Национальное богатство страны, его сущность, состав и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и методических основ изучения национального богатства, а так же проведение анализа национального богатства Российской Федерации за 2010-2012 гг. Исходя, из указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
• Охарактеризовать сущность и структуру национального богатства;
• Рассмотреть основные элементы и систему показателей национального богатства;
• Изучить методы анализа и оценки показателей статистики национального богатства;
• Исследовать основные фонды в системе национального богатства РФ
• Выявить основные тенденции развития национального богатства РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения национального богатства…………………………………………………………..………...5
1.1. Сущность и состав национального богатства…...…………...……....…5
1.2. Основные элементы и система показателей национального богатства……………………………………………..…………………...……6
Глава 2. Анализ национального богатства России……………………………….13
2.1. Национально богатство Российской Федерации……………………...13
2.2. Основные фонды в системе национального богатства Российской Федерации………………………………………………………………16
2.3. Тенденции развития национального богатства России………………20
Заключение………………………………………………………………….………24
Список использованных источников и литературы…………..………….………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа национальное богатсво.docx

— 156.23 Кб (Скачать файл)

 

В условиях ускорения экономического роста, наблюдающегося в России с начала 2011-х годов, данная закономерность имеет прогрессивный характер, соответствует общемировым тенденциям развития рыночного хозяйства.

В период рыночных преобразований в России наблюдаются позитивные тенденции в изменении структуры основных фондов по формам собственности (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Основные фонды по формам собственности (на конец года; по полной учетной стоимости; в % к итогу)*

Годы

Все основные фонды

В том числе по формам собственности

государственные

негосударственные

2010

100,0

91,0

9,0

2011

100,0

43,0

57,0

2012

100,0

40,0

60,0


 

 

За период 2010—2012 гг. удельный вес государственной собственности в стоимости основных фондов существенно снизился, а негосударственной — возрос. Так, на конец 2012 г. основные фонды, находящиеся в государственной собственности, составили 40%, в негосударственной — 60%.

На 2012 год качественное состояние основных фондов национальной экономики характеризуется высоким уровнем физического и морального износа, что ограничивает возможности их использования для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, работ, услуг). В среднем степень износа основных фондов организации по отраслям экономики составила около 44,0% .

Наиболее высока степень износа основных фондов в организациях промышленности (51,4%), сельского хозяйства (46,5%), торговли и общественного питания (56,2%).

Промышленное производство в 2011 г. снизилось по сравнению с 2010 г. на 37%. При этом продукция топливной промышленности — лишь на 20%, цветной металлургии — на 24, черной металлургии — на 26%. В то же время продукция машиностроения сократилась на 43%, легкой промышленности — в 6 раз. По сравнению с 2010 в 2011 г. производство металлорежущих станков снизилось более чем в 11 раз, кузнечно-прессовых машин — в 23 раза, турбин — более чем в 3, тракторов — в 23, ткацких станков — в 60 раз.

Наряду с высоким износом основных фондов, в российской экономике сохраняется ограниченность мощностей объектов производственной инфраструктуры, в состав которой входят электроэнергетика, железные и автомобильные дороги, магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы, морские порты, аэропорты, коммунальное хозяйство. Техническое состояние объектов производственной инфраструктуры, их пропускная и провозная способность не и полной мере соответствуют современным требованиям и относится к числу факторов, сдерживающих развитие национальной экономики.

Специалистами отмечается недостаток инвестиционных вложений, в объекты производственной инфраструктуры, находящиеся в собственности как государства, так и коммерческих структур. Низкое качество технической базы российской экономики является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост при расширении платежеспособного спроса.

 

2.3. Тенденции  развития национального богатства  России

 

Проблемы эффективного использования элементов национального богатства в пореформенный период функционирования Российской экономики многообразны. В научной литературе указывается на не востребованность человеческого капитала, неумение использовать в должном объеме его возможности, а также на сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.

Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.

Продвижение по указанным направлениям зависит от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.

Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности

Ряд видных российских ученых указывает на очевидный недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы, и они солидарны в том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов (табл. 2.4). Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики.

 

Таблица 2.4

Прогноз динамики и структуры национального богатства РФ до 2016 года*

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Национальное богатство, %

100

102

105

108

112

116

120

Натурально-вещественная структура национального богатства:

             
  • Основной капитал

66

65

65

65

64

65

65

  • Материальные запасы

15

14

13

12

12

10

10

  • Домашнее имущество

19

21

22

23

24

25

25

Воспроизводственная структура:

             
  • Производственные фонды

56

55

54

52

51

51

50

  • Непроизводственные фонды

44

45

46

48

49

49

50


 

Современное состояние национального богатства и приведенные в табл. 2.4 прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности и недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. При проведении прогнозных оценок ориентиры инвестирования устанавливаются экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только являются отражением общей, более высокой организованности национальной хозяйственной системы и целесообразной экономической политики. В свою очередь последняя, по мнению академика РАН А.И. Абалкина, будучи подвержена, как и любой экономический процесс, “эффекту кумулятивной” причинности, выступает своеобразным общественным благом и исполняет функцию фактора хозяйственного развития.

Таким образом, новая социальная структура общества должна соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно позволять ей развиваться, т.е. она должна воспроизводить такую систему ценностей и стимулов, которые бы обеспечивали конкурентный процесс, позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты.

Итак, национальное богатство, ВВП входят в число наиболее важных для национальной экономики макроэкономических категорий, а числовые характеристики их объема — представительные агрегатные показатели, позволяющие оценить совокупный экономический потенциал страны.

В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить14:

1) объем  и доступность всех имеющихся  видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

2) достигнутый  страной уровень технического  развития, определяющий качество  и производительность технологической  базы экономики;

3) накопленный  страной задел в области фундаментальных  и прикладных научных исследований, уровень подготовки кадров, характеризующий  качество трудовых ресурсов страны.

В результате согласованного взаимодействия названных факторов в составе совокупного экономического потенциала формируются природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный (инновационный), внешне экономический и другие потенциалы национальной хозяйственной системы страны. Каждый из них имеет определенные особенности закономерности развития, количественные и качественные характеристики.

 

Заключение

 

Таким образом, в результате проделанной работы и проведенного анализа, можно сделать выводы, что категория “совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны” представляет собой слаженное по структуре и многоаспектное по содержанию и значению явление. Наиболее распространенным измерителем совокупного экономического потенциала национальной экономики выступает национальное богатство.

Национальное богатство – важнейшая социально-экономическая категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны. 15Оно охватывает практически все экономические блага, находящиеся в распоряжении страны. Именно поэтому национальное богатство является лучшим измерителем уровня развития страны и жизни населения. Национальное богатство - один из важнейших показателей экономической мощи страны, представляющий собой денежное выражение всей совокупности потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь предшествующий период по состоянию на определенную дату.

Согласно современным статистическим представлениям в объем национального богатства включается:

  1. нефинансовые произведенные активы;
  2. нефинансовые непроизведенные активы;
  3. финансовые активы.

Система показателей национального богатства включает в себя следующие основные характеристики:

1. показатели  накопленного имущества, произведенных  материальных и нематериальных  активов – их наличия (объема), состава и структуры, воспроизводства, состояния и использования;

2. показатели  наличия, состояния и оценки природных  ресурсов и других непроизведенных активов;

3. показатели  динамики всех активов национального  богатства.

Национальное богатство определяется, как правило, в действующих (текущих) ценах, что обеспечивает оценку его реального объема в современных условиях ценообразования и увязку с другими социально-экономическими показателями. Важным моментом для определения общего объема национального богатства является наиболее полная оценка его элементов.

Для определения общего объема основных фондов, их вещественной и отраслевой структуры, а также для исчисления износа (амортизации) основных фондов, анализа их воспроизводства применяется стоимостная (денежная) оценка.

Национальное богатство России – это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования не восполняемых природных богатств. Необходима смена экономической парадигмы, переориентация с сырьевой на инновационную модель развития народного хозяйства. Приоритетное развитие науки и наукоемких отраслей позволит более рационально использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению в нем доли человеческого капитала. На 2011 год национальное богатство Российской Федерации насчитывало 115332288 млн. рублей. По состоянию на конец 2010 г. основные фонды в экономике России по полной учетной стоимости составили 42 трлн. 308 млрд. руб.

Информация о работе Национальное богатство страны, его сущность, состав и значение