Национальное богатство: исчисление объема и определение состава. Финансовые и нефинансовые активы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия национального богатства, ее структуры и содержания, а также роли в экономике.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность национального богатства;
- показать методы исчисления национального богатства;
- провести анализ состояния национального богатства Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………..………4
1 Сущность и содержание национального богатства как макроэкономического показателя……………………………….……………………………………………5
1.1 Общее понятие и классификация национально богатства……………………5
1.2 Особенности оценки национального богатства……………………………..…9
1.3 Финансовые и нефинансовые активы………………………………………....12
2 Анализ национального богатства Республики Беларусь………………..…….16
2.1 Анализ основных средств, в составе национального богатства Республики Беларусь……………………………………………………….…………………….16
2.2 Анализ природно-ресурсного потенциала страны ……...…………………..18
2.3 Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь……………………………………………………………………………..23
2.4 Анализ научного и научно-технического потенциала Республики Беларусь……………………………………………………………………………..26
3 Пути увеличения национального богатства Республики Беларусь………...…32
Заключение…………………………………………....………………………….…37
Список использованных источников……………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Нац богатство.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Научная деятельность в  целом является сферой ответственности  НАН Беларуси: это государственные  программы фундаментальных исследований (ГПФИ), государственные программы ориентированных фундаментальных исследований (ГПО-ФИ), государственные программы прикладных исследований, проекты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ).

Государственный комитет  по науке и технологиям курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.

Ответственность за осуществление  социально-экономических и государственных  целевых программ возложена на Министерство экономики, на отраслевые министерства и концерны.

Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, количество научных организаций.

Организационная структура  потенциала. По состоянию на 2012 г., в республике 530 организаций и предприятий выполняли ИР, в которых было задействовано около 30,5 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников, выполнявших ИР, и 85 % внутренних текущих затрат на науку.

Традиционно научные организации делятся на три основные сферы, представляющие относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука).

Наиболее мощной (и  с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 92 научные организации и свыше 11 тыс. работников, выполняющих ИР. В 2002 г. по инициативе Президента Республики Беларусь была осуществлена реорганизация научной системы страны. В состав Академии передан ряд организаций сельскохозяйственного и технического профилей. Сегодня НАНБ осуществляет организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных исследований и разработок с отдельными функциями республиканского органа управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Вузовская наука представлена 34 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Наряду с участием в выполнении государственных научно-технических и других программ деятельность вузовской науки направлена на подготовку специалистов для народного хозяйства, на проведение ИР, обеспечивающих единство научного и образовательного процессов и создающих задел для перспективных научных направлений.

Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические  центры, конструкторско-технологические  бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности – 57 организаций и свыше 8 тыс. работников, выполняющих ИР (2010 г.). К сожалению, в последние годы сократилось количество КБ и проектно-конструкторских организаций со 106 в 1990 г., 53 – в 2000 г., 43 – 2003 г., до 40 – в 2010 г. Снизилась и доля специалистов промышленных предприятий, выполнявших ИР (около 60 % в 1990 г. и 36 % в 2010 г.) в общей структуре научно-технического потенциала страны. А это наиболее инновационно активная отрасль экономики, во многом определяющая ее конкурентоспособность [13, с.15].

Наряду с объемами ИР важное значение для характеристики научно-технического потенциала имеет  структура затрат по видам работ: фундаментальные (ФИ) и прикладные исследования (ПИ), разработки (. Доля ФИ в течение 2007–2010 гг. увеличилась с 18,9 до 21,3 %, прикладных исследований – до 27,7 %, но доля разработок снизилась до 51 %.

При этом в государственном  секторе и секторе высшего образования преобладающая доля расходов приходится на исследования (75–80 %), а в предпринимательском секторе – на разработки (до 90 %).

Важнейшее значение для  характеристики научно-технического потенциала и механизма финансирования науки  имеет структура внутренних затрат по статьям расходов. Ключевыми статьями внутренних текущих затрат являются оплата труда и приобретение оборудования.

Эффективность функционирования научного комплекса неразрывно связана  с уровнем оплаты труда научных  работников. До 2000 г. среднемесячная заработная плата в науке и научном обслуживании была ниже заработной платы в промышленности, но уже к 2002 г. превысила последнюю на 12,6 %. На оплату труда в науке и научном обслуживании в 2007 г. было израсходовано 72 млрд р., в 2010 – 97,3 млрд р. Однако реальная покупательная способность заработной платы ученого не позволяет ему обеспечить современный уровень оснащенности интеллектуального труда (научной литературой, информацией, компьютерными услугами и др.). Здесь в основном коренится проблема снижения притока молодежи в науку.

 

 

3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО  БОГАТСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Если подытожить все  аспекты национального богатства, то в результате мы имеем следующие  показатели по уровню жизни населения (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения

Показатели

1995

2000

2010

2011

2012

Денежные доходы населения, млрд. р.

63 077,4

5 577,3

108 467,7

165 713,9

321 570,8

Денежные доходы в расчете на душу населения, 
тыс. руб. в месяц

515,7

46,6

952,4

1 457,7

2 831,4

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  году

66,4

114,1

115,1

99,7

121,9

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к  предыдущему году

65,1

113,8

114,8

98,9

121,5


Примечание – Источник: [9, с. 25].

 

Ниже представлена структура  доходов населения

Рисунок 3.1 – Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)

Примечание – Источник: [9, с. 26].

 

Как видно из таблицы 3.1 в целом благосостояние народа растет в среднем на 14-20 % в год.

Переход страны к устойчивому  развитию во многом определяется ее ролью  и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами.

Для увеличения производственного  потенциала страны необходимо:

  • ускорение процесса обновления основных промышленно-производственных фондов на базе внедрения прогрессивного оборудования, машин и механизмов, в том числе отечественного производства;
  • разработка и внедрение эффективных механизмов привлечения инвестиций в промышленность в целях увеличения собственных средств предприятий, банковских кредитов, иностранных инвестиций;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, прежде всего, развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
  • разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных на создание и выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса необходимо:

  • содействовать развитию научных исследований, ускорить внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, использовать научно-технический потенциал для создания новых видов продукции и технологий, расширения спроса на внешних и внутреннем рынках;
  • создать благоприятную среду для притока зарубежного капитала;
  • стимулировать приток инвестиций в создание нового оборудования и технологий, способных обеспечить экологически чистое производство.

В целях регулирования  внутренней миграции должны быть предусмотрены  меры, направленные на разработку экономических  рычагов воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли  и уменьшению оттока специалистов. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках соответствующих международных договоров и соглашений.

В соответствии с программой социально-экономического развития 2011–2015 гг. предусматривается снижение темпов убыли населения. В возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста.

Демографическая политика в этот период будет направлена на обеспечение режима воспроизводства  населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого сознательно  регулируемой рождаемостью, снижающейся  смертностью и повышающейся ожидаемой продолжительностью жизни. В целях стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало- к среднедетности. Для укрепления здоровья населения и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер, включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска, угрожающими здоровью населения, на государственном, общественном и индивидуальном уровнях.

Для регулирования внешней миграции необходимо осуществить меры, способствующие сокращению миграционного оттока и сохранению интеллектуального потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и созданию условий жизнедеятельности населения с учетом потребностей социально-экономического развития регионов страны.

Территория Беларуси перспективна в отношении поиска руд черных и цветных металлов. Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами по категории – 340 млн тонн и прогнозными – 1,5 млрд. т, их использование во многом будет определяться решением топливно-энергетической проблемы в стране.

В Программе ускорения  геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2011–2015 гг., в качестве приоритетных определены следующие направления: поиск и разведка месторождений нефти и газа, поиск и подготовка к промышленному освоению бурых углей, оценка перспектив алмазоносности, разведка запасов железных руд, подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Предусматриваются задания по приросту запасов минерального сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного производства, в том числе задания по техническому перевооружению.

Перспективные планы  и прогнозы включают разработку экологически безопасных и экономически эффективных  технологий добычи, переработки и  использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях. Особенно это актуально в отношении добычи нефти, извлечение которой в условиях Беларуси не превышает 40 %, в то время как новейшие технологии позволяют повысить этот показатель до 60 %. Внедрение прогрессивных технологий при разработке Старобинского месторождения калийных солей обеспечит более рациональное использование запасов, сокращение отходов калийного производства до 10 % и уменьшение оседания земной поверхности на 15–20 %. Повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов для производства строительных материалов связано с сокращением потерь сырья в процессе добычи и производства, использованием низкосортноrо сырья, вторичных ресурсов. Выполнение программы геологоразведочных работ позволит расширить минерально-сырьевую базу и повысить ресурсообеспеченность ряда отраслей национальной экономики.

Стратегическая цель в области сохранения водного  потенциала страны состоит в повышении  эффективности использования и улучшении качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата. Достижение этой цели потребует комплексного подхода к решению организационных, правовых и финансово-экономических проблем водопользования и охраны вод.

На первом этапе для  реализации главных направлений  природоохранной политики необходимо:

  • развитие системы платного водопользования на основе эколого-экономической оценки водных ресурсов;
  • совершенствование правовой и нормативной базы водопользования.

В дальнейшем необходимо продолжить работы по повсеместному  внедрению прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологических  процессов, обеспечивающих снижение удельного  водопотребления и объема отведения  сточных вод, переход на мало- и безводные технологии производства; оценке влияния стихийных гидрометеорологических явлений и изменения климата на водные ресурсы.

Информация о работе Национальное богатство: исчисление объема и определение состава. Финансовые и нефинансовые активы