Национальное богатство: структура, способы измерения и накопления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания моей курсовой работы является рассмотрение понятия национального богатства, анализ основных показателей, а также изучение факторов, влияющих на увеличение национального богатства в Республике Беларусь.

Рассуждая о необходимости структурной политики и осуществлении эффективных «структурных маневров», экономисты заметно меньшее значение придают оценке природы структурных изменений и возможностям, которые фактически программируются величиной национального богатства и его структурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Национальное богатство: Сущность, структура и факторы роста…………5-9
1.2 Национальное богатство: Способы его измерения.....……………………..9-13
1.3 Национальное богатство, его состав и способы накопления…………….13-19
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ основных средств в составе национального богатства…….……19-21
2.2 Анализ демографического и трудового потенциалов РБ………….……..21-24
2.3 Анализ состояния национального богатства Республики Беларусь…….24-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_makra (1).docx

— 85.79 Кб (Скачать файл)

В Беларуси, как  и во многих странах, женщин больше, чем мужчин. В Республике Беларусь доля мужчина начало каждого исследуемого периода (2010-2012гг.) составила примерно 47-48%, а женщин 52-53%.    Для характеристики трудового потенциала страны важное значение имеет структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности. Численность занятых в экономике Беларуси в среднем почти не изменилась с1995г. по 2012г. Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а удельный вес работающих в лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и отраслях сферы обслуживания увеличился. Из общей численности экономически активного населения занято 97-98%. Этот показатель только слегка колеблется последние 6 лет. Доля мужчин и женщин также практически постоянна и составляет около 46% и 51,5% соответственно. Демографический потенциал во многом определяется продолжительностью жизни людей. В последние годы ожидаемая продолжительность жизни при рождении снизилась: на начало2012г. она составила 70,3года, в том числе 64,5года у мужчин и 76,2года у женщин. 3а последние годы усилились диспропорции в продолжительности жизни мужчин и женщин, что отрицательно сказывается на демографическом и трудовом потенциалах населения в целом. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин на начало2012г. составила 11,7лет.

Уменьшение продолжительности жизни и увеличение ее разницы у мужчин и женщин объясняются рядом социально-экономических, экологических, психологических, бытовых причин.       

Пo имеющимся данным, продолжительность жизни и общественное здоровье на 49-53 % зависят от образа жизни человека, на 18-22 % - от наследственности и биологии, на 17-20 % - от внешней среды и экологии, на  8-10 % - от уровня развития здравоохранения. Поэтому разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в основном объясняется различиями в их образе жизни. Мужчины больше, чем женщины, заняты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда. Они чаще злоупотребляют алкоголем, курением, что ведет к увеличению смертности от целого ряда заболеваний. Отрицательное влияние на здоровье людей и в конечном счете на продолжительность жизни оказывают характерные для современного развития общества усложнение условий труда, ухудшение бытовых условий и экологической среды, увеличение напряженности ритма жизни, информационные и транспортные перегрузки, недостаточная физическая активность, недооценка здорового образа жизни.

В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».   

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, разработан специалистами Программы развития ООН (ПРООН) для сравнения отдельных стран по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации - возможности жить долго, получить образование иметь достойный уровень материального благосостояния. В показателе учитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей. 

ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую из трех важнейших индикаторов уровня жизни - индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,500 до 0,799 - со средним, уровнем; менее 0,500 - низким уровнем развития человеческого потенциала.          

В 2002г. Беларусь по индексу развития человеческого потенциала (0,790) занимала 62-е место среди 177стран и относилась к группе государств со средним уровнем человеческого развития, опередив все страны СНГ, кроме России (Российская Федерация занимает 57-е место, Украина - 70-е, Казахстан - 78-е, Армения - 82-е, а Таджикистан - только 116-е место).3а время развития Республики Беларусь как суверенного государства изменилось распределение численности населения, занятого на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности. На территории Республики появились иностранные и совместные предприятия, количество занятых на которых постоянно возрастает. Важным показателем оценки трудового потенциала является уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Республика Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования населения. В целом следует отметить, что высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся эффективная система подготовки квалифицированных кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. Для максимального использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения, повышать производительность труда. [6, с.67-70]

2.3 АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Национальное богатство  Беларуси (без учета стоимости  земли, недр и лесов) на начало 2012года составило Br 591,5 трлн. На начало 2009 года национальное богатство оценивалось в сумму Br 511,1 трлн. Таким образом, в эквиваленте нацвалюты национальное богатство Беларуси за 2009 год увеличилось на 15,7%.

По данным Нацбанка Белоруссии, средний курс белорусского рубля к доллару США в 2009 году составил Br 2792,54/$ 1 против Br 2136,29/$1 в 2008 году. Таким образом, долларовый эквивалент национального богатства Белоруссии по итогам 2009 года составил $ 211,8 млрд против $ 239,3 млрд в 2008 году, сократившись за год на 11,5%.

В структуре национального  богатства стоимость основных средств в рублевом выражении за 2009 год увеличились на 13,1%, до Br 433,2 трлн. В эквиваленте доллара США стоимость основных средств уменьшилась на 13,5%, до $ 155,1 млрд.

Стоимость материальных оборотных  средств в эквиваленте нацвалюты на начало 2010 года составила Br 82,1 трлн (рост на 11,9%), в эквиваленте доллара США - $ 29,4 млрд (снижение на 14,5%).

Стоимость домашнего имущества  в Беларуси за 2009 год выросла как  в рублевом, так и в долларовом эквиваленте. Так, на начало 2010 года стоимость  домашнего имущества составила  Br 76,2 трлн, или $ 27,3 млрд. Номинальный прирост стоимости домашнего имущества в нацвалюте за год составил 39,6%, в эквиваленте доллара США - 6,8%.

 Беларуси численность  населения на начало 2009-2010 годов  оставалась практически неизменной  и составила 9,5 млн человек. Таким образом, стоимость домашнего имущества на душу населения на начало 2010 года составила $ 2,87 тыс. против $ 2,69 тыс. на начало 2009 года.

 

Все факторы роста национального  богатства Республики Беларусь можно  сгруппировать следующим образом (рисунок 3.2).

 

Правильное определение объёма национального богатства и его  составляющих зависит не только от чёткого учёта его компонентов  и методики их расчёта, но и от правильности их стоимостной оценки.

Национальное богатство исчисляется  в действующих (текущих) ценах, что  обеспечивает оценку его реального  объёма в условиях современного ценообразования  и увязку с другими макроэкономическими  показателями.

Существует несколько видов  оценки элементов национального  богатства:

  • По исторической (учётной) стоимости – соответствует первоначальной, которая применяется и в статистике. Она отражает стоимость основных фондов в момент ввода их в эксплуатацию, включая стоимость самих фондов, а также их транспортировки и монтажа на месте их эксплуатации. Эта стоимость также называется балансовой, т.к. по ней основной капитал зачисляется на баланс организации.
  • По стоимости замены основных фондов (восстановительная стоимость) – стоимость воспроизводства основного капитала в современных условиях и зависит от динамики цен на отдельные элементы основного капитала. Определяется в результате переоценки основного капитала.
  • По рыночной стоимости – определяется при условии равенства спроса и предложения, имеет важное значение в экономике, особенно для тех элементов капитала, для которых не существует других видов оценки (земля, природные ресурсы, предметы искусства и т.д.).

 

         Важным фактором накопления национального богатства страны выступает уровень развития ее производительных сил и производственного потенциала. Производственный потенциал в масштабе национальной экономики представляет собой совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства или производства товаров и производства услуг. Он является важнейшим компонентом совокупного экономического потенциала, характеризующим производительные силы страны, реального сектора экономики. Экономикс определяет производственный потенциал как реальный объем продукции (ВНД), который экономика в состоянии произвести при полном использовании имеющихся ресурсов.

         Республика Беларусь в настоящее время обладает значительным производственным потенциалом, который во многом был сформирован еще во времена СССР. В то же время динамика роста, уровень обновления и качественные характеристики основных фондов не могут быть оценены как оптимальные. В целом технологическая база экономики значительно устарела. На большинстве предприятий она представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V-VI уклады. Износ активной части основных фондов достиг 80,0 %, т.е. намного превысил критический уровень.

         В условиях низкого платежеспособного спроса, нехватки оборотных средств производственные мощности большинства предприятий недоиспользуются. Кроме того, загрузка производственных мощностей по многим номенклатурным позициям проблематична в связи с моральным и физическим износом активной части основных фондов и динамикой рынка.

        Наращивание производственного потенциала предполагает быструю смену технологий в большинстве отраслей промышленности, ускоренное обновление основных фондов.

        Для активизации процессов модернизации и технического перевооружении производства на последующих этапах предусматривается обеспечить среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал на уровне 10-15 %. Это позволит заменять изношенные производственные фонды современным технологическим оборудованием на 15-20 % ежегодно.

 

За этот период строительно-монтажные  работы выполнены на 57,2 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 12,3% меньше, чем в январе-октябре 2011 г.

       В январе-октябре 2012 г. инвестиции на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили 49,1 трлн. рублей, или 42,2% общего объема инвестиций и 84% к уровню января-октября 2011 г. На долю импортных машин, оборудования, транспортных средств приходится 52,5% этих инвестиций. Из импортного оборудования 34,8% приобретено на территории Республики Беларусь.

Важным и перспективным  источником роста национального  богатства страны являются иностранные  инвестиции, для привлечения которых  необходимо создать благоприятный  инвестиционный климат. Под инвестиционным климатом понимается совокупность политических, правовых, экономических и социальных условий, обеспечивающих и способствующих инвестиционной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов. То есть инвестиционный климат предопределяет целесообразность инвестирования в ту или иную национальную экономику.

        Благоприятный инвестиционный климат подразумевает защиту прав инвестора, гарантию перевода его доходов заграницу, защиту от незаконных действий чиновников и ведомств страны, стабильное и прозрачное законодательство и налоговую систему.

       Оценки инвестиционного климата Республики Беларусь улучшились, что связано с присвоением ей суверенного кредитного рейтинга, с благоприятными изменениями в отношениях белорусского руководства со странами Запада и с изменениями в налоговом законодательстве страны, призванными сделать его более доступным и предсказуемым для иностранного инвестора. С момента провозглашения независимости и до недавнего времени государственная макроэкономическая политика, оказывающая воздействие на привлекательность инвестиционного климата                                     Республики Беларусь, носила изменчивый характер. Так, в 1997 г. правительство ввело «правило золотой акции», которое разрешило вмешательство государства в управление частично приватизированными компаниями. В 2005 г. данное положение было пересмотрено таким образом, что оно могло применяться независимо от того, сохраняет государство долю в приватизированных активах или нет. Однако «правило золотой акции» широко не применялось. По официальной информации, оно было использовано в 14 акционерных обществах из 1600. Данное правило было упразднено в 2008 г. как часть инициатив по улучшению общего инвестиционного климата.

 

        За январь-сентябрь 2010 года Беларусь привлекла USD4.98 млрд., из которых объём ПИИ составил USD1.27 млрд. В принципе как видно по цифрам, принимая во внимание тот факт, что результаты четвертого квартал не учитывались и на данный момент недоступны, можно сказать, что общий план по привлечению капитала Беларусь вполне вероятно выполнит (USD 5,6 млрд), если же говорить о ПИИ, то однозначно утверждать о достижении плана пока нельзя (USD 2,9 млрд).

         Если говорить более конкретно об основных источниках внешнего капитала, не учитывая внешние кредиты и займы, то можно выделить следующее. 2010 стал годом, когда Беларусь произвела дебютное размещение своих долговых обязательств на мировых фондовых биржах. Летом этого года Беларусь разместила свои еврооблигации со сроком погашения 5 лет на общую сумму USD1 млрд и средневзвешенной доходностью в 8.7%. Несмотря на достаточно высокую ставку доходности к погашению нельзя не отметить плюсы, приобретенные Беларусью в результате их выпуска. Так, страна получила доступ к рынку длинных ресурсов. Евробонды – это инструмент, который позволяет привлекать финансовые ресурсы на длительный срок. Кроме этого размещение еврооблигаций простимулировало рост интереса иностранных инвесторов к стране, т.к. любой подобный выход на фондовый рынок сопровождается глубоким и детальным анализом ситуации в экономике, отчет о проведении которого является открытым для публичного доступа, и эмиссия бумаг является своего рода сигналом о целесообразности обратить внимание на страну и ее потенциал.

Информация о работе Национальное богатство: структура, способы измерения и накопления