Национальная экономика: основные результаты функционирования и их измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование основных результатов функционирования национальной экономики.
Исходя из цели, были поставлены задачи исследования:
-рассмотреть понятие, признаки и субъекты национальной экономики;
-изучить структуру национальной экономики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
1 Сущность, признаки и сбалансированность национальной экономики
1.1 Понятия,признаки и субъекты национальной экономики……………...3
1.2 Структура национальной экономики…………………………………….7
1.3 Сбалансированность национальной экономики………………………...9
2 Проблемы и направления развития национальной экономики
2.1 Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развитя…………………………………………………………12
2.2 Модернизация национальной экономики через развитие региональной
производственной инфраструктуры…………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.21 Кб (Скачать файл)

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние  на это оказывает научно-технический  прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению  новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов — географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Специфика структуры национальной экономики России обусловлена тем, что она сформировалась на основании  структуры СССР. В результате искусственного преобразования СССР была разрушена  существующая структура национальной экономики, а далее происходило  и происходит ее длительное становление4.

 

1.3 Сбалансированность национальной экономики

 

Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между  взаимосвязанными отраслями, между  объемом используемых средств производства и количеством рабочей силы, между  объемами производимых продуктов и  потребностями в них и т.д. Основу сбалансированности составляет пропорциональность.

Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность являются неустойчивыми  показателями и поэтому постоянно  нарушаются в реальности.

Например, экономический рост ведет  к установлению новых пропорций  и новой сбалансированности. Поскольку  полного соответствия между отраслями  в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании  сбалансированности путем корректировки  пропорций между отдельными сферами  экономики, а также внутри них.

На практике сбалансированность и  пропорциональность обычно неустойчивы  и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций в экономике. Полного соответствия между отраслями  в реальной жизни практически  не бывает. Поэтому существует постоянная необходимость в поддержании  сбалансированности путем корректировки  пропорций между отдельными сферами  и отраслями экономики.

Для нашей страны значительный период в решении сбалансированности экономических  процессов был определен формированием  социалистической системы хозяйствования, проявившимся созданием монолитно-организованной экономики, в которой были существенно  сглажены противоречия макро- и микроэкономических проблем путем ведения жесткой  централизованной системы планового  хозяйства.

В материальном производстве для этого  нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями.

Если такое соответствие будет  нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба  подразделения, а II подразделение -- предметами потребления занятых и дополнительно  привлекаемых работников обоих подразделений.

Что же касается рыночной экономики, то здесь пропорциональность и сбалансированность устанавливаются под действием  стихийных сил, а в смешанной  рыночной экономике - и под воздействием государственного регулирования.

Проблемы сбалансированности национальной экономики должны рассматриваться  не изолированно, а в тесной связи  с проблемами состояния экономической  структуры, изменений структурной  политики, так как они оказывают  влияние на экономический рост и  макроэкономическое равновесие. национальный экономика сбалансированный рост

Основы принципа сбалансированного  развития находят применение в микроэкономике в виде сбалансированной системы  показателей5.

Проблема сбалансированности макро- и микроэкономических показателей  имеет свою историю. Циклические  кризисы перепроизводства, потрясающие  в течение ряда десятилетий индустриально  развитый мир, были первыми драматическими проявлениями и выразителями нарушений  такого рода баланса, хотя рассмотрение этих процессов непосредственно  в тот период как в мировой, так и в отечественной науке  происходило, как правило, несколько  с иных позиций, чем представляется уже в современном мире.

Представляется, что принцип сбалансированности развития экономики на национальном уровне в разрезе структуры ее отраслей заслуживает не меньшего внимания. Пока же объемы инвестиций и темпы  экономического роста трактуются в  странах с трансформируемой экономикой как синонимы экономического развития и связываются с инновационным  развитием. Практика показывает, что  такая связь имеет место лишь при соблюдении определенных условий.

В отсутствие целенаправленного государственного регулирования инвестирование может  приводить к прямо противоположному эффекту: способствовать фиксации и  даже усилению неблагоприятных тенденций  традиционно сложившейся структуры  национальной экономики - акцептора  инвестиций - и ее зависимого развития. Это характерно, в частности, для  стран с аграрно-сырьевой экономикой6.

Таким образом, все большую роль в развитии национальной экономики  играют принципы неэквивалентного обмена и сбалансированности развития. Определяющими  критериями устойчивого развития национальной экономики являются не темпы экономического роста, а сбалансированность развития отраслей. Инновационное развитие выступает  не как следствие инвестиций в  высокие отрасли, а как следствие  достижения перспективного отраслевого  баланса экономики.

 

 2 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

2.1 Модернизация национальной  экономики на основе стратегии  инновационного развития

 

Первоочередной  задачей социально-экономического и технологического развития России, заявленной во многих программных документах, является задача структурной модернизации экономики страны на основе всемерного поощрении и стимулирования инновационной  деятельности, формирования инновационной  экономики, экономики «знаний». При  этом в качестве основы подхода к  разработке концепции и программы  отечественной структурной модернизации российским правительством была выбрана  концепция «точечной» («очаговой») модернизации.

Основная идея политики «точечной» модернизации заключается в выделении  отдельных секторов производства, направлений  научных исследований (так называемых «критических технологий»), территориальных  зон, университетов, технопарков и  других «магистральных» направлений  для активной государственной поддержки. При этом такой подход предполагает концентрацию огромных финансовых, интеллектуальных, материальных ресурсов на нескольких направлениях, в рамках которых, по мнению сторонников такой политики, у страны существуют потенциальные  возможности занять за короткий срок лидирующие научные, технологические, инновационные мировые позиции.

В целом мировой опыт демонстрирует  огромное разнообразие целей и задач  структурной модернизации, путей  и методов, а также достигнутых  результатов. В самом общем виде можно выделить два основных современных  направления структурной модернизации:

  • модернизация в соответствии с требованиями экономики знаний и развитие сферы образования, науки и инноваций7;
  • всемерное стимулирование предпринимательской деятельности, особенно инновационного предпринимательства8.

При этом, несмотря на внешние различия, все успешные программы структурной  модернизации опирались на всемерное  поощрение инновационной деятельности, развитие инновационных секторов, инновационное  предпринимательство.

В настоящее время России и ее отдельным регионам требуется проведение широкомасштабной модернизации экономики  и ее перевода на инновационный тип  развития, причем не на основе политики «очаговой» модернизации, а в рамках широкомасштабной модернизации, с задействованием  всех сфер и иерархических уровней  национального хозяйства. При этом при определенных условиях на первых этапах модернизации, возможна и целесообразна  государственная поддержка отдельных  ключевых направлений развития в  рамках формирования «критических технологий». В частности, как показал опыт зарубежных программ модернизации, концентрация усилий на отдельных программах и  направлениях развития может быть эффективной, если «очаги развития» («точки роста») отобраны на основе тщательной и всесторонней экспертизы проектов, претендующих на государственную поддержку9. Также для повышения вероятности успеха осуществления крупных инновационно-инвестиционных проектов целесообразно внедрение механизма многоагентского межбанковского кредитования10.

Разрабатывая программу структурной  модернизации экономики, необходимо учитывать  состояние и уровень развития сложившегося к началу процесса модернизации технологического базиса экономики, а  также существующую структуру экономики, наличие в ней диспропорций, их характер, глубину и причины возникновения.

Анализ показывает, что современная  российская экономика, как и несколько  лет назад (перед началом мирового финансового кризиса), характеризуется  целым комплексом негативных явлений, большая часть которых связана  с особенностями предшествующих этапов социально-экономического развития России, усугубившихся под воздействием мирового финансового кризиса. Среди  этих негативных явлений в первую очередь необходимо выделить следующие.

Во-первых, устаревшую и неадекватную современным мировым тенденциям развития структуру экономики, не отвечающую требованиям «экономики знания».

Во-вторых, процесс хаотичных структурных  сдвигов, который до сих пор продолжается в отечественной экономике и  сопровождается значительными ресурсными, производственными, кадровыми, научно-техническими, финансовыми потерями, неэффективными и нерациональными переливами капитала из отрасли в отрасль, неотрегулированной миграцией населения и оттоком  из страны и отдельных регионов высококвалифицированных  кадров, ухудшением социально-экономического развития целых территорий.

В-третьих, в структуре ВВП наблюдается  устойчивое снижение удельного веса реальных инвестиций и государственных  расходов при росте доли чистого  экспорта и потребления населения11. Объемы централизованных ресурсов, которыми располагают российское правительство и региональные власти, недостаточны для финансирования необходимых масштабов структурных преобразований экономики. В то же время направления использования негосударственных средств, вкладываемых частными и институциональными инвесторами в развитие отдельных предприятий и секторов экономики и формирующих соответствующие структурные сдвиги, не совпадают с общенациональными интересами, диктуемыми потребностями современного технологического уклада. При этом перспективы развития отдельных отраслей и целых секторов хозяйства характеризуются высокой степенью неопределенности, что затрудняет выбор приоритетов их развития.

В-четвертых, важным моментом является и то, что структурный кризис в  России, хотя и во многом похож на ситуацию в европейских странах  с точки зрения глобального изменения  отраслевой структуры экономики, обусловленного в целом процессом формирования нового технологического уклада, тем  не менее, имеет другие корни, связанные  с особенностями инвестиционного  процесса советского периода.

В-пятых, неадекватная требованиям  экономического развития институциональная  структура российского общества оказалась серьезным препятствием позитивным структурным сдвигам  в экономике. Многие прогрессивные  идеи, попытки преобразований потерпели  неудачи именно из-за несоответствия всей системы общественных институтов (а не только ее отдельных составляющих) потребностям и задачам развития ключевых областей жизнедеятельности  общества. Именно это, на наш взгляд, и тормозит в наибольшей степени  инновационное развитие всех сфер и  препятствует успеху технологической  и структурной модернизации России. Как показывают и теория, и практика, обеспечение эффективной структурной  модернизации, с одной стороны, требует  адекватных ей институциональных изменений  в обществе, а с другой стороны - непосредственно зависит от этих изменений, поскольку любые реформы  в обществе должны базироваться и  подкрепляться соответствующими институциональными реформами.

Политика государства в области структурных преобразований в России должна быть направлена на устранение структурных дисбалансов и повышение устойчивости структуры экономики к различного рода кризисам (как внутренним, так и внешним) на основе активизации и широкого развития инновационной деятельности, с целью выравнивания условий производства в различных секторах экономики и условий жизни в разных регионах страны. С этой целью необходимо задействовать такие инструменты государственной политики, которые обеспечивают эффективное взаимодействие различных участников и институтов инновационной системы всех субъектов хозяйствования, а также индивидуальной способности и мотивации к инновациям (рис.2.1).

Рисунок 2.1. Институциональная и инновационная составляющие политики структурной модернизации12

 

Эффективная политика структурной  модернизации должна включать усиление роли основных составляющих секторальной структуры экономики, связанных  с осуществлением инноваций, а именно таких, как инновационный и научный  секторы. Для формирования позитивных структурных сдвигов  государство должно обеспечить создание и укрепление инновационных технологических возможностей в долгосрочной перспективе, для чего необходимо осуществлять эффективную поддержку фундаментальных исследований. В зарубежной теории и практике такая политика модернизации получила название структурно-инновационной теории.

Информация о работе Национальная экономика: основные результаты функционирования и их измерение