Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить структуру национальной экономики Республики Беларусь и ее изменение в ходе структурной перестройки.
Для этого необходимо решить круг задач:
изучить понятие национальной экономики;
выявить цели и задачи функционирования национальной экономики;
раскрыть системный подход к исследованию национальной экономики;
выявить разновидность структур национальной экономики;
изучить проблемы сбалансированности национальной экономики;
В период перехода к рынку национальная экономика Беларуси характеризуется всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение хозяйственных связей нарушили товарно-денежную сбалансированность, баланс денежных доходов и расходов населения, торговый баланс с другими странами, прежде всего с Россией и т. п. Необходима структурная перестройка, проявляющаяся в преобразовании национальной экономики в соответствии с потребностями республики и запросами мирового рынка. Для Беларуси в настоящее время характерны снижение численности населения, его постарение, рост заболеваемости, инвалидности, серьезные проблемы в медицинском обслуживании, появление новых видов вынужденной миграции. Неустойчива динамика реформирования отношений собственности, медленно развивается предпринимательство, а также реформирование трудовых отношений. Есть просчеты в государственном регулировании экономики и социальной сферы; высок уровень инфляции и девальвации белорусского рубля; недостаточное финансирование образования, науки, культуры; ограничены средства, выделяемые на внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а также на преодоление последствий чернобыльской катастрофы. Все это не способствует устойчивому человеческому развитию. Снижается продолжительность жизни, около 1/3 населения живет за чертой бедности, около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров получает пенсии ниже прожиточного минимума. Почти треть населения проживает в сельской местности и в малых городских поселениях с числом жителей менее 10 тыс. человек и не имеет даже минимума современного комфорта среды жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская и социальная защита населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения. Высок уровень преступности, расширилось влияние ее организованных форм - коррупции, наркобизнеса [23, с.17].
Таким образом, в заключение
второй главы можно сделать вывод, что
сбалансированность национальной
экономики означает соответствие между
взаимосвязанными отраслями, между объемами
производимых продуктов и потребностями
в них. Основу сбалансированности составляет
пропорциональность. Сбалансированность
и пропорциональность в реальной действительности
обычно неустойчивы и постоянно нарушаются.
3. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ПЛАНОРОВАНИЯ, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Значение планирования, достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения более высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.
Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь не исключает необходимости видения перспективы ее экономического и социального развития.
Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, выбор средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Под методологией планирования и прогнозирования понимается система подходов, принципов, показателей, методики и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.
Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.
Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов и прогнозов. Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.
Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и методологии прогнозирования, о принципах и методах планирования и принципах и методах прогнозирования. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения.
Основополагающим принципом государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей.
Этот принцип предполагает, что планирование и прогнозирование развития экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией народнохозяйственных планов и прогнозов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться выше интересов личного и общественного потребления.
Результаты игнорирования этого принципа экономики налицо. Это просматривается по основным параметрам развития потребительской сферы, которая характеризуется:
Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей должен дополняться соблюдением принципа социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и через выравнивание неоправданных различий в доходах населения и предприятий.
Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, который требует, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т.е. максимальной экономии живого и овеществленного труда в производстве единицы продукции, работ и услуг. Он реализуется через всевозможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материалоемкости производства и повышение фондоотдачи.
Принцип повышения эффективности общественного производства особо важен для планирования экономики переходного периода. Ориентированная на материалоемкие производства при отсутствии достаточного количества собственных ресурсов экономика республики переживает тяжелый кризис, выход из которого возможен лишь при соблюдении жесточайшего режима экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь энерго-, металлоресурсов.
Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования, производство той продукции, которая удовлетворяет запасы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.
Реализация этого принципа предполагает:
Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества, с другой.
Еще один принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место практически в любой отдельно взятой стране, и, во-вторых, неотложностью решения важнейших общегосударственных задач.
Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением научно-обоснованных стратегических целей. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов[26].
Вывод: важнейшим принципом государственного планирования и прогнозирования экономики является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Это означает, что планирование и прогнозирование экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией народнохозяйственных планов и прогнозов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться выше интересов личного и общественного потребления.
Существует несколько методов регулирования экономики. Среди них государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Государство является собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, влияет на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.
Решение названных задач осуществляется посредством следующих функций:
Методы регулирования условно можно подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Косвенные могут носить административный, но чаще экономической характер. Эффективность их использования определяется конкретной исторической и хозяйственной ситуацией, а также задачами, решаемыми на данном этапе. Если же говорить о конкретных методах государственного регулирования рыночной экономики, следует назвать антимонопольную политику, ценообразование, налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов.
Обеспечение антимонопольной политики осуществляется посредством разгосударствления и приватизации, и направлено на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности а также создание условий для развития добросовестной конкуренции и эффективного функционирования товарных рынков.
В политике цен государство исходит из отказа от администрирования в области ценообразования. Цены устанавливаются под воздействием рыночной конъюнктуры, а государство осуществляет наблюдение за движением цен и производит их корректировку.
Важным моментом государственной политики в области регулирования рыночных отношений является налоговая политика. Сейчас используются многие виды налогов, но основными выступают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль совместных предприятий и предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, налог за пользование природными ресурсами, налог на недвижимость и др.
Проведение реформ ценообразования и налоговой реформы требует развития налоговых инспекций. В их функции входит контроль за расходованием доходной части госбюджета, ревизия финансовой деятельности предприятий, оказание помощи в отработке исчисления и отчисления налогов.
Важное регулирующее значение имеет система государственных заказов на производство продукции. С их помощью государство может влиять как на объем и структуру производства, так и на объем и структуру спроса, формируя потребности рынка[26].
В ближайшей перспективе необходимо преобразование государственных предприятий в республиканские и коммунальные унитарные, основанные на праве хозяйственного ведения, и республиканские унитарные, основанные на праве оперативного управления.
По мнению специалистов главной целью является развитие малого и среднего бизнеса на новой организационно-правовой, имущественной, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в один из основных источников пополнения бюджета, сокращение безработицы и повышение занятости трудоспособного населения.