Национальная экономика: её сущность, структура и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 19:45, реферат

Краткое описание

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Содержание

Введение
1. Национальная экономика: её сущность, структура и цели
2. Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики
3. Особенности трансформации российской экономики на современном этапе
Заключение
Практикум
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

Изменение бюджетного законодательства в части изменения нормативов распределения доходов между  уровнями бюджетной системы принесет федеральному бюджету дополнительно 0,6% ВВП.

Однако прочие факторы  предопределяют снижение доходов также  на 0,6% ВВП. Итого, в 2005 г. произойдет снижение доходов федерального бюджета на 2,6% ВВП.

Снижение ставки ЕСН, являющееся главной мерой по уменьшению налогового бремени в 2005 г., приведет к дополнительному  росту ВВП на 0,4-0,6% и к увеличению инвестиций на 1,3-1,5%. Это средства, которые  останутся у предприятий и  будут работать на экономику. Снижение ставки ЕСН приведет к увеличению собственных ресурсов предприятий, производящих конечную продукцию, на 6-11%, а дополнительный прирост рентабельности капитала составит 1-2%. Снижение ставки ЕСН повлияет также и на прирост  фонда оплаты труда, что приведет к увеличению реальных доходов населения.

Расходы федерального бюджета  прирастают в номинальном выражении  на 114,6%, в реальном выражении - на 106,1%. В части непроцентных расходов прирост  в номинальном выражении составляет 117,8%, в реальном выражении - 109,1%.

Необходимо сдерживать прирост  непроцентных расходов, чтобы он не превышал прироста экономики, потому что  иначе страна начинает жить не по средствам. Прирост расходов в реальном выражении  на 109,1%, что выше расходов роста экономики, является вынужденной мерой в  связи с переходом на разграничение  полномочий, снижением ставки ЕСН  и временным финансированием  расходов из Стабилизационного фонда  в части дефицита Пенсионного  фонда.

В бюджете на 2005 г. заложены расходы на реализацию структурных  реформ в государственном секторе: разграничение полномочий между  федеральным центром и субъектами РФ и реформу межбюджетных отношений, реформу бюджетного процесса, ориентированную  на результат работы и уточнение  бюджетной сети; реформу системы  социальной защиты населения, военную  и административную реформы.

Согласно новой классификации, отдельно выделяется статья расходов федерального бюджета «Общегосударственные вопросы», куда входит функционирование главы государства, законодательных  и исполнительных органов власти, судебной системы, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, проведения выборов и референдумов, фундаментальных  исследований и прикладных исследований в области общегосударственных  вопросов, обслуживание государственного и муниципального долга, резервные  фонды, международные отношения. Это те расходы, которые, по международной классификации, идут на финансирование государства в целом и не разделяются по отраслям. Все остальные расходы в большей степени ориентированы на определенного потребителя. Рост расходов на общегосударственные вопросы составит 137,5% (без учета процентных расходов).

Рост расходов федерального бюджета в 2005г. по отношению к 2004г. на национальную оборону составят 128%, на национальную безопасность - 126%. Эти  показатели включают субсидии экономике, субсидии коммерческим предприятиям, лизинговые операции, дотации, в том  числе - капитальные вложения в коммерческие объекты, такие, как РАО "ЕЭС России" и другие.

Расходы на культуру, межбюджетные отношения, соответствующие дотации  внебюджетным фондам прирастают на уровне не ниже среднего. Расходы на социальную политику, здравоохранение, образование  в настоящее время уточняются в связи с разграничением полномочий и передачей части финансирования субъектам РФ (например, по разделу "Образование" финансирование уменьшается  на 24,8 млрд. руб.).

Макроэкономическая стабилизация не только не стабилизировала экономику, но привела к сочетанию спада  промышленного производства и инфляции, обесценения рубля и долларизации экономики. Инфляция уничтожила сбережения и не дала возможности подняться среднему классу. Среди других последствий - истощение инвестиций с вытекающей отсюда эрозией основного капитала и “бегством” накоплений, намного превышающим по своим объемам помощь, полученную Россией от Запада. Либерализация цен привела к тому, что в российской действительности цены вопреки теории устанавливаются не столько рынками, сколько монополиями, мафиозными группировками и коррумпированными чиновниками. Такая либерализация при отсутствии эффективной приватизации и конкуренции ведет не к эффективному производству, а к созданию условий для обогащения лиц, находящихся у власти. Приватизация, в результате которой новыми собственниками оказались бывшие менеджеры госпредприятий, обусловила появление частных монополий с соответствующим монополистическим поведением и стремлением новых собственников к получению личных краткосрочных выгод даже за счет ликвидации активов. Урок, который следует извлечь из российской приватизации: проведение последней без должного правового регулирования и действенной юридической системы создает стимулы не к росту эффективности, а к криминализации экономики (8, с. 131-132). К этому мнению в той или иной степени присоединяются большое число аналитиков.

Заключение

Современное государство в условиях рыночной экономики практически  включено во все сферы экономической  деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной  базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного  перераспределения, стабилизация и  стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.

Государственное регулирование выступает  в качестве объективной потребности  общественного развития, особенно это  проявляется в условиях превращения  науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Поясняя этот тезис, мы хотим подчеркнуть, что  государство - как ассоциированный  собственник - берет на себя функции  создания и поддержания на стабильном уровне дорогих условий воспроизводства  рабочей силы (высокоразвитые системы  образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.).

Большую роль в системе госрегулирования играет сфера внешнеэкономической  деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой  и составлением общенациональных программ. Прогноз и контроль над экспортом, импортом, торговым и платежным (включая  валютный) балансами - это серьезные  гарантии, с одной стороны, а с  другой - стимулы для предпринимательства  как одного из факторов поступательного  развития хозяйственного потенциала страны.

В современных условиях трансформирования  экономики России задача оптимального сочетания рыночных регуляторов  с системой мер государственного воздействия представляется тем  более актуальной, что, с одной  стороны, Россия обладает исторической, "национальной" и природно-географически  обусловленной спецификой, в силу которой копирование западных моделей  и практики их применения (даже если они имели успех в странах  Восточной Европы в условиях преобразования их хозяйственных комплексов) неэффективно, а зачастую просто вредно. С другой - процесс ускоренного преобразования государственной собственности и отсутствие эффективного управления ею как со стороны Госкомимущества, так и частных собственников преобразованного госимущества, необходимость структурной перестройки производственного потенциала и создания добросовестной конкурентной среды на национальном рынке, смещения в структуре экспорта в сторону обрабатывающей промышленности и постепенного повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, - все это настоятельно диктует усиление воздействия государства на экономические процессы при обеспечении баланса интересов всех социальных групп населения и формирования благоприятных условий для их жизни.

И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что иностранный капитал - это  лишь вспомогательное средство обеспечения  экономического развития, преследующее в первое очередь свои собственные  интересы. Но умелое и грамотное  регулирование инвестиционного  климата в стране в конкретно  избранный отрезок времени и  этапа развития страны может превратить его существенный движитель оживления  национальной конкурентной среды, завоевания новых рынков и инновационно-технологического прорыва.

Практикум

Экономика страны характеризуется  следующими данными (в млрд. долл.):

Личные потребительские  расходы населения - 7000

Валовые внутренние инвестиции частных фирм - 1500

Государственные расходы - 1900

Чистый экспорт - (-500)

Амортизационные отчисления - 1000

Оплата труда наёмных  работников - 6000

Косвенные налоги - 800

Валовая прибыль корпораций - (прибыль, полученная от производства до вычета доходов от собственности)- 2100

Валовые смешанные доходы малого бизнеса - 1000

Доходы резидентов, полученные из-за границы - 3000

Доходы нерезидентов, перечисленные  за границу - 1000

1. Рассчитайте показатели  валового внутреннего продукта (ВВП)  двумя методами (расходов и доходов).

2. Определите объёмы  валового национального дохода (ВНД), чистого внутреннего продукта (ЧВП)  и чистого внутреннего дохода (ЧНД).

Решение:

1. Находим ВВП по методу  конечного использования (расходов):

ВВП=С+I+G+Nx =7000+1500+1900+(-500)=9900 млрд. долл.

Находим ВВП по распределительному методу (доходов):

ВВП=А+Б+У факторных доходов =1000+800+6000+2100+1000=10900

млрд. долл.

Статистическое расхождение-1000 млрд. долл.

2. Определяем объём ВНД:

ВНД=ВВП+ (Доходы резидентов- Доходы нерезидентов)=9900+(3000-

1000)=11900 млрд. долл.

ЧВП=ВВП-ПОК (потребление  основного капитала)=9900-1000=8900

млрд. долл.

ЧНД=ВНД-ПОК=11900-1000=10900 млрд. долл.

 

Список литературы

1. И.П. Николаева «Экономическая  теория» 1997г.

2. Учебник для ВУЗов  под ред. М. Камаева: «Экономическая теория» 1998г.

3. Макроэкономика: Учеб. пособие для вузов под ред. проф. И.П. Николаевой. М.: Юнити - ДАНА, 2000.

4. И.Г. Миневрин « Зарубежные исследователи о путях трансформации российской экономики: многообразие подходов, сходство выводов» (обзор) 2001г.

5. Учебник под ред. М.В.  Романовского, О.В. Врублевской. М. Владос: «Бюджетная система Российской Федерации», 2002г.

6. Государственное регулирование  рыночной экономики, 1998.

7. Борисов Е.Ф. «Экономическая  теория: Курс лекций для студентов;  высших учебных заведений», 2003, 360 c.

8. Экономическое развитие  России в 2005 году «Аналитический  вестник Совета Федерации ФС РФ» - 2005.

9. Национальная экономика:  учебник под ред. П.В. Савченко. -- М.: Экономисть, 2005. -- 813 с. -- (Homo faber)

10. Наталья Алексеева // Национальный проект и цели  его реализации//«Человек и труд»  2008, номер 4

11. А. Жуков //Как решить  задачу удвоения ВВП// «Вопросы  экономики» 2008, номер 7

12. А. Радугин, Р. Энтов // в поисках институциональных характеристик экономического роста// «Вопросы экономики», 2008

13. Любимцев Ю// Бюджетный дефицит как фактор экономической политики// « Экономист», 2006. №7. С.55-62.

14. Лушин С. //Актуальные  проблемы бюджета// «Экономист», 2002. №7. С.63-71

15. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 17.

16. Российский статистический  ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. - М.,2001.- С. 302.

17. Российский статистический  ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России - М.,2005.-С.302


Информация о работе Национальная экономика: её сущность, структура и цели