые российская промышленность должна будет заимствовать у стран, обладающих этими технологиями, используя «окно возможностей» завершающей стадии технологического жизненного цикла. Второй перечень должен включать несколько критических технологий и направлений развития науки, которые должны впоследствии стать основой международной конкурентоспособности российской экономики. На базе данных технологий должен быть осуществлен переход на рельсы инновационного развития, используя «окно технологических возможностей», открывающееся на этапе зарождения технологий шестого технологического уклада.

При формировании обоих перечней приоритетных технологий необходимо помнить, что они в обязательном порядке  должны быть взаимосвязаны и должны составлять в общем итоге целостную  технологическую систему, на базе которой  будет происходить дальнейшее инновационное  развитие России. Основой этих новых  перечней приоритетов технологического развития Российской Федерации должны быть не только технологии, которые, по мнению специалистов, будут являться базовыми для нового уклада, но и  те технологические области, в которых  российская промышленность обладает преимуществами в настоящий момент. Иными словами, при выборе приоритетных технологий должен учитываться принцип исторической эволюции и зависимости от прошлых  состояний. Например, топливо — энергетический комплекс можно без сомнения отнести  к сильнейшим отраслям российской промышленности, обеспечивающим существенную долю доходов  бюджета страны. При этом в рамках топливо-энергетического комплекса  возможно развитие как сложного машино- и приборостроения, так и перспективных био- и нанотехнологий.

Последующими шагами после  определения перечней приоритетных технологий должны стать меры, направленные на разрешение принципиальных проблем  современной инновационной системы России, препятствующих эффективной реализации целей НИС. Все приведенные выше проблемы НИС имеют системный характер. Ни проблемы взаимодействия между наукой, государством и бизнесом, ни проблемы недостаточного финансирования инновационных институтов, ни, тем более, проблема низкой инновационной активности коммерческих предприятий и отсутствия спроса на продукцию инновационного сектора не могут быть решены быстро и требуют длительной и кропотливой работы по настройке инновационной системы. Учитывая, что время работает против российской НИС, меры, которые будут использованы руководством страны, должны абсорбироваться элементами НИС России максимально быстро и эффективно. 

Список литературы:

 
1.Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. — М: Экономика, 2010. — С. 110-111. 
2.Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации /Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., 2009. http://mon.gov.ru/files/materials/6333/09.11.11-bd-rus.pdf, дата обращения — 31.10.2011 
 
3.Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. 
4.Подробнее про «окна технологических возможностей» можно прочитать в статье В.Е. Дементьева. Дементьев В.Е. «Догоняющее развитие через призму «длинноволновой» технологической динамики: аспект «окон возможностей» в кризисных условиях» // Российский экономический журнал. — 2009. — № 1–2. 

 


Информация о работе Национальная инновационная система России: проблемы и цели развития