Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 09:54, контрольная работа
1. Назовите цели национального развития.
2. Каковы отличительные особенности российской экономики.
Различие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности отчетливо обнаруживается по следующим основным направлениям.
Право бесстрастно фиксирует переход прав собственности от одних субъектов к другим. Вопросы о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников, не являются предметом специального внимания в правовом подходе. Для экономического же подхода вопрос об эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к другому, - главный. Поэтому именно экономические критерии преобразования форм собственности являются важнейшими при определении соответствия конкретных путей и форм преобразования собственности историческому и экономическому прогрессу. Игнорирование этого обстоятельства может привести к выбору таких путей преобразования, которые приведут к большим потерям, экономическому и общественному регрессу.
Другое отличие экономического подхода к преобразованиям собственности от юридического состоит в том, что в рамках одной и той же юридической формы собственности могут произойти существенные преобразования в процессе присвоения. Например, физическое лицо обладает правом собственности на земельный участок. Независимо от того, обрабатывает оно этот участок или нет, его права собственности не изменятся, хотя по экономическому содержанию это две совершенно различные ситуации. Не изменяется право собственности такого лица и в случае, если земельный участок будет обрабатываться наемными работниками. Однако это уже третья и принципиально иная ситуация с точки зрения реального экономического процесса присвоения при одном и том же праве частной собственности. Подобные примеры можно привести и применительно к общественной собственности. Поэтому только экономический анализ позволяет получить более глубокое, конкретизированное и внутренне расчлененное знание о реальном содержании собственности.
Подход
к экономическим
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию
государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли
государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление не означает, что государство перестает играть
важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного
предпринимательства, но государство остается структурным элементом
смешанной экономики.
Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, а
последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления
сохраняет государственную собственность и направлен на повышение
эффективности функционирования остающихся в государственном секторе
предприятий.
Процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все
более редкой становится ситуация, при которой демократические партии
выступают за расширение государственного сектора, а их политические
противники – за частный.
Основными способами разгосударствления являются:
-либерализация рынков;
-коммерциализация;
-стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
-денационализация.
Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их
освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования
конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых
характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода
запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной
рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в
результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может
поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес
(через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения
иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это
делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает
разгосударствление без изменения государственной собственности.
Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их
переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам
рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий
предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство
либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование,
отменяет льготное налогообложение, оказывает в списании кредитной
задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе
критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных
объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению
дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от
субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это
в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению
уровня инфляции.
Создание
смешанных предприятий с
форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием
и налогообложением. Речь в данном случает идет не только и не столько о
создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении
в структуры государственной собственности других форм собственности
отечественного происхождения.
Денационализация государственной собственности, которая в подавляющей
своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом
собственность государственных предприятий может переходить не только в
частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий,
кооперативам.
Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989 - 1991г. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс. государственных предприятий были сданы в аренду, численность их персонала составляла 8% занятых в народном хозяйстве. Создание национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Последние должны были взять на себя управление десятками и сотнями предприятии. Это рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Официальная идеология периода перестройки предполагала постепенное (длительное) преобразование госпредприятий через аренду с последующим выкупом в акционерные общества, продавать; мелких и средних предприятий в кооперативы. Это идеология, близкая к западной модели, в условиях слабеющего государства оказалась ущербной. Она подтолкнула процесс стихийного растаскивания государственной собственности.
Ваучерный (чековый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г.
Тема 4. Социальные преобразования. Основы социальной политики.
Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
-обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;
-обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего медицинское обслуживание и общее образование;
-создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
-формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
Российская модель социальной политики имеет много особенностей, которые сложились ещё в советский период развития нашей страны. К таким особенностям относятся, в частности, сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социально защиты, сравнительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие. Переход России от советского к постсоветскому политическому режиму не сопровождался по различным причинам развитием сильного гражданского общества и добровольным принятием на себя как гражданами, так и государственными чиновниками всех уровней управления федерального, регионального и местного обязательств строгого и точного соблюдения норм законодательства.
Тема 5. Формирование институциональных условий предпринимательства.
Предпринимательство, предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.
-Индивидуальное:
Индивидуальный
-Коллективное: Кооператив, Предприятие, Полное товарищество
Товарищество на вере, Общество с ограниченной ответственностью, Общество с дополнительной ответственностью, Хозяйственное партнерство, Инвестиционное товарищество, Закрытое акционерное общество, Открытое акционерное общество, Семейное предприятие.
-Государственное.
Особо выделяют незаконное предпринимательство.
По характеру деятельности различают производственное, торгово-коммерческое, кредитно-финансовое, сервисное (оказание услуг).
Для защиты
своих интересов бизнес-
.
Приватизация оказывает влияние на становление предпринимательства путем создания условий для развития рыночных институтов и стимулов для реализации предпринимательских функций, прежде всего руководителями предприятий и инвесторами.
Создание
рыночных институтов не достигается
простой заменой
Основная цель приватизации в отношении развития предпринимательства состоит в создании эффективных собственников. Достижение второй цели связано с обеспечением такого распределения прав собственности, которое обусловило бы: а) улучшение корпоративного управления; б) повышение эффективности использования активов предприятий; в) накопление капитала и рост инвестиционной активности; г) совершенствование производственного аппарата предприятий.