Национальная платежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:29, дипломная работа

Краткое описание

Сложившаяся к настоящему моменту ситуация в мировой и национальной экономике предъявляет особые требования к институциональной, нормативно-технологической и технической базе произведения бесперебойных расчетов между экономическими субъектами. В ситуации продолжающейся нестабильности на мировых финансовых рынках и повышенной зависимости экономики Российской Федерации от их конъюнктуры, при условиях необходимости комплексной модернизации структуры экономико-хозяйственных взаимоотношений субъектов национальной экономики, во многом сохраняющих неэффективность, унаследованную от плановой экономики советского периода, особую значимость приобретает эффективная национальная платежная система. Также, учитывая все возрастающую автоматизацию процесса расчетов, совершенно неробходимым является уделение повышенного внимания проблемам безопасности, стабильности и своевременности проведения платежных операций – оценке рисков и выработке принципов функционирования систем автоматизации безналичных платежей и расчетов.

Содержание

Введение
1. Современные тенденции развития национальной платежной системы
1.1 Законодательные и нормативные акты в области платежных систем и расчетов
1.2 Роль платежной системы в денежно-кредитном регулировании
1.3 Структура национальной платежной системы РФ
1.4 Роль Банка России как катализатора модернизации и реформирования платежной системы России
2. Автоматизация безналичных расчетов в кредитной организации
2.1 Организация межбанковских расчетов в кредитной организации
2.2 Технология, документооборот и отражение в бухгалтерском учете операций кредитной организации с банковскими картами. Анализ деятельности кредитных организаций по использованию банковских карт за период с 2008 года
2.2.1 Общая характеристика банковских карточных платежных систем
2.2.2 Внутрибанковские технология и документооборот, по операциям, связанным с банковскими картами
2.2.3 Бухгалтерский учет банковских операций с пластиковыми картами
2.2.4 Анализ деятельности кредитных организаций по использованию банковских карт за период с 2008 года.
2.3 Организация защиты электронных расчетов
3. Оценка эффективности платежной системы РФ и основные направления развития
3.1 Анализ основных показателей развития платежной системы России и региона
3.2. Роль системы крупных электронных платежей в режиме реального времени для экономики
3.3 Анализ проводимой Банком России политики в рамках развития платежной системы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 3 платежная система.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

Роль платежной системы  в механизме рефинансирования схожа  с таковой при процессе соблюдения банками норматива резервирования. Главенствующим показателем здесь также является надежность, доступность и своевременность расчетных услуг. Это позволит банкам более эффективно планировать и осуществлять свои операции, получая стабильный канал доступа к заемным средствам.

В операциях Центрального Банка, напрямую и непосредственно затрагивающих финансовые рынки, – валютных интервенциях и сделках на открытом рынке, на первый план выходит максимальная оперативность в осуществлении операций, что диктуется постоянно изменяющейся рыночной конъюнктурой. Задержки в выполнении транзакций способны свести на нет все усилия , нарушить спланированный процесс регулирующих мероприятий.

Развитость платежных  систем, равный доступ к ним всех участников финансовых рынков, развитость расчетных инструментов и услуг, тесная интеграция различных элементов национальной платежной системы, четкие и действенные нормативы работы в ней – все это позволяет, при определенных условиях, обеспечить доступ банков к кредитным ресурсам, соблюсти единство и цельность экономической системы страны и, при верном планировании и реализации, обеспечить достижение целей денежно-кредитного регулирования.

Важнейшую роль в реализации денежно-кредитной политики играют системы валовых расчетов в реальном времени, которые позволяют коммерческим банкам оперативно выполнять свои обязательства как перед Центральным Банком, так и перед клиентами. Центральному Банку же, развитая система расчетов в реальном времени предоставляет возможность гибкого маневрирования на валютном рынке и рынке ценных бумаг, что, опять же при верной постановке целей и задач, благотворно отразится на результатах исполнения регулятивных мероприятий.

Следует отметить, что  доступность надежной и быстродействующей  платежной системы за счет расширения географии возможных платежей, количества установленных экономических связей, привлекательности перед иными способами произведения расчетов, может подорвать монополию в каком-то сегменте регионального рынка, может оживить экономическую активность в регионах.

 

1.3 Структура  национальной платежной системы РФ

 

Национальная платежная  система России складывается из различных, связанных между собой, платежных  систем – универсальных, ориентированных  на обработку разнородных по источниками  и назначению платежей, и специализированных, направленных на обслуживание какого-либо сегмента национальной экономики или какой-либо категории плательщиков. Регулирующей и надзирающей инстанцией национальной платежной системы является Центральный Банк, также представляющий собой системообразующее ядро и обеспечивающий связность различных, в общем случае не контактирующих между собой, платежных систем: региональных, специализированных, отраслевых. Звенья платежных систем – банки, небанковские расчетные и клиринговые организации, филиалы кредитных учреждений, платежные агенты.

 

Рис. 1. Структура платежной системы России

 

Основным инструментом совершения безналичных расчетов на территории Российской Федерации является сеть валовых расчетов Центрального Банка, и каждое кредитное учреждение (либо его структурно обособленный филиал) в обязательном порядке должно иметь открытый корреспондентский счет в одном из Расчетно-кассовых Центров (РКЦ) – подразделении Банка России, организованные в местах расположения банков и обеспечивающем платежные операции на подведомственной территории. В зависимости от условий связи и наличия учреждений банков могут организовываться межрайонные РКЦ.

Таким образом, все кредитные  организации и филиалы являются клиентами Центрального Банка и  отношения между сторонами регулируются договорами корреспондентского счета. В некоторых случаях, клиентами сети расчетов Банка России могут становиться и юридические лица небанковского сектора. Это может быть вызвано неразвитостью банковской инфраструктуры в местах территориального расположения таких организаций или их стратегической значимостью для национальной экономики.

Все платежи в системе  осуществляются в пределах остатка  на счете участника системы на момент проведения операции и являются безотзывными и окончательными. Каждый платеж реализуется индивидуально, время его проведения не зависит от местоположения участников системы. Платежи в системе РКЦ подразделяются на внутрирегиональные, межрегиональные и платежи с применением авизо; такое разделение обуславлаивается неодинаковой затратой ресурсов на осуществление платежа, различными процедурами их обработки и, соответственно, сказывается на размере взымаемых сумм комиссии.

Банки и их обособленные структурные подразделения имеют  уникальный идентификатор – БИК (банковский идентификационный код), применяемый при расчетах в системе Центрального Банка. Благодаря этому, они однозначно идентифицируются, что практически сводит к нулю вероятность зачисления платежа неверному адресату.

Между собой Расчетно-кассовые центры производят расчеты через  систему межфилиальных оборотов.

Важное место в системе  межбанковских расчетов занимают клиринговые  операции, преимущественно осуществляемые ЦБ между банками, расположенными в  пределах одного города. Клиринг являет собой систему регулярных расчетов, основанной на взаимном зачете требований и обязательств клиентов банков. Клиринговые расчеты, при их значительной концентрации, серьезно уменьшают размер обращающихся средств, упрощают управление ими, упрощают, ускоряют и удешевляют расчеты. Аналогичные функции, в том числе и в пределах одного региона, могут выполняться и специальными небанковскими структурами – клиринговыми центрами и расчетными палатами.

Осуществление клиринговых  платежей возможно лишь среди банков и расчетных организаций –  участников клиринговой системы. Каждому из участников открывается транзитный счет-позиция, записи которого имеют счетный характер. В конце операционного дня составляется оборотно-сальдовая ведомость, передаваемая клиринговой организацией в местное подразделение ЦБ, которое, в свою очередь списывает дебетовые сальдо со счетов банков-участников и зачисляет их на корреспондентский счет клиринговой организации. Та, в свою очередь, осуществляет платежи банкам, имеющим положительный результат зачета (кредитовое сальдо) – такова модель чистого клиринга. При валовом клиринге, проведение и зачет платежей производятся по каждой из операций по мере поступления.

Система прямых расчетов между банками, минуя систему  РКЦ, посредством взаимного открытия корреспондентских счетов, также  представляет весьма распространенный способ осуществления платежей. В этом случае платежи реализуются напрямую, преимущественно с помощью автоматизированных систем, разработанных самими банками или через сеть S.W.I.F.T., также используемую для расчетов с иностранными банковскими организациями.

Часто встречается и  комбинированная система расчетов, например между банком и его филиалами. Филиалы одновременно имеют открытые корреспондентские счета в РКЦ  и головном банке и, осуществляя  платежи, выбирает тот или иной путь их проведения, руководствуясь критериями целесообразности и удобства.

Крупные банки, такие, как  Сбербанк, имеют собственную разветвленную  сеть осуществления платежей, и многие кредитные организации устанавливают  с ними корреспондентские взаимоотношения, проводя некоторую часть своих платежей через эти системы.

1.4 Роль Банка  России как катализатора модернизации  и реформирования платежной системы  России

 

Центральному Банку  отведено особое место в структуре  платежной системы России. Помимо управления собственной системой расчетов, ЦБ выполняет регулирующие и надзорные функции, устанавливает стандарты, обеспечивает денежное обращение. Немаловажной является и функции выработки стандартов предоставления, сбора и обобщения статистической информации, характеризующей платежную систему России. Владение этой информацией позволяет повысить прозрачность системы, тем самым упрощая контрольные функции и предоставляя информацию, способствующую эффективному регулированию платежной системы и отдельных ее сегментов.

Обладая конкретными знаниями о механизмах функционирования национальной платежной системы ЦБ может выполнять консультативную роль в вопросах выбора путей развития системы расчетов, выработки стандартов ее деятельности. Управляя разветвленной расчетной сетью, так или иначе соприкасающейся со всеми субъектами национальной платежной системы, Банк России, используя свое влияние, может служить катализатором ее изменения и модернизации.

Сохранение Центральным  Банком особого положения является необходимым условием дальнейшего  стабильного устойчивого развития платежной системы. Концентрация функций надзора, регулирования, крупнейшего пользователя системы (что определяется необходимостью выполнения функций регулятора), вкупе с оперированием системообразующей расчетной сетью, делает Банк России одной из главных заинтересованных сторон в дальнейшем развитии и совершенствовании национальной платежной системы. В то же время, движение в направлении модернизации невозможно без привлечения остальных участников к диалогу о выработке конкретных рекомендаций и планов улучшения.

Центральный Банк должен учитывать комплексный характер национальной платежной системы, учитывать  внешние, по отношению к ней, факторы  воздействия, такие, как государственная  политика, финансовое положение, конкретная экономическая среда, должен принимать во внимание насущные потребности как участников системы, так и конечных потребителей ее услуг – юридических и физических лиц. И, сообразуясь с тем устанавливать четкие приоритеты развития платежной системы, вырабатывать стратегию внедрения инноваций и улучшений, концентрироваться на эффективной конечной реализации принятой стратегии.

Перед Центральным Банком стоит также задача обеспечения  постоянства правовых норм, регламентирующих функционирование платежной системы, поддержания структур, обеспечивающих правовую поддержку, вменения участникам рынка точного следования принятым нормативам.

Заметной является задача глубокой интеграции и координации  различных элементов платежной  системы, обеспечивающей участникам удобный  и оперативный доступ к расчетным механизмам. Например, совмещение воедино системы, реализующей платежные операции рынка ценных бумаг с основной сетью межбанковских расчетов позволяет кредитной организации без лишних препятствий и траты излишнего количества времени получить доступ к кредитным ресурсам, предоставляемым под гарантии обеспечения эмитированными банком ценными бумагами.

 

 

2. Автоматизация безналичных  расчетов в кредитной организации

 

2.1 Организация  межбанковских расчетов в кредитной  организации

 

Расчеты между кредитными организациями, составляющие собой главные магистрали проведения расчетов в национальной платежной системе, вне зависимости от уровня автоматизации банковских операций, характера и объемов производимых платежей, что определяя особенности правового регулирования расчетных операций, базируются на системе корреспондентских счетов, предоставляющие механизм отражения и учета перечисляемых денежных средств, а также гарантирующими безошибочность адресации любого из платежей и возможность своевременного исправления ошибочно произведенных расчетных операций.

Платежи между банками  могут производиться как с  установлением банками корреспондентских  отношений, так и без взаимного  открытия корреспондентских счетов – через третьи организации –  систему платежей Банка России, клиринговые системы, коммерческие банки. Установление корреспондентских отношений для российских банков является добровольным, за исключением обязательного открытия ими корреспондентского счета в одном из РКЦ Банка России.

Все межбанковские расчеты, производятся на основании базовых принципов, гарантирующих непротиворечивость, стабильность и рациональность платежной системы. Этими принципами являются:

  • все безналичные расчеты производятся по банковским счетам, открываемым для хранения и перевода средств.
  • платежи должны осуществляться банками только по распоряжению владельцев счетов в порядке установленной ими очередности платежей, и в рамках доступного остатка на счете.
  • банк не вправе вмешиваться в процесс выбора владельцем счета формы проведения безналичных расчетов, и в процесс закрепления таковых форм в договорах между экономическими субъектами.
  • срочность платежа – осуществление платежа в сроки, определенные торговым договором или другими документами, обязывающими плательщика к произведению расчета.
  • расчеты должны быть обеспечены финансовыми средствами, размещенными на счету плательщика.
  • стороны, вовлеченные в отношения в рамках платежной системы, несут ответственность за выполнение своих договорных обязательств.

Структура межбанковских  расчетов основывается на двух типах корреспондентских счетов – ЛОРО и НОСТРО, зеркально отражающих друг друга. Счет ЛОРО, являющийся пассивным счетом, открывающийся банком-корреспондентом (банком, открывшим счет другой кредитной организации и выполняющая операции по нему на основании договорных отношений) банку-респонденту (банку, являющемуся распорядителем счета), используется для перечисления на него денежных средств банком-респондентом. Счет НОСТРО, открываемый банком-респондентом, является активным счетом, остатки по которому выверяются на основании выписок к соответствующему ему счету ЛОРО.

Подавляющее большинство  денежных платежей в системе Центрального Банка и расчетов, производимых напрямую между кредитными организациями, составляют электронные расчеты, доля которых в общем количестве платежей в системе Центрального Банка уже к 2005 г. достигла 99%, а относительно общей суммы произведенных платежей составила долю в 97,9%.

Информация о работе Национальная платежная система