Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов развития национального богатства, анализ основных показателей национального богатства, а также изучение факторов, влияющих на увеличение национального богатства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность национального богатства;
рассмотреть его структуру;
выявить основные показатели национального богатства;
определить факторы, влияющие на увеличение национального богатств

Содержание

Введение
1. Национальное богатство страны и его структура
2. Подходы и показатели измерения национального богатства страны
3. Факторы и способы накопления национального богатства
4. Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 67.13 Кб (Скачать файл)

     Вместе  с тем многие разработки пока не осваиваются производством из-за дефицита финансовых ресурсов, недостаточной  экономической эффективности внедряемых новшеств, отсутствия портфеля заказов  на новую продукцию, а также из-за слабо развитой инновационной инфраструктуры.

     Указом  Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 определены основные меры по стимулированию создания и развития производств, основанных на новых и  высоких технологиях. Правительством утвержден перечень таких производств. К приоритетным отнесены 27 направлений, среди которых информационные технологии и электроника, новые материалы  и химические продукты, биотехнологии, способы переработки сельскохозяйственной продукции, технологии селекции новых  сортов растений и пород животных, квантовая оптика, нанотехнологии, тонкий химический синтез и др.

     Научно-технический  потенциал Республики Беларусь является важным фактором повышения конкурентоспособности  экономики страны. Основные направления  инновационной деятельности и приоритеты инновационной политики будут определяться потребностями развития наукоемких отраслей промышленности, наращиванием экспортных возможностей отдельных  отраслей и производств, необходимым  научным обеспечением сельского  хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения, экологии. Таким образом будут  созданы все условия для перехода на инновационное развитие экономики  в целом.

     Инновационный путь развития экономики требует  дополнительного увеличения инвестиций на разработку и освоение производства новой конкурентоспособной продукции, в связи с чем предполагается увеличить долю привлекаемых в этих целях средств ее заказчиков и  производителей. Выделяемые государственные  ресурсы будут направляться преимущественно  на разработку и использование новейших технологий, что в свою очередь  обеспечит спрос на результаты научной  деятельности.

     Для повышения отдачи средств, вложенных  в научно-технические программы  и инновационные проекты, намечается разработка мер по совершенствованию  системы защиты интересов отечественных  производителей новой продукции  на внутреннем рынке, расширению льготного  кредитования предприятий, осваивающих  производство конкурентоспособной  продукции и внедряющих новые  технологии.

     Особое  внимание предполагается уделить повышению  качества продукции и услуг как  одной из главных составляющих повышения  конкурентоспособности экономики  страны. В ближайшей перспективе  на решение проблем в этой сфере  будет направлена реализация мер, предусмотренных  Государственной программой "Качество" на 2001–2003 гг.

     Одним из путей повышения качества и  конкурентоспособности выпускаемой  продукции (работ и услуг), а также  увеличения экспортного потенциала производителей является дальнейшее развитие систем государственной стандартизации, сертификации и метрологии.

     Главные цели развития стандартизации в 2006 гг. – гармонизация методов и практики отечественной стандартизации с  принятыми в мировом сообществе и проведение согласованной в  рамках СНГ политики в этой области. Необходимо обеспечить создание сбалансированной (единой для стран СНГ) системы  технического законодательства, постепенное  приведение в соответствие норм технических  законодательных актов и регламентов  всех государств, присоединившихся к  Соглашению о проведении единой политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, а затем приближение  межгосударственных стандартов к международным.

     В целях достижения единства измерений  и улучшения метрологического обеспечения  предприятий и организаций в  соответствии с разработанной Госстандартом  концепцией по созданию Национальной эталонной базы на 2005–2010 гг. будут  продолжены работы по созданию национальных эталонов в рамках государственной  научно-технической программы "Стандарты". Продолжатся работы по проведению в республике сертификации систем управления качеством и систем экологического управления. По состоянию на 1 января 2001 г. в Республике Беларусь 71 предприятие и организация различных форм собственности прошли процедуру сертификации систем качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. К 2006 г. их число предусмотрено довести до 200.

     Природно-ресурсный  потенциал

     Минерально-сырьевые ресурсы. Государственная политика в области разработки недр направлена на максимальное повышение уровня обеспечения  промышленности собственными минерально-сырьевыми  ресурсами при их рациональном и  комплексном использовании с  наименьшими негативными воздействиями  на окружающую среду. В результате реализации Программы ускорения геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 1996–2000 гг. обеспечен прирост 4 млн. т запасов  нефти по промышленным категориям, разведаны запасы бурых углей  в количестве 35 млн. т; железных руд  – более 140 млн. т; трепелов – 61,3 млн. т. Разведан и подготовлен к промышленному  освоению целый ряд месторождений  различных строительных материалов, пресных и минеральных подземных  вод. Готовы к промышленному освоению запасы песчано-гравийной смеси  – 29,8 млн. м3; строительных песков – 93,1 млн. м3; глинистого сырья – 35,7 млн. м3; пресных подземных вод – 331,2 млн. м3; минеральных вод – 354 м3/сут. Производится оценка алмазоносности выявленных трубок взрыва, в частности, в 8 из 32 оцененных  трубок выявлены кристаллы алмазов  размером от 0,15 до 0,3 мм. Продолжается разведка высокоминерализованных рассолов в  Припятском прогибе. Разработана технология извлечения из них йода и брома, создана  лабораторная установка, получены опытные  образцы.

     С целью повышения уровня обеспеченности народного хозяйства страны собственными минерально-сырьевыми ресурсами  разработана и утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2000 г. № 1963 "Программа развития геологоразведочных работ по расширению минерально-сырьевой базы в Республике Беларусь на 2005 - 2010 годы", которая предусматривает сосредоточить геологоразведочные работы и сопровождающие их научные исследования на следующих приоритетных направлениях:

  • поиск и разведка месторождений нефти и газа для наращивания ресурсной базы нефтедобывающей промышленности;
  • поиск и разведка месторождений бурых углей в качестве энергетического и бытового топлива;
  • оценка алмазоносности выявленных и поиск новых диатрем, перспективных на выявление месторождений алмазов;
  • поиск благородных металлов;
  • разведка и подготовка к промышленному освоению запасов железных руд в качестве собственной сырьевой базы для металлургического производства;
  • подготовка к промышленному освоению высокоминерализованных рассолов в Припятском прогибе с целью их комплексного использования в народном хозяйстве;
  • на основе всесторонней геолого-экономической оценки поиск и разведка различных месторождений местных полезных ископаемых для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны;
  • поиск и подготовка к промышленному освоению эксплуатационных запасов пресных подземных вод в целях перевода хозяйственно-питьевого водоснабжения населения на более защищенные от техногенного загрязнения подземные источники; поиск и разведка минеральных вод, обладающих высокими лечебными свойствами, для развития в стране санаторно-курортных комплексов широкого профиля;
  • региональное геологическое изучение недр страны с целью выявления основных закономерностей распределения в них различных полезных ископаемых и их прогнозной оценки.

     Для реализации этих направлений в годовых  прогнозах социально-экономического развития предусматриваются соответствующие  геологоразведочные работы по конкретным объектам, задания по приросту запасов  минерального сырья и другие мероприятия, направленные на решение поставленных задач.

     Земельные ресурсы. Общая площадь земель страны на 1 января 2000 г. составляла 20759,6 тыс. га, в том числе сельскохозяйственных – 9281,5 тыс. га, из них пахотных – 6181,7 тыс. га. Сельскохозяйственная освоенность  Беларуси составляет 44,7%, а распаханность  – 29,8%, что свидетельствует о высокой  степени антропогенной освоенности  земельного фонда.

     В 1996–2000 гг. произошли определенные изменения  в структуре земельного фонда. Площади  сельскохозяйственных земель сократились  на 57,3 тыс. га. В основном это произошло  за счет передачи лесхозам лесопокрытых и прочих земель сельхозпредприятий из-за их закустаривания и заболачивания, а также отвода продуктивных угодий на нужды строительства, промышленности и транспорта, перевода части сельхозугодий  в земли природоохранного назначения, запаса и общего пользования населенных пунктов. Характерной особенностью сельскохозяйственных земель страны остается их гидромелиоративная и культуртехническая неустроенность.

     Для обеспечения устойчивого развития АПК в прошедшем пятилетии  осуществлены меры по улучшению землепользования, повышению плодородия, защите почвенного покрова от эрозии (на 2,3 млн. га), загрязнения  тяжелыми металлами, средствами химизации  земли, выбросами промышленности и  транспорта.

     К 2006 г. ожидается сохранение тенденции  сокращения площадей сельскохозяйственных земель (до 9120 тыс. га сельскохозяйственных угодий и до 6130 тыс. га пашни) в результате продолжающихся отводов продуктивных угодий для несельскохозяйственных целей и уменьшения объемов осушительной мелиорации, культуртехнических и восстановительных работ. Несмотря на это, в связи с уменьшением численности населения к 2006 г. на одного жителя страны будет приходиться 0,63 га пахотных земель.

     Лесные  ресурсы. Развитие лесного хозяйства  в 2006 гг. будет осуществляться в соответствии со Стратегическим планом развития лесного  хозяйства Беларуси до 2015 г., Концепцией развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015 г., одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 1999 г. № 1502, и государственными программами, разработанными Минлесхозом  Республики Беларусь.

     Лесной  фонд Беларуси составляет 9,09 млн. га, в  том числе покрытая лесом площадь  – 7,85 млн. га, или 86,4%. Леса, выполняющие  преимущественно экологические  функции, составляют 3,6 млн. га (41,9% общей  площади). В перспективе значительного  увеличения лесных площадей не ожидается.

     В настоящее время общий запас  древесины составляет 1,13 млрд. м3, ежегодный  прирост лесных площадей – 25 млн. м3. Естественная динамика возрастной структуры  лесов дает основание ожидать  увеличения общего запаса древесины  к 2006 г. до 1,23 млрд. м3. В результате этого  расчетная лесосека может возрасти с 5,9 до 7,0 млн. м3.

     Предусматривается дальнейшее увеличение рубок ухода  за лесом как одного из источников повышения эффективности лесохозяйственного производства. Сохранится положительная  тенденция расширения объемов лесовосстановления в целях максимального сокращения сроков между вырубкой и возобновлением лесов.

     Инвестиции  в лесное хозяйство за счет средств  бюджета предполагается направлять в первую очередь на решение общегосударственных проблем, связанных со строительством дорог лесохозяйственного назначения, и упорядочение принятых от предприятий сельского хозяйства лесных земель.

     Государственной программой многоцелевого использования  лесов предусматриваются мероприятия  по сохранению положительных тенденций  в лесном хозяйстве, связанных с  увеличением размеров расчетной  лесосеки по главному пользованию в  среднем за 5 лет на 19% (с 5,9 млн. м3 в 2000 г. до 7 млн. м3 в 2006 г.).

     В целом природно-ресурсный потенциал  Беларуси, за исключением топливно-энергетической базы, при его экономном и рациональном использовании вполне может обеспечить устойчивое развитие страны и ее экономическую  безопасность. 

 

      Заключение 

     В итоге проведена работа в области  исследования национального богатства  Республики Беларусь: определены основные показатели национального богатства  и изучена его классификация, рассмотрена его структура, выявлены факторы, влияющие на увеличение национального  богатства, а также проведён его  анализ. Можно сделать выводы, что  в интересах развития национального  богатства страны необходимо целесообразно  обеспечить одновременно: увеличение и физического, и природного капиталов. В этом отношении важно определить основные направления развития, которые  позволят достигнуть не просто максимального  экономического роста, а стабильного  приращения национального капитала, включая его природную составляющую. Приниматься во внимание должны комплексные  результаты реализаци того или иного  проекта, учет которых необходим  для определения эколого-экономической  эффективности. Очевидно, что для  обеспечения стабильного роста  национального капитала, включая  и природную составляющую, важно  разработать чёткий организационно-экономический  и правовой мекахизм, который позволит учитывать внешние (в первую очередь, экологические) эффекты в оценке результатов хозяйственной деятельности. 

 

      Список использованных источников 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов обучающихся по гуманитарным и техническим специальностям. – М.: Юрайт-М, 2001 г. – 384 с.

2. Бункина М.К.  Национальная экономика: Учеб. М.: Логос, 2003. – 36 c.

Информация о работе Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения