Необходимость государственного вмешательства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 13:43, лекция

Краткое описание

Государство - это организация населения, занимающего определенную территорию и подчиняется одной власти Государство - это продукт экономического и социального развития общества
Сегодня государство представляет собой стержень существующей общественной системы, она концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной о жизни, образуя основу институциональной иерархии.

Вложенные файлы: 1 файл

гос-во в эк.docx

— 24.19 Кб (Скачать файл)

Необходимость государственного вмешательства в экономику

Государство - это организация населения, занимающего определенную территорию и подчиняется одной власти Государство - это продукт экономического и социального развития общества

Сегодня государство представляет собой стержень существующей общественной системы, она концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной о жизни, образуя основу институциональной иерархии.

Как показывает исторический опыт, государство во все времена в той или иной степени вмешивалась в экономические процессы. Однако экономическая роль государства в разные периоды была неодинаковой

Еще в рабовладельческую сутки прежде всего в странах Древнего Востока, государство брало на себя выполнение таких важных для всего общества экономических функций как осуществление единого денежного обращения, пр рокладання дорог, строительство ирригационных систем Но история государственного регулирования достигает в конец XV в - периода распада феодального способа производства и зарождения капиталистического способа произ ства, когда основной экономической школой была школа меркантилистов Они утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота Поэтому они призвали государство поощрять экспорт и сдерживать и импорт, то есть проводить политику экономического протекционизма С XVII века возникают государственные и смешанные компании по управлению экономической жизнью, прежде торговлей в колониях (например, англ ийська Ост-Индская компания, возникшая в 1600 году) Кроме того, в этот период государство становится собственником центральных банков, ряда ключевых предприятий (арсеналы, верфи, медные рудники, металлургические заводы т.п.), способствует развитию мануфактурного производства Государство образует монополию на производство водки, соли и табачных изделий Таким образом, с развитием рыночной экономики экономические функции государства зн ачно расширились В этот период государство в первую очередь способствует первоначального накопления капитала капіталу.

В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государства в экономике, физиократы доказывали преимущество полной свободы хозяйственной деятельности и отводили государству только три функции: сохранит ния естественного порядка от кощунства и невежества, необходимость развития и распространения на всех граждан образования, выполнение мероприятий общественного характера (прокладка дорог, каналов и т.д..

Следующим шагом в развитии представлений о роли государства стала классическая экономическая теория которая нашла отражение в работе А Смита \"Исследование о природе и причинах богатства народов\", в которой он утверждал, что \"свободная игра рыночных сил (принцип Laissez faire) создает гармоничное устройство\" В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, то есть делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, или делает это неэффективно Главное - для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а особенно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свободой да торговли Практическая политика государства, за А Смитом, пропитана духом компромисса, что немало способствовало ее быстрому успехприяло її швидкому успіху.

Ж Сисмонди, исходя из анализа экономического уклада того времени, утверждает, что всю экономическую жизнь - не только сфера производства, но и распределения благ, должна быть подвергнута общественному контролю и реформов вана согласно интересов всего общества, а не отдельных его классов Таким образом, в трудах Сисмонди государству отводится достаточно активная роль в жизни странни.

Марксистская теория утверждает, что в ходе капиталистического развития чем сильнее тенденция к монополизации, чем больше растет концентрация капитала, тем более государство несет тенденцию к превращению ния в государство не всего капиталистического класса, а финансового капитала, господствующей олигархии И в этом качестве она будет стремиться к все более интенсивного непосредственного вмешательства в процессы общественного производства и будет делать это все более координированным способом.

Тенденции эволюции капитализма, о которых писал К Маркс, привели к циклического экономического развития, монополизации ряда отраслей, в значительной степени ограничило регулирующие возможности рыночного механизма, яки й уже не смог противостоять таким негативным процессам и явлениям как затяжные спады производства, массовая безработица, нарастание инфляции Все это объективно изменило экономические функции государства, а в экономической теории репрезентувалося появлением новых направлений: неоклассического и кейнсианськогго.

Переломным моментом в этом плане стала глубокая и затяжной экономический кризис 1929-1933 годов и последующая депрессия, в ходе которых в США сформировался так называемый \"новый курс Рузвельта\", который предусматривал значительное усиления экономической роли государства в преодолении кризисных явлений, безработицы и монополизма Принципы этого экономического подхода быстро распространились на весь рыночный свинковий світ.

Но, как свидетельствует мировой опыт, чрезмерное вмешательство государства в экономику привело только к частичной стабилизации рыночной экономики В 70-х годах XX века постепенно происходит переосмысление экономичным ной роли государства в рыночном хозяйстве Относительно вопроса о масштабах и глубине государственного вмешательства в рыночную экономику среди экономистов-теоретиков существовавших в прошлом и имеют место сегодня Альте рнативни мнения Одни считают, что рынок сам по себе не требует существенного вмешательства государства, другие - что без государственного регулирования рыночная экономика не сможет нормально функционировать, а третьи соблюдаю ться идеи ограниченного государственного экономического регулирования Все эти точки зрения нашли отражение в концепциях и политике экономического либерализма и экономического дирижизмжизму.

Экономический либерализм - направление в экономической теории, отрицает необходимость существенного государственного вмешательства в экономические процессы При этом считается, что конкурентный рыночный механизм сам способен оптимально и объективно но регулировать экономику.

Идеи экономического либерализма высказывались еще в экономическом учении физиократов, последовательно отстаивались классической политической экономией и экономическими школами неоклассического направления Учредители Неокла ласичнои школы (экономисты австрийской школы, Л Вальрас, А Маршалл, В Джевонс, Дж Б Кларк и др.) принципиально отстаивали независимость экономики от государственного вмешательстваручання.

В современных условиях идеи экономического либерализма значительно модифицировались различные течения неоклассического направления в экономической теории уже не так безоговорочно отвергают регулирующую роль государства, но считается жают, что государственное регулирование должно быть очень ограниченным Так, современные монетаристы ограничивают регулирующее воздействие государства сферой денежного обращения, аа неолибералы признают лишь необходимость ограниченного вмешательства государства в экономику с целью поддержания благоприятных условий для функционирования рыночного механизма и социальной защиты населения

Гигантские экономические, социальные и политические сдвиги ХХ века обусловили разрушение устаревших стереотипов экономического мировоззрения относительно функционирования рыночной экономики Преимущество сейчас оказывается необ бхидности активного вмешательства государства в социально-экономические процесси.

Экономический дирижизм - направление экономической теории, развивает идею активного вмешательства государства в макроэкономические процессы

Сторонники этого направления утверждают, что без государственного регулирования рыночный механизм будет действовать неэффективно и не сможет обеспечить равновесного экономического роста Экономический дирижизм возник как оп позиция доминирующей роли монополий, которые завели рыночную экономики в тупик экономической стагнации 30-х годов Основателями этого направления стали французские дирижисты 20 - 30-х годов, выдающийся английский экономист Дж. М Кейнс, ученые шведского (стокгольмской) экономической школшколи.

Дж М Кейнс выдвинул идеи, которые совершили переворот в экономической теории Он доказал невозможность преодоления депрессивного состояния экономики 30-х годов лишь средствами рыночного саморегулирования, необходимость глу ибокого вмешательства государства в процессы общественного воспроизводства Только государство через использование своих финансов, образованных налогами, может сбалансировать совокупный спрос с совокупным предложением и тем самым дос ягты желаемой экономической равновесийваги.

На основе последующего развития и критического переосмысления кейнсианской теории макроэкономического равновесия возникли новые концепции, в целом находятся в русле кейнсианских представлений о механизмах эк кономичного роста, поэтому их называют неокейнсианский теории экономического роста.

Неокейнсианский модель на практике реализовалась в 50-70-х годах в двух типах экономического регулирования: радикально-реформистского в большинстве стран Западной Европы (характеризуется преимущественным применением прямых экономических ческих регуляторов, значительной государственной собственностью и большой долей государственного сектора в производстве, использованием активности трудящихся масс и профсоюзов) и буржуазно-реформистской в США и Канаде (для него свойственно преимущественное применение косвенных экономических регуляторов и существенное ограничение масштабов государственной собственности и государственного предпринимательства и роли профсоюзов)

После второй мировой войны и особенно в 50-х годах XX века ситуация в экономике изменилась Рыночная экономика под влиянием целого ряда причин начала развиваться высокими темпами, в частности в Японии, Ф Франции, Германии, Италии и других странах В этих условиях проблема экономического равновесия приобрела иной смысл и заключалась в выявлении условий поддержания высоких и стабильных темпов экономического роста я, обеспечивающие полную загрузку производственных мощностей и полную занятость населения на долгосрочную перспективу Кейнсианская модель таким условиям уже не отвечала Критика кейнсианской мод эле велась давно, но особенно усилилась в 70-х годах XX века, когда наметился кризис кейнсианского регулирования, проявилась в усилении циклических колебаний и росте безработицы с одновременным п осиленням инфляции Стало очевидным, что кейнсианские меры оказались эффективными в депрессивной экономике, а в условиях роста оказались слабые места кейнсианской системы влияния на экономикоміку.

На вооружение были взяты новые экономические концепции, которые воплотились в неоконсервативной экономическом курсе правительств ведущих рыночных стран Неоконсерватизм полно представлен в \"рейганомици\" и \"тет тчеризми \"(курсов правительств США при президенте Р Рейгана и Великобритании за премьер-министра М Тэтчер), о чем уже говорилось высш про що вже йшлося вище.

неоконсервативной стратегия ориентировалась непосредственно на управление предложением путем стимулирования частного предпринимательства и накопления капитала, то есть на неоклассических традициях Теоретической осн новой неоконсерватизма стали концепции современного монетаризма и \"экономики, ориентированной предложение\" - новых вариантов неоклассической теории Так в 80-х годах XX века произошел относительный ренессанс экономического либерализма

В этот период снижается налоговое давление, акцент делается на методы денежно-кредитного регулирования С точки зрения теории \"экономики предложения\" (американский экономист А Лаффер и др.) сокращение налогов временно ограничивает поступления в государственный бюджет, зато увеличивает доходы предпринимателей и домашних хозяйств, которые направляются на сэкономлю ения и инвестиции Это стимулирует расширение производственных мощностей, способствует экономическому росту и увеличению занятости, впрочем, и росту доходов государства даже при пониженных ставок налогов На отл ину от кейнсианцев, считающих, что фискальная политика оказывает влияние только на совокупный спрос через изменение величины совокупных расходов, сторонники теории \"экономики предложения\" утверждают, что фискальная а политика, прежде всего через налоговый механизм, может влиять и на совокупное предложение, а, в конечном итоге - и на реальный объем производства (см. статью графику: \"Кривая Лаф-фера\"uot;Крива Лаф-фера").

По концепции современного монетаризма, главным представителем и теоретиком которого М Фридмен, акцент в экономической политике государства должен делаться на неограниченную свободу предпринимательства, он отрицает е эффективность стимулирования экономического роста за счет государственных расходов (бюджета государства) По мнению М Фридмена, уровень хозяйственной активности определяется количеством денег в обращении, то есть денежно ю предложением Денежная масса должна регулироваться банковской системой и изменяться пропорционально изменениям национального продукта Это способствует сдерживанию инфляции и стабилизации экономикоміки.

неоконсервативной модели государственного регулирования экономики, к которой обратились в 80-х годах XX века, позволила стабилизировать экономическое развитие, повысить темпы экономического роста, практически ликвидировать инфляцию Этот период (с 1982 по 1990 годы) - наиболее стабильный в развитии рыночной экономики за всю ее долгую историю.

Информация о работе Необходимость государственного вмешательства в экономику