Национальные счета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:54, доклад

Краткое описание

В целях измерения национального производства была создана система национальных счетов (С. Кузнец). Национальные счета - это система взаимосвязанных макроэкономических показателей, которые характеризуют производство, распределение и использование ВВП и НД. Система национальных счетов выполняет для экономики в целом то же самое, что и бухгалтерский учёт для предприятия. Различные показатели, которые входят в эту систему, позволяют измерять объём производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, определяющие функционирование экономики. Сравнивая уровни НД за определённый отрезок времени, можно построить кривую, характеризующую функционирование экономики в долгосрочной перспективе. Её подъём или спад отразятся на показателе НД. Информация, которую дают национальные счета, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной экономической политики. Короче говоря, система национальных счетов позволяет составить таблицы экономического здоровья общества и правильно определить политику, которая способствует улучшению этого здоровья.

Вложенные файлы: 1 файл

национальные счета.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

В целях измерения национального производства была создана система национальных счетов (С. Кузнец). Национальные счета - это система взаимосвязанных макроэкономических показателей, которые характеризуют производство, распределение и использование ВВП и НД. Система национальных счетов выполняет для экономики в целом то же самое, что и бухгалтерский учёт для предприятия. Различные показатели, которые входят в эту систему, позволяют измерять объём производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, определяющие функционирование экономики. Сравнивая уровни НД за определённый отрезок времени, можно построить кривую, характеризующую функционирование экономики в долгосрочной перспективе. Её подъём или спад отразятся на показателе НД. Информация, которую дают национальные счета, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной экономической политики. Короче говоря, система национальных счетов позволяет составить таблицы экономического здоровья общества и правильно определить политику, которая способствует улучшению этого здоровья.

Модели общественного  воспроизводства показывают основные условия экономического равновесия. Но они недостаточны для решения  практических задач - прогнозирования, исследования структуры национального хозяйства и её изменений, динамики капитала и материалов, проблем занятости и внешнеэкономических связей. Для решения этих конкретных вопросов используется модель межотраслевого баланса (МОБ). 
Разработка межотраслевого баланса в развитых странах связана с именем В. Леонтьева. МОБ охватывает весь процесс воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление и отражает стоимостную и натуральную форму ВНП. В модели МОБ представлены все основные характеристики макроэкономики: сферы, секторы и отрасли ВНП, промежуточный продукт, конечный общественный продукт, НД, все материальные потоки, объёмы импортно-экспортных операций. 
Модель носит название «затраты - выпуск» и связана с двояким рассмотрением отдельных отраслей. С одной стороны, как выразителей совокупного спроса и покупателей материальных благ и услуг, предложенных другими отраслями (затраты). С другой стороны, как выразителей совокупного предложения и продавцов материальных благ и услуг, предоставленных ими самими (выпуск). Это даёт возможность связать модель В. Леонтьева с системой национальных счетов.

МОБ представляет собой «шахматную»  таблицу структуры ВВП. По вертикали  в таблице отражены затраты в  каждой отрасли, по горизонтали - выпуск продукции по отдельным отраслям. Если читать таблицу по вертикали, можно  увидеть потребление промежуточной  продукции каждой отраслью и её вклад  в создание конечного общественного  продукта и НД. Читая таблицу по горизонтали, обнаруживается отраслевая структура потребления части  промежуточного продукта, создаваемого в той или иной отрасли, а также её конечный продукт. Такая группировка позволяет определить натуральную и стоимостную структуру конечного общественного продукта. 
Метод В. Леонтьева положен в основу моделей МОБ, составляемых во многих развитых странах, а также в международных организациях в соответствии с системой национальных счетов, рекомендуемой ООН.

 

2 тема

Основная (базовая) макроэкономическая модель – это модель «совокупного спроса – совокупного предложения» («AD – AS»). Она позволяет, во-первых, выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен, во-вторых, объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике, в-третьих, показать причины и последствия этих изменений и, наконец, описать различные варианты экономической политики государства.

1 вопрос Совокупный спрос (AD) – это сумма спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают: 1) спрос домохозяйств, т. е. потребительский спрос (С); 2) спрос фирм, т. е. инвестиционный спрос (I); 3) спрос со стороны государства, т. е. государственные закупки товаров и услуг (G); 4) спрос иностранного сектора, т. е. чистый экспорт (Xn). Поэтому формула совокупного спроса такова:

AD = C + I + G + Xn.

Эта формула похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит  в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т. е. величина совокупного спроса, зависит прежде всего от уровня цен.

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров  и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими  агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного  спроса и тем меньше расходов будут  намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров  и услуг. Следовательно, зависимость  величины совокупного спроса от общего уровня цен – обратная и графически она может быть представлена в  виде кривой, имеющей отрицательный  наклон (рис. 3.1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

Рис. 3.1. Кривая совокупного спроса

На рис. 3.1 по оси абсцисс откладывается реальный ВВП (величина совокупного спроса) Y, измеряемый в денежных единицах (в долларах, марках, рублях и т. п.), т. е. стоимостной показатель, а по оси ординат – общий уровень цен (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах. При более высоком уровне цен (Р 1) величина совокупного спроса (Y 1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р 2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y 2) (точка В).

Кривая совокупного спроса не может  быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это  обусловлено тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в  экономике и может происходить  в условиях, когда цены на некоторые  товары снижаются, а на некоторые  – остаются неизменными. Соответственно, отрицательный наклон кривой совокупного  спроса также не может быть объяснен эффектами, разъясняющими отрицательный  наклон кривых индивидуального и  рыночного спроса, т. е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой. Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

1)  эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов), или эффектом Пигу (в честь известного английского экономиста, коллеги Дж. М. Кейнса по Кэмбриджской школе, ученика и последователя Альфреда Маршалла профессора Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие реальных денежных запасов). Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):

реальные денежные запасы = М / Р.

Таким образом, данный показатель –  это не что иное, как реальная покупательная способность номинального богатства человека, которое может быть представлено и наличными деньгами (денежными финансовыми активами), и ценными бумагами (неденежными финансовыми активами, т. е. акциями и облигациями) с фиксированной номинальной стоимостью. При росте уровня цен покупательная способность номинального богатства падает, т. е. на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше.

Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, то величина реальных денежных запасов (реального  богатства) снижается и люди чувствуют  себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку  потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то уменьшается и величина совокупного  спроса;

2)  эффектом процентной ставки, или эффектом Кейнса. Его суть заключается в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, следовательно, растет «цена» денег (цена кредита), т. е. ставка процента. А так как кредиты в первую очередь берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается.

Кроме того, рост ставки процента сокращает  и потребительские расходы: с  одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский  кредит), особенно на покупку товаров  длительного пользования, и его  удорожание ведет к сокращению потребительского спроса, а с другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям  теперь выплачивается более высокий  доход, что стимулирует домохозяйства  увеличивать сбережения и сокращать  потребительские расходы. Величина совокупного спроса, таким образом, уменьшается в еще большей  степени;

3)  эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта), или эффектом Манделла – Флеминга: если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

Во всех трех случаях зависимость  между уровнем цен и величиной  совокупного спроса обратная, следовательно, кривая совокупного спроса (кривая AD) должна иметь отрицательный наклон.

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен) на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса. Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос. Это означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен, что, в свою очередь, обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево.

К неценовым факторам изменения  совокупного спроса относятся все  факторы, влияющие на величину совокупных расходов:

1) факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы, такие как:

а)  уровень благосостояния (W). Чем выше уровень благосостояния, т. е. величина богатства, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос – кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево;

б)  уровень текущего дохода (Yd). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и, соответственно, к увеличению совокупного спроса (наблюдается сдвиг кривой AD вправо);

в)  ожидания. При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают два вида ожиданий. Во-первых, ожидания изменения дохода в будущем (Yde): если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо). Во-вторых, ожидания изменения уровня цен: если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая «инфляционная психология»), что также ведет к увеличению совокупного спроса;

г)  налоги (Tx). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса (сдвигу кривой AD влево);

д)  трансферты (Tr). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т. е. при прочих равных условиях) и рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается;

е)  уровень задолженности домохозяйств (D). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и, соответственно, совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево);

ж)  ставка процента по потребительскому кредиту (R). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы;

з)  количество потребителей ( N). Очевидно, что данный фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом;

2) факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы. Среди них выделяют:

а)  ожидания (E). Ожидания инвесторов (фирм) связаны прежде всего с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), т. е. с тем, что Дж. М. Кейнс называл предельной эффективностью капитала. Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор – «природное чутье», настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов и инвестиционные расходы сокращаются;

б)  ставку процента (R). Этот фактор также является важным при принятии инвестиционных решений: чем выше ставка процента, т. е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы, что сдвинет кривую AD влево, и наоборот.

Влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего  кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, который является ценовым фактором, обусловливающим величину совокупного спроса и движение вдоль кривой AD. В первом случае причиной изменения ставки процента будет любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или изменение спроса на деньги, но не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента будет изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора);

Информация о работе Национальные счета