Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:11, контрольная работа
Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный,производственный, трудовой, научно-технический и др.Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг,рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.
в) пропорции распределения трудовых ресурсов.
Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение объемов производства стратегически важных видов продукции (электроэнергия - алюминий, станки - металл, чугун - сталь, зерно - продовольствие и т. д.). Они учитываются при составлении специальных расчетов - межотраслевых и отраслевых балансов, отражающих поступление и расход материальных ресурсов.
Всегда существуют пропорции между отдельными видами производств (добыча нефти-газа и пропускная способность трубопроводов; объем промышленной продукции и пропускная способность железной дороги и т. д.). Есть смысл определять соотношение между производством и потреблением важнейших видов экономических благ, выявляя степень самообеспечения страны зерном, электроэнергией, металлом и т. д.
Особую группу образуют показатели, при расчете которых используются только стоимостные значения (соотношение между составными частями совокупного национального продукта или ВВП; денежной и товарной массой; амортизационным фондом и замещающими инвестициями, инвестициями и сбережениями).
Так называемые «трудовые пропорции» отражают распределение рабочей силы между сферами национальной экономики (сектор домашних хозяйств, реальный сектор и социальная сфера; занятое и трудоспособное население; занятость в промышленности и сельском хозяйстве; город и деревня). Пропорции трудовых ресурсов отражают состав рабочей силы по уровню подготовки и квалификации, возрасту и половому признаку.
Таким образом, важнейшей характеристикой
любой национальной экономики являются
сложившиеся в ней макроэкономические
пропорции. Макроэкономические пропорции
- количественные соотношения между различными
подразделениями и сферами общественного
производства, отраслями, территориально-
Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики
Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.
Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:
1) разделение сельского
2) разделение сельского
Особенность производственной инфраструктуры заключается в том, что она не производит конкретного продукта, которые был бы осязаем, а создает условия для общественного производства, его нормального функционирования и развития.
Она состоит из определенных элементов, сущность которых, характер их взаимодействия между собой зависят от их целей, которые определяются интересами всей национальной экономики, ее потребностями. Цели имеют тенденцию к изменению и обособлению от производственной сферы.
Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике:
1) производственная
2) социальная инфраструктура;
3) рыночная инфраструктура.
Производственная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д.
Производственная инфраструктура отличается следующими специфическими чертами:
1) доход производственной сферы входит в расчет национального дохода;
2) производственная
3) производственная
Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.
Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.
Социальная инфраструктура выполняет следующие функции в национальной экономике:
1) обеспечение нормальных
2) обеспечение необходимой для
производственного процесса
3) увеличение трудоспособного
4) формирование подрастающего
Сегодня значение социальной инфраструктуры постепенно изменяется – она приобретает все большее значение. Смещение направлений экономического роста национальной экономики в сторону повышения качества жизни населения приводит к увеличению объемов инвестиций в эту сферу.
Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.
Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:
1) торговых организаций. Эти организации не создают материальный товар, главная их функциональная задача заключается в обеспечении торговли уже созданными благами. С одной стороны, они обеспечивают предприятия производственной сферы – реализуют произведенный ими товар. С другой – обеспечивают потребность населения в товарах. Значение торговых организаций заключается в том, что они не только обеспечивают потребности производства, но и активно на него влияют – определяют объемы производства, выпуск новых видов продукции и т. д.;
2) биржевой торговли, имеющей большое значение для нормального функционирования рынка позволяющей повысить эффективность товарно-денежных отношений, создать условия для нормального развития институтов национальной экономики. Биржа – это организованный и регулярно действующий рынок, где осуществляется торговля крупными партиями товаров, валюты и т. д.;
3) банковской системы. Это совокупность организаций, обеспечивающих денежное обращение между хозяйствующими субъектами в рыночной экономике. Современную банковскую систему России составляют Центральный банк и коммерческие банки;
4) небанковских учреждений, организаций, работающих с денежными средствами, но не имеющих статуса банков. К ним относятся страховые кампании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, кредитные союзы и т. д.
5) транспортной системы являющейся важнейшей инфраструктурой рынка. Она обеспечивает нормальное товародвижение – его скорость и эффективность. От нее зависит функционирование производственной сферы, доставка ресурсов и готовых товаров.
Производственная, социальная и рыночная инфраструктура являются неотъемлемыми элементами национальной экономики, без которых невозможно нормальное ее функционирование.
2.Ценовая политика предприятия.
Понятие «ценовая политика».
Цена — это ключевой элемент рыночной экономики, сердцевина ее хозяйственного механизма. Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму экономическую систему. В рыночной экономике цена определяет объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, уровень жизни общества.
Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей. Важная роль ценового механизма для предприятия бесспорна. Настоятельной необходимостью для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики становится использование хорошо проработанной и научно обоснованной ценовой политики. Вместе с тем установление цен на продукцию предприятия в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая — исключает возможность приобретения товара многими покупателями.
Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое, Предприятие не просто устанавливает ту или иную цену, оно создает свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции, в которой учитывает различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей и для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса; сезонность потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, деятельность предприятия осуществляется в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения.
Ценовая политика предприятия (организации) — это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач фирмы.
Разработка ценовой политики включает этапы:
• выработки целей ценообразования;
• анализа ценообразующих факторов;
• выбора метода ценообразования;
• принятия решения об уровне цены.
Цели ценовой политики.
В процессе ценообразования предприниматель, прежде всего, должен определить, каких целей он желает достичь с помощью продажи своего товара. При формулировании целей ценообразования обычно ориентируются на стратегические цели предпринимательской деятельности. Наиболее распространенные цели таковы.
-Выживание предприятия. Эта цель может рассматриваться как краткосрочная. В условиях конкурентного рынка предприятие часто идет на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. При этом прибыль теряет свое значение. Производство будет осуществляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.
-Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности, что в свою очередь увеличивает доходность и расширяет инвестиционные возможности фирмы. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочной политике цен. В перспективном плане она является производной от глобальной цели — максимизации ценности фирмы, т.е. максимальной стоимости ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя в своей деятельности эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке. Также слабо принимаются во внимание ответные действия конкурентов и меры воздействия государства, направленные на регулирование деятельности рынка. Однако именно эта цель наиболее часто выдвигается предприятиями в условиях формирования и становления рынка в России.
-Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции. Предприниматели исходят из того, что увеличение объема сбыта приведет к снижению затрат на единицу продукции и, как следствие, к увеличению прибыли. Учитывая чувствительность рынка к уровню цены, руководство фирмы устанавливает цену на минимально допустимом уровне. На какое-то время это обеспечивает расширение ниши рынка, занимаемой предприятием. Однако политика низких цен может обеспечить положительный результат только в том случае, когда чувствительность рынка к ценам очень велика и расширение объема производства сопровождается снижением издержек производства. Это очень рискованная политика, так как может привести к развязыванию ценовой войны.
-Завоевание лидерства на рынке и в определении цен. Эту цель преследуют, как правило, крупные компании, она отражает положение фирмы на рынке при установлении общих ценовых уровней. Стремление к завоеванию лидерства может проявляться и в производстве продукции гарантированно высокого качества. В этом случае предприятие, которому удается на протяжении многих лет сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высокую цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышенные затраты.
Формирование ценовой политики организации (предприятия).
Формирование ценовой политики предприятия в условиях рыночной экономики является одним из важнейших элементов механизма конкурентоспособности. В связи с этим руководители предприятии стараются больше уделять внимания процессу разработки и применения ценовой политики. В противном случае жесткая конкуренция между производителями на рынке может привести к снижению объема продаж, уменьшению уровня прибыли, рентабельности и в итоге к падению конкурентоспособности товара и предприятия в целом.