Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа
Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
• конкурентоспособность товара;
• конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы);
• отраслевая конкурентоспособность;
• конкурентоспособность стран.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности страны
1.2 Методы оценки конкурентоспособности страны
1.3 Взаимосвязь конкурентоспособности экономики страны и уровня ее социально – экономического развития
ГЛАВА 2
2.1 Описание рейтингов
2.2 Кластерный анализ
2.3 Регрессионная модель
ГЛАВА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Лучшими измерителями национальной конкурентоспособности, по мнению многих учёных, являютсяпроизводительность труда, отражающая степень, в которой нация может быть низкозатратным производителем при условии высокой заработной платы, и полная факторная производительность, измеряющая выпуск, произведенный данным количеством труда и капитала, и указывающая на уровень применяемой технологии.
К настоящему времени международные
хозяйственные связи стали
3. Стратегические факторы
Третья группа факторов формирования макроконкурентоспособности – стратегическая. Эта группа факторов решает наиболее важные и долгосрочные задачи обеспечения конкурентоспособности страны.
Каждая страна должна иметь свою стратегию развития, в рамках которой просчитываются конкурентные преимущества и слабые стороны (существование или возможность возникновения угроз). Главная задача – не дать возможность конкуренту понять, как устроена деятельность фирмы, какие комбинации деятельности дают ей главные преимущества на рынке. Нечто подобное, но в гораздо более сложной форме и конфигурации имеет место и на макроуровне.
Одним из проявлений стратегического
подхода к долгосрочному
Политика повышения
Более того, именно знания, закрепленные в человеческом капитале и технологии, считаются сейчас двигателями производительности и экономического роста. Для эволюции экономики, ведомой знанием, центральным является развитие и диффузия информационных технологий, позволяющих трансформировать знания в информацию и в закодированном виде передать их через компьютеры и коммуникационные сети. По оценкам, более 50 процентов ВВП в основных странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уже создается на базе знаний, а успех национальной экономики определяется эффективностью в сборе и использовании знаний и технологий. Поэтому в странах ОЭСР особенно велика потребность в высококвалифицированном труде – носителе знаний.
Создание благоприятной среды для развития экономики, ведомой знанием, является главным содержанием национальной научной и технологической политики, а также политики усиления конкурентоспособности.
Сегодня, по сути, идет формирование новой теории внешней торговли, основанной на признании абсолютных конкурентных преимуществ стран на базе технологических и структурных факторов. Это потребовало пересмотра традиционных подходов к государственной политике повышения конкурентоспособности. Прежде всего произошел переход от преимущественного использования ценовых факторов к сочетанию ценовых и неценовых.
Уплотняются связи между отдельными уровнями формирования конкурентоспособности, например между мезо- и макроуровнями. В условиях технологического прогресса была признана зависимость конкурентоспособности корпораций от социального и институционального климата в стране.
В новом контексте были поставлены под сомнение многие традиционные приемы промышленной политики, в частности государственная помощь отдельным отраслям или крупным фирмам, а также выделение и поддержка стратегических отраслей. При этом стало очевидным, что типы национальных конкурентных преимуществ можно сознательно выбрать в пределах данных ограничений и создать их с помощью целенаправленных действий фирм и правительства. Однако их можно и легко потерять в периоды радикальных технологических или экономических изменений, если подорвать условия технологического накопления, что, к сожалению, произошло и происходит в России.
Вообще же совокупность стратегических факторов выходит далеко за рамки промышленной или технологической политики. Они охватывают стратегию развития всего социума в целом, во всем его социокультурном своеобразии.
Стратегические факторы формирования макроконкурентоспособности должны решать главную задачу – обеспечение сохранения социокультурной уникальности данной страны и оптимальное использование этой уникальности в укреплении ее конкурентных позиций в мировой экономике.
К слову сказать, Россия на сегодняшний день являет собой уникальный пример отсутствия реального стратегического конкурентного преимущества, и, более того, на протяжении 10 последних лет в ней наблюдается явление, получившее название “стратегического вакуума”.
Перевод страны на рыночную модель хозяйствования – это всего лишь смена инструментария операционной эффективности, но никак не стратегия развития. Да и цели, которые ставились перед реформами по повышению оперативной эффективности, не были достигнуты. Более того, Россия за период реформ потеряла много конкурентных преимуществ.
1.2 Методы оценки
Оценку конкурентоспособности стран и рынков осуществляют несколько ведущих организаций мира:
- OECD (Организация экономического сотрудничества и развития),
- World Bank Group (Группа Мирового Банка),
- World Economic Forum (Всемирный экономический форум), а также
- IMD, (International Institute for Management Development) - Международный институт развития управления.
Оценки двух последних считаются наиболее
авторитетными.
- The Global competitiveness Report 2011-2012. WEF.
- World CompetitivenessYearbook IMD 2011
- Doing business, 2011. World Bank Group
(http://russian.doingbusiness.
Учитывая постоянный прогресс теоретических и прикладных экономических исследований, методология, используемая Всемирным экономическим форумом для оценки конкурентоспособности стран, со временем неминуемо эволюционирует. Последним шагом в этой эволюции стал Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК), разработанный в сотрудничестве с профессором Хавьером Сала-и-Мартином из Колумбийского университета и впервые представленный в 2004 году. С тех пор ИГК стал главным индексом ВЭФ для измерения национальной конкурентоспособности.
ИГК был разработан для оценки потенциала роста стран в среднесрочной и долгосрочной перспективе, учитывая их текущий уровень развития и тот факт, что конкурентоспособность - «это набор институтов, политик и факторов, которые определяют уровень производительности страны».
ИГК вобрал в себя основные новейшие экономические идеи о конкурентоспособности и, с учётом сложности процесса экономического роста, принимает во внимание взвешенное среднее значение большого числа разных компонентов, каждый из которых касается одного из аспектов конкурентоспособности.
12 составляющих
1. Институты
Институциональное окружение формирует базу, в рамках которой частные предприниматели, компании и правительства взаимодействуют друг с другом, таким образом, имея существенное влияние на конкурентоспособность и экономический рост. Качество институционального окружения влияет на то, как разные общества распределяют свои преимущества и несут потери от реализации стратегий и программ развития. Кроме того, оно сказывается на инвестиционных решениях и организации производства.
2. Инфраструктура
Высокоразвитая инфраструктура имеет большое значение для эффективного функционирования экономики, поскольку она является важным фактором, определяющим место расположения экономической деятельности, а также виды деятельности или секторы, которые могут развиться в экономике. Высококачественная инфраструктура уменьшает влияние расстояний между регионами, что обеспечивает реальную интеграцию национального рынка и связь с рынками других стран и регионов. Она также стимулирует движение рабочей силы по стране в поиске
наиболее пригодных рабочих мест. Экономика также зависит от бесперебойного снабжения электроэнергией в необходимом объёме, что обеспечивает надлежащий режим работы предприятий и заводов. Наконец, широкая и развитая телекоммуникационная сеть гарантирует быстрый и свободный поток информации.
3. Макроэкономическая среда
Макроэкономическая среда сама по себе не может увеличить производительность страны. Однако макроэкономический хаос серьёзно вредит экономике. Компании не в состоянии принять обоснованные решения при неустойчивом уровне цен, а финансовый сектор не может функционировать при значительном дефиците бюджета страны. Государство не может эффективно предоставлять услуги, если оно вынуждено выплачивать громадные проценты по прошлым долгам.
4. Здравоохранение и начальное образование
Здоровая рабочая сила имеет наибольшее значение для конкурентоспособности и производительности страны. Больные работники создают значительные дополнительные расходы для бизнеса, поскольку отсутствуют или работают менее производительно. Инвестиции в здравоохранение чрезвычайно важны как с экономической, так и с моральной точки зрения. Кроме здоровья, эта составляющая также учитывает охват и качество начального образования населения.
5. Высшее образование и профессиональная подготовка
Качественное высшее образование и профессиональная подготовка имеют решающее значение для экономик, которые стараются двигаться вперёд по цепочке создания добавочной стоимости, не ограничиваясь простыми производственными процессами и продукцией. Для учёта такой концепции в данной группе факторов оценивается как уровень зачисления в школы и ВУЗы, так и качество образования. Уровень производственного обучения и наличие профессиональной подготовки также учитываются, поскольку они обеспечивают работникам возможность регулярно улучшать свои навыки при работе с постоянно обновляющимися производственными системами.
6. Эффективность рынка товаров
Страны с эффективными рынками товаров производят необходимый ассортимент товаров и услуг с учётом условий спроса-предложения. Кроме того, такие рынки гарантируют, что товары будут продаваться и покупаться наиболее эффективным образом. Здоровая рыночная конкуренция на внутреннем и внешнем рынках важна для повышения рыночной эффективности и, соответственно, производительности бизнеса. Она гарантирует выживание наиболее эффективным предприятиям. Эффективность рынка также учитывает условия спроса, который вынуждает компании быть более прогрессивными и ориентированными на потребности клиента, таким образом, стимулируя здоровую конкуренцию.
7. Эффективность рынка труда
Эффективность и гибкость рынка труда крайне важны для обеспечения быстрого перемещения работников из одного сектора в другой, что стимулирует наиболее эффективное их использование в экономике и создаёт необходимые условия для максимальной самоотдачи на рабочем месте. Кроме того, гибкость рынка труда предполагает, что бизнес может независимо изменять заработную плату работникам и, что отношения между работодателем и работником стабильно хорошие. Эффективность рынка труда обеспечивает равенство между женщинами и мужчинами, квалифицированный менеджмент и возможность удерживать таланты от выезда заграницу.
8. Уровень развития финансового рынка
Эффективный финансовый сектор даёт возможность размещения ресурсов, сэкономленных гражданами страны или инвестированных другими странами, там, где эти ресурсы являются наиболее продуктивными. Развитый финансовый сектор направляет ресурсы не тем, кто имеет политические связи, а наиболее эффективным предпринимателям или инвестиционным проектам с наибольшей ожидаемой прибылью, что предусматривает тщательную оценку рисков. Хорошо функционирующий финансовый рынок создаёт продукты и услуги, которые необходимы бизнесу и предпринимателям, из таких источников как кредиты, фондовый рынок и венчурный капитал.
9. Технологическая готовность
В этой группе оценивается скорость, с которой экономика перенимает и использует, но не обязательно развивает, новые технологии для повышения
производительности своих секторов. В современном мире возможность перенимать и использовать новые технологии стала одним из наибольших преимуществ современных предприятий. В частности, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) эволюционировали в технологии «общего применения» нашего времени, распространились в другие экономические сектора и играют роль эффективной инфраструктуры для коммерческих операций.
10. Размер рынка
Размер рынка влияет на производительность, поскольку большие рынки позволяют компаниям экономить на масштабе. Традиционно, доступные компаниям рынки ограничивались границами их страны. В эпоху глобализации международные рынки пришли на смену внутренним, в большей мере это касается небольших государств. Поэтому при анализе 10-ой составляющей экономической конкурентоспособности учитывается размер как внутреннего, так и внешнего рынка. Учёт и внутреннего, и внешнего рынка при измерении размеров рынка страны помогает избегать дискриминации географических территорий, которые состоят из многих стран, но при этом имеют единый рынок, таких как Европейский Союз.