Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:05, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.
Актуальность: совершенная конкуренция – это понятие довольно абстрактное, маловероятная ситуация на рынке, поэтому современные экономические агенты в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и формы несовершенной конкуренции
1.1 Олигополия…………………………………………………………………....4
1.1.1 Сговор и соперничество в олигополии……………………………………5
1.1.2 Дилемма олигополистов……………………………………………………6
1.1.3 Случаи возникновения сговора…………………………………………….7
1.1.4 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре……………..8
1.1.5 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика…………………9
1.2 Монополия…………………………………………………………………….9
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок……………………………10
1.2.2 Методы и способы борьбы монополий на рынке………………………..12
1.2.3 Монополия и эффективность……………………………………………..14
1.3 Монополистическая конкуренция………………………………………….15
2. Пути развития естественных монополий в России на примере ОАО «Газпром»………………………………………………………………………...17
3. Несовершенная конкуренция на страховом рынке…………………………20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23
Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота – это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощью и соответственно долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются, но все хотят иметь крупную квоту. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие – сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, величину штрафа, увеличение квоты и т.д. Ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.[4, c.187]
В синдикатах тоже идет борьба за техническое совершенство, за квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий в области производства, но, в отличие от картеля, обеспечивает концентрацию сбыта продукции и закупки сырья для участников соглашения. Лишая участников права непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. А это в конечном счете приводит к тому, что по истечении известного периода времени квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, что приводит к обострению борьбы и может взорвать синдикат.
Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены.
Внутри трестов борьба несколько отличается. Трест – это такая форма монополий, при которой все объединяющиеся фирмы теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они имеют возможность продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в трестах «реорганизации» означают не что иное как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.
Концерн – это форма монополистических объединений, характеризующаяся единством собственности фирм различных производств и контроля за их деятельностью. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольна сходна.
Итак, методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие:
- лишение сырья, материалов – один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;
- лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами;
- лишения подвоза;
- лишение сбыта;
- договор с покупателями о ведении торговых отношений исключительно с картелями;
- планомерное сбивание
цен (для разорения «
- лишение кредита,
объявление бойкота. Сюда же
следует отнести скупку
1.2.3 Монополия и эффективность
Современные экономисты
считают, что распространение монополии
снижает экономическую
В-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Также есть другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности, представленная позицией Дж. Гелбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии, они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:
1. Совершенная конкуренция
требует от каждого
2. Высокие барьеры,
которые существуют для входа
новых фирм в отрасль, дают
олигополиям и монополиям
3. Получение монопольной
прибыли за счет более высоких
цен является стимулом
4. Монополия стимулирует
конкуренцию, так как
5. В отдельных случаях
монополия способствует
1.3 Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция
– распространенный тип рынка, наиболее
близкий к совершенной
Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».
На рынке монополистической
конкуренции продукция может
быть дифференцирована также по условиям
послепродажного обслуживания (для
товаров длительного пользовани
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
Относительно неограниченное
проникновение новых фирм на рынок
является важной характеристикой
Модель рынка
2. Пути развития
естественных монополий в
Анализ программ реформирования естественных монополий и конкретных шагов по их реструктуризации, предпринятых в последние годы в России, показывает, что практические изменения происходят в основном в соответствии с описанными выше теоретическими подходами. В деловой прессе и научных публикациях речь обычно идет о трех главных естественных монополиях – ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Гораздо меньше внимания уделяется таким сферам естественных монополий, как трубопроводный транспорт – «Транснефть», телекоммуникационный сектор – «Связьинвест», жилищно-коммунальное хозяйство, морские, речные и авиапорты. Во многом это объясняется тем, что они стали объектами «тихого передела». Здесь отсутствуют утвержденные соответствующими органами концепции реформирования и действенный контроль со стороны исполнительной власти. Между тем значимость этих инфраструктурных отраслей для экономики и общества очень велика и любые просчеты могут повлечь за собой серьезные негативные последствия.
Реформирование газовой отрасли предполагало выделение естественно монопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением. Однако специфика газовой отрасли обусловливает особенности ее реформирования по сравнению с другими естественными монополиями.
Во-первых, газ можно накапливать, а потому необходимо обеспечить доступ сторонними производителям к его хранилищам. Во-вторых, структура издержек в газовой отрасли сложнее, а их уровень намного выше, чем, например, в электроэнергетике. Потребность в крупных инвестициях в газодобычу определяет нежелание рисковать в условиях либерализованных оптовых рынков и вынуждает формировать стратегию сбыта на базе долгосрочных контрактов. Вместе с тем опыт ряда крупных газодобывающих стран (США, Канада) показывает, что введение отношений конкуренции в газовой промышленности приводит к снижению цен и повышению качества услуг прежде всего для промышленных потребителей. Но при этом оказалось необходимым разделить газодобычу, транспортировку и продажу газа, в результате чего большинство промышленных потребителей стали приобретать газ у третьей стороны, то есть получили возможность свободного выбора поставщика. Обеспечение беспрепятственного доступа на рынок даже мелких потребителей (минуя местные распределительные компании) также дало позитивные результаты. Однако ослабление дискриминации покупателей вследствие конкуренции в добывающем секторе монополий обернулось финансовыми проблемами для местных распределительных компаний из-за ухода наиболее прибыльных промышленных производителей к новым конкурентам.
В России, видимо, нет необходимости специально форсировать разделение добывающего сегмента самого газового монополиста. Активными игроками на рынке газа могут стать нефтяные компании и другие независимые газодобытчики, на примере формально независимая от «Газпрома» компания «Итера».
В рамках ОАО «Газпром»
продолжается работа по всей технологической
«цепочке» (стадии разведки, добычи, магистрального
транспорта и частично-распределения
природного газа). Программы реструктуризации
«Газпрома» как раз и преследовали цель
повышения эффективности системы управления
единой корпорацией и существенного улучшения
финансовой и маркетинговой деятельности,
адаптированной к условиям рыночной экономик.
В целом реструктуризация больше напоминала
реакцию корпорации на общее ухудшение
внешней экономической среды при сохранении
в основном сложившейся производственно-
Информация о работе Несовершенная конкуренция на страховом рынке