Национальная экономика, ее структура, необходимость и направления структурной перестройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию "национальная экономика". В наиболее общем виде ее опре¬деление дал американский ученый рус¬ского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: "Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ЕЁ СТРУКТУРА И ВИДЫ 8
2 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА: НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 13
3 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ В РБ. ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Национальные экономики отличаются друг от друга и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.

Особенностью структуры национальной экономики Беларуси является то, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе все специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе страны. Так, для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности и др., отличающихся высокой металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью. Республика фактически представляет собой "сборочный цех" бывшего Союза и поэтому промышленность для нормальной работы нуждается в постоянных поставках комплектующих изделий из других стран СНГ.

Сельское хозяйство в соответствии с прежними общесоюзными пропорциями специализируется на производстве мясо - молочной продукции, льна и картофеля. Структурные преобразования в сельском хозяйстве связаны с реорганизацией колхозов и совхозов, появлением фермерских хозяйств и т. п.

Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.

В непроизводственной сфере ведущее место по затратам принадлежит военно-промышленному комплексу. Беларусь была западным рубежом СССР и поэтому по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя, превосходит все остальные западноевропейские страны. В настоящее время решается задача перевода оборонной промышленности на мирные рельсы, т. е. осуществление конверсии, проведение разоружения, сокращение военного бюджета.[19, c.103-105]

Таким образом, структура национальной экономики Республики Беларусь является довольно динамичной. Это проявляется в постоянном видоизменении отраслей. Сегодня можно видеть тенденции к централизации отдельных предприятий в концерны, холдинги и т.д. Что касается доли отдельных отраслей в ВВП, то сегодня можно видеть постоянный рост доли услуг, что является общемировой тенденцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА: НЕОБХОДИМОСТЬ; СОДЕРЖАНИЕ; ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

 

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой. Преимущественную роль в ней играли машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей в больших объемах вывозилась за пределы страны для удовлетворения общесоюзных потребностей.

Однако в условиях переходного к рыночным отношениям сложившиеся производственно-экономические связи были нарушены, экономический кризис привел к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских товаров, потере дешевых источников топливно-энергетических сырьевых ресурсов. В связи с низким платежеспособным спросом населения и ухудшением финансового положения предприятий (более 1/3 — убыточные) такая экономика перестала быть востребованной как на внутреннем, так и на внешних рынках, и в число актуальнейших выдвинулась проблема ее модернизации и структурной перестройки в соответствии с современными требованиями рыночной экономики и мировыми тенденциями.[6, c.78-79]

В первые годы экономического кризиса структурные преобразования осуществлялись стихийно, преимущественно на основе косвенного регулирования с помощью монетаристский подходов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики, что не привело к ожидаемому результату. По мере выхода из кризисного состояния утвердилось мнение о необходимости использования инвестиционной составляющей как важнейшего рычага структурных преобразований и повышения роли государства в их осуществлении на основе разработки и реализации эффективном инновационно-инвестиционной политики, учитывающей особенности нашей страны и мировой опыт. [10, c. 512]

В экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса. Основными из них являются:

  • несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей производственных мощностей, значительных объемах нереализованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • высокие энерго- и материалоемкость производства, его зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
  • высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;
  • недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

При определении направлений структурных преобразований руководствовались принципами:

  • многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;
  • концентрации ресурсов на эффективном использован конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;
  • постепенной трансформации отношений собственного развития предпринимательства, либерализации всех видом экономической деятельности;
  • перехода на инновационный путь развития;
  • социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренной динамики сферы услуг;
  • приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных, импортозамещающих не ресурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;
  • учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией и другими странами CНГ;
  • гармонизации развития крупного производства (создание. национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;
  • обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;
  • комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;
  • экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
  • рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств.[10, c. 114]

В качестве критериев успешности реализации указанных структурных преобразований использовались: обеспечение национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), повышение уровня эффективности и конкурентоспособности экономики Беларуси в сравнении со странами — торговыми партнерами.

Опыт государств, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке новых продуктов и технологий на основе достижений НТП.

Структурная политика Республики Беларусь предусматривала рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесообразно сгруппировать отрасли по нижеследующей схеме.

1. Группа отраслей и производств, базирующаяся на использовании региональных факторных условий и ресурсов, ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам (специализированные отрасли и производства АПК — животноводство, льноводство и картофелеводство; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика; топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт). Основным направлением структурной перестройки и роста конкурентоспособности отраслей этой группы является наращивание объемов продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения прямых иностранных инвестиций.

2. Традиционные отрасли промышленности, обладают высоким научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, соответствующие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но нуждающиеся в государственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, дорожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станкостроение, черная металлургия и легкая промышленность). Основными направлениями структурной перестройки этих отраслей являются модернизация, перепрофилирование производства на базе современных, в том числе заимствованных, технологий и закупки нового оборудования, выпуск конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков.

В качестве приоритетов целесообразно выделить технологически взаимосвязанные отрасли, обеспечивающие увеличение выпуска конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, выпуск технологичных конкурентоспособных машин и оборудования, позволяющих повысить уровень технологического развития других отраслей, экологическую безопасность на всех стадиях производственного процесса.

3. Наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовые достижения научно-технического прогресса и наиболее полно использующие человеческий потенциал Беларуси — высококвалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших инвестиций и затрат человеческого капитала группа. Она включает отрасли и производства, разрабатывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; технологии, основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов; производства по вы пуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений.

Ко всем группам отраслей применялся комплекс методов государственного регулирования — снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, методы нетарифного регулирования и др. Важнейшими организационными структурами стали транснациональными, межгосударственными, межотраслевыми, отраслевыми и территориальными корпоративными структурами в форме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производства и финансовые структуры. Таким образом, целевые установки структурной перестройки экономики заключались в снижении доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замене неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка была сделана на информатизацию, программное обеспечение, внедрение нанотехнологий и наноматериалов, модернизацию энергетической отрасли, развитие биотехнологии и генетики.[15, c.97-101]

Для достижения этих целей:

  • созданы благоприятные условия для развития предпринимательства и привлечения на этой основе прямых инвестиций в различные сектора экономики;
  • при необходимости проводят реструктуризацию государственных унитарных предприятий в процессе создания открытых акционерных обществ.

В целях обеспечения  экономической безопасности, обеспечения  единой государственной политики по управлению государственным имуществом предусматривается введение особого права («золотой акции») в отдельных открытых акционерных обществах, создаваемых путем преобразования государственных унитарных предприятий, включенных в перечень юридических лиц и имеющих важное и особо важное государственное значение.

В целях совершенствования  системы оценки государственного имущества, подлежащего приватизации, и в  соответствии с разрабатываемым  Законом Республики Беларусь «Об  оценочной деятельности в Республике Беларусь» при продаже объектов приватизации будет учитываться их рыночная стоимость.

В целях повышения  эффективности процессов акционирования и приватизации совершенствуется законодательство в части:

· преобразования государственных  унитарных предприятий, отнесенных к числу предприятий, имеющих важное и особо важное государственное значение, только по согласованию с Президентом Республики Беларусь. В таком же порядке будет осуществляться продажа принадлежащих государству пакетов акций указанных акционерных обществ;

· сохранения действующих объектов социальной инфраструктуры, связанных с приватизируемыми объектами;

· предоставления права  покупателям акций открытых акционерных  обществ на участие в работе их органов управления с правом голосования  по важнейшим вопросам их деятельности, по согласованию с соответствующими органами приватизации.

Приоритетными способами  приватизации небольших объектов останутся  их аукционная или конкурсная продажа. Преобразование государственных унитарных  и арендных предприятий в открытые акционерные общества будет осуществляться как по предложениям работников предприятий, так и по инициативе Правительства Республики Беларусь, а также субъектов приватизации.[6, c.127-130]

К реформированию крупных  предприятий и промышленных комплексов применяется индивидуальный подход (с учетом анализа сложившейся экономической ситуации), одной из главных целей которого ставится привлечение инвестиций, прежде всего иностранных, и достижение повышения эффективности производства.

Предусматривается расширение инструментария приватизации за счет организации купли-продажи акций на биржевом и внебиржевом рынках, продажи акций на аукционах по методу понижения их начальной цены, приобретения дополнительно на льготных условиях акционерами – работниками приватизированных предприятий акций своих предприятий.

Выполнению поставленных задач способствовало ожидаемое принятие нового закона о приватизации государственного имущества. Проект закона предусматривает: расширение прав и ответственности органов приватизации, отраслевых министерств и концернов, местных органов управления; возможность увеличения уставных фондов акционерных обществ за счет включения в баланс преобразуемого предприятия неиспользуемых объектов недвижимости и имущественных комплексов в целом, являющихся собственностью других государственных предприятий, а также принадлежащих государству пакетов акций других обществ; расширение способов приватизации – от трех (по действующему законодательству) до двенадцати.

Информация о работе Национальная экономика, ее структура, необходимость и направления структурной перестройки