- Бедность, быстрый рост населения и неграмотность
- Сохраняющаяся сельскохозяйственная и минерально-сырьевая специализация
- Разнородность структуры производительных сил (многоукладность экономики)
- Огромный внешний долг
Бедность, быстрый
рост населения и неграмотность а также другие социо-экономические
проблемы возможно решить используя методы
довоенной внутренней политики Ливии:
- Доходы от продажи нефти делятся пополам. Одна часть идёт на государственные нужды — различные программы строительства. Другая на социальную сферу. Причём как в виде прямых денежных выплат, так и в виде дотаций. Причём в самых разных сферах,
- Всё жильё навечно закреплено за семьями,
- Действует гибкая система социальных пособий и выплат,
- Женщины фактически уравнены в правах с мужчинами и защищены целым сводом законов,
- Образование и медицина бесплатные.
К примеру, в свое
время ливийское руководство
закупило у Южной Кореи огромные
партии автомобилей и продало
их по минимальным ценам, которые
позволили ливийцам со средним
достатком приобрести личные
автомобили, и по количеству
автомобилей на душу населения
Ливия занимала одно из первых
мест на Ближнем Востоке.
Сохраняющаяся сельскохозяйственная
и минерально-сырьевая специализация, на данном этапе развития необходимая
переходная стадия, которая позволит создать
устойчивую экономическую базу. В будущем,
для недопущения «голландской болезни»
следует развивать другие отрасли экономики,
для более равномерного развития Судана
и выявить те отрасли, которые могут быть
конкурентны в МРТ.
Разнородность структуры
производительных сил (многоукладность
экономики) в свою очередь тоже является
достаточно серьезной проблемой, но при
верном решении вышеописанной проблемы
разнородность попросту исчезает и экономика
производит то, что нужно и в нужных количествах.
Огромный внешний
долг, как уже было сказано, у республики
Судан примерно равен показателю ВВП (ППС).
В первую очередь, нужно правильное ведение
экономики и наиболее эффективное использование
имеющихся ресурсов. Использование экономической
помощи от развитых стран может быть нецелесообразно,
так как это лишь увеличит внешний долг,
и нет уверенности, что решит проблему,
на решение которой были потрачены эти
деньги. Также есть вероятность, что это
сделает Судан зависимым от государства-кредитора,
который будет давать экономическую помощь
только с условием изменения внутренней
политики так, как нужно кредитору.
Таким образом, республика Судан,
как развивающаяся страна, хотя и
имеет похожие проблемы, присущие
большинству развивающихся стран,
имеет свои особенности, которые
невозможно не учитывать в процессе
решения. Такой особенностью является
сложные политические отношения с недавно
отделившейся республикой Южный Судан,
без улучшения которых очень сложно проводить
успешную политику. Судя по Хеглигскому
конфликту, данное месторождение входит
в сферу интересов Южного Судана. И наиболее
эффективным мирным решением вопроса
была бы договоренность между государствами
по совместной разработке месторождения.
Альтернативным путем развития данных
отношений может быть отказ Судана в доступе
Южному Судану в разработке (что более
вероятно, так как на территории Южного
Судана до отсоединения добывалось почти
85% всей суданской нефти). Но так или иначе
союз был бы выгоден обеим странам, что
позволило бы наладить экспорт, а прибыль
от него использовать по Ливийскому пути
развития. Это приведет к росту экономического
развития обеих стран и решению внутренних
проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Рассмотрены различные классификации стран по экономическому развитию и выбрали разделение стран на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, так как в основе этой классификации лежит сразу несколько основополагающих показателей ( абсолютный и относительный ВВП (ВНП), НД и доход на душу населения, структура экспорта и импорта страны и т.п.);
- Изучены факторы, влияющие на замедление экономического развития развивающихся стран, среди которых важнейшими являются:
- Бедность, быстрый рост населения и неграмотность;
- Сохраняющаяся сельскохозяйственная и минерально-сырьевая специализация;
- Разнородность структуры производительных сил;
- Огромный внешний долг;
- Исследовать влияние этих факторов на примере Судана с учетом сложившейся геополитической обстановки;
- Выявлены методы разрешения сложившихся проблем в республике Судан:
- Следует урегулировать политические отношения с республикой Южный Судан и прийти к консенсусу по вопросу о совместной разработке месторождения Хеглиг или полном отказе Судана республике Судан в пользовании месторождением и последующее обеспечение его безопасности, что обеспечит републике Судан источник нефти как главного ресурса на экспорт;
- Доходы от продажи нефти разделить пополам. Одна часть идёт на государственные нужды — различные программы строительства. Другая - на социальную сферу. Причём как в виде прямых денежных выплат, так и в виде дотаций. Причём в самых разных сферах. Такая политика обеспечит эффективное распределение средств для развития государства и решения внутренних проблем
- На данном этапе развития следует сохранить сельскохозяйственную и минерально-сырьевую специализацию, которая позволит создать устойчивую экономическую базу, а, соотвественно, обеспечить в будущем более равномерное развитие Судана и выявить те отрасли, которые могут быть конкурентны в МРТ.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Босчаева, З.Н. Управление экономическим ростом. Монография. - М.: Экономика, 2004. - 257 с.
- Брагина, Е. А. Микрофинансирование в развивающихся странах Азии и Африки/Е. Брагина // Мировая экономика и международные отношения, 2007,N N 3.-С.94-99
- Галаджий, Илья.
Во имя Аллаха и идеалов революции... [Текст] / Илья Галаджий // Нефть России. - 2008. - N 4. - С. 97-101
- Государства члены ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/members/#s
- Исаков, Ю. Н. Проблематика развивающихся стран в повестке дня "восьмерке"/Ю. Исаков // Мировая экономика и международные отношения, 2007,N N 10.-С.3-11
- Конотопов, Михаил Васильевич.
История экономики зарубежных стран [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / М. В. Конотопов, С. И. Сметанин. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2006. - 320 с.
- Куприянов, Д. Влияние экономических инвестиций на экономический рост/Д. Куприянов // Экономист, 2005. т.№ 9.-С.82 – 85
- Максимова, М. Проблемы стабильности мировой экономики/М. Максимова // Мировая экономика и международные отношения, 2004. т.№ 9.-С.3 – 18
- Мирский, Г. И. Полвека в поисках пути развития. (Отдел экономики и политики развивающихся стран - Центр проблем модернизации и развития)/Г. Мирский // Мировая экономика и международные отношения, 2006,N N 4.-С.120-128
- Разумнова, Л. Шаткий нефтяной баланс/ Л. Разумнова // Нефть России, 2008,N N 3.-С.32-37
- Романова, Е. Роль прямых инвестиций ТНК в формировании современной экономики/Е. Романова // Маркетинг, 2005. т.№ 1.-С.3 – 13
- Рулева, И. А. Инициативы МВФ и Всемирного банка в отношении стран с высоким уровнем задолженности/И. Рулева // Мировая экономика и международные отношения, 2007,N N 7.-С.56-59
- Суданский президент отказался мириться с южанами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2012/04/23/nopeace/%7C
- Шараев, Ю.В. Теория экономического роста: учебное пособие для вузов. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 265 с.
- Экономическая теория: Учебник. - Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад.В.И. Видякина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 672 с.
- Eggertsson T. The economics of institutions in transaction
economies. World Bank discussion papers; 241 Institutional change and
the public sector in transitional economies/ed. by Salvatore Schiavo-Campo.
P. 19-42.
- The world factbook [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/su.html