«Новая экономика»: социально-экономическая природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:20, реферат

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ процесса формирования «новой экономики», анализ концепций «новой экономики», сложившихся в настоящее время в современной экономической науке, а также исследование основных тенденций мирового рынка информационно – коммуникационных технологий как основы формирования «новой экономики».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность новой экономики.
2. Анализировать принципы новой экономики.
3. Проанализировать основные тенденции развития новой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

803027.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

 

В последних  десятилетиях XX века мы стали свидетелями появления новой стадии развития человечество – стадии построения постиндустриального общества. Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики.

Её конечным результатом, по нашему глубокому убеждению, должно стать создание новой формы организации экономики – «новой экономики».

Изучение результатов  исследовании ученых по данной проблеме убедили нас в том, что формирование инновационной экономики является стратегическим направлением развития многих стран в первой половине XXI века. Это обстоятельство послужило основным мотивом к выбору темы курсового работы.

Объект  исследования: «Новая экономика».

Цель  исследования. Целью настоящего исследования является анализ процесса формирования «новой экономики», анализ концепций «новой экономики», сложившихся в настоящее время в современной экономической науке, а также исследование основных тенденций мирового рынка информационно – коммуникационных технологий как основы формирования «новой экономики».

Задачи  исследования:

1. Рассмотреть  понятие и сущность новой экономики.

2. Анализировать  принципы новой экономики.

3. Проанализировать  основные тенденции развития  новой экономики.

Особое место  в настоящем исследовании мы уделяем социальным аспектам развития информационно-коммуникационных технологий и, следовательно, влиянию «новой экономики» на изменение производственных отношений и социальной структуры общества.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и список используемой литературы.

 

 

1. «Новая экономика»: социально-экономическая природа

1.1 Понятие и сущность  новой экономики

экономика информационный интернет

Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, характеризует ситуацию, сложившуюся в странах «большой семерки» в 90-е годы прошлого века. Это период бурного роста и развития бизнес-компаний, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий, компьютерной техники, программного обеспечения, интернет-проектов и т.д.

Впоследствии  для обозначения изменений, происходящих в обществе последние десятилетия, в научной литературе используются два термина: «экономика знаний», или «новая экономика», и «информационная экономика». Экономисты Н.И. Базылев и Н.Л. Грибанова в статье «Новая экономика, ее движущие силы и тенденции развития» выделяют четыре подхода к определению понятия «новой экономики»:

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Согласно данному подходу под «новой экономикой» понимается комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуникационных сетей, а также вся система формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере построенная в сети Интернет.

Второй подход включает в понятие «новой экономики» организационные и институциональные новации в деятельности различных (в том числе и традиционных) отраслей экономики ряда развитых стран. Такое определение «новой экономики» представлено в концепции Совета экономических консультантов при Президенте США. Согласно ей американская экономика последнего десятилетия ХХ века в целом характеризуется как «новая экономика» в связи с экстраординарным приростом ее показателей, что стало результатом комбинированного эффекта от взаимодействия достижений в технологии, деловой практике и экономической политике.

Третий подход концентрируется на финансовой составляющей «новой экономики» и определяет ее как одну из вершин международной  финансовой экономики, финансовой модели хозяйствования, широко использующей инструментарий информационно-технологических  инноваций в валютно-финансовой системе.

Четвертый подход определяет «новую экономику» как совокупность отраслей, характеризующихся более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. В этих отраслях технологическая реализация знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. В такой трактовке «новая экономика» заключает в себе сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллектуальных услуг (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинг). [1].

Таким образом, «Новая экономика» – совокупность нескольких высокоэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: консалтинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др.

Сегодня многие узко трактуют это понятие, которое в действительности значительно шире и относится не только к новым бизнесам в Интернете, но и к старым, отражая то, что привносит в них новая экономика.

 

1.2 Принципы «новой экономики»

Критерием определения  «новой экономики» является степень влияния фактора знаний на производительность труда и экономический рост. Ее основными отличительными чертами выступают:

1. Знания – плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. В «новой экономике» произведенный продукт, богатство становятся результатом применения знаний, которые одновременно являются и ресурсом, используемым для создания товаров и услуг, и элементом инфраструктуры (в виде системы образования, научных институтов и пр.). Соответственно, условия применения знаний включают в себя каналы, позволяющие перемещать знания из мест их создания в сферу производства. Быстрый экономический рост в «новой экономике» обеспечивается не наращиванием физических объемов выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимых продуктов, зависящей от инноваций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реакции бизнеса на изменение этих предпочтений.

2. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека. Р. Солоу, проанализировав экономический рост и его факторы в США, установил, что он объясняется техническим прогрессом и новыми технологиями. К 2015 г. мировой рынок наукоемкой продукции достигнет 6 трлн долл. США в год, из которых 2 трлн долл. США будут составлять информационные услуги [11; с. 192]. Внедрение информационных технологий характерно не только для производства, но и для непроизводственной сферы: образования, здравоохранения, финансов, торговли и др. Дистанционное образование, электронная передача денег, торговля через Интернет, консультации врачей, находящихся за тысячи километров от пациента, являются свидетельствами кардинальных преобразований непроизводственной сферы под воздействием информационных технологий.

3. Дематериализация создаваемого продукта. В «новой экономике» изменяется структура продукта и его стоимости, происходит снижение доли и значимости материальной составляющей продукта и рост ценности вложенного в него интеллекта. Данная особенность находит отражение в оценке стоимости фирм и предприятий, которая рассчитывается на основе оценки имеющихся интеллектуальных активов.

4. Изменение характера и структуры труда: от исполнительно-репродуктивного к интеллектуальному и инновационному, что приводит к трансформации привычного образа рабочего. В «новой экономике» уровень образования влияет на экономический и социальный статус работника, его профессиональную карьеру. Главным и дефицитным ресурсом становится творческий работник, способный генерировать новые идеи, создавать и внедрять современные технологии и продукты. Следствием данных тенденций являются значительные изменения на рынке труда, где происходит удешевление физического труда и растет стоимость труда интеллектуального.

5. Глобальные масштабы «новой экономики». «Новая экономика» ведет, прежде всего, к ликвидации географических и национальных границ экономического пространства. Это явление связано с развитием общества нового типа, в котором знания превращаются в главный ресурс. «Новая экономика» является движущей силой одной из ключевых тенденций развития мировой экономики, а именно – прогрессирующей глобализации. Последнюю можно рассматривать как процесс формирования единого военно-политического, финансово – экономического и информационного пространства, функционирующего почти исключительно на основе высоких и компьютерных технологий [7; с. 49]. Экономика нового типа приводится в движение и одновременно является двигателем новых знаний и технологий, позволяющих осуществлять деятельность в масштабах всей планеты. Следовательно, «экономика знаний» является основной предпосылкой, фактором и источником развития глобализации.

Таким образом, вышеперечисленные признаки позволяют определить «новую экономику» как процесс становления и развития мирового хозяйства, носящий глобальный характер, при котором социальный прогресс и экономический рост достигаются путем использования нового фактора производства – постоянно обновляемых знаний. «Новая экономика» включает весь механизм производства знаний. Ее инфраструктура и ресурсный потенциал состоят из нескольких элементов и содержат в качестве своих элементов сферу образования, фундаментальную и прикладную науку, систему коммуникаций, патентную систему и др. [1].

1.3 Интернет и высокотехнологичное, информационное производство как базовая составляющая «новой экономики»

 

Глобализация  мировой экономики тесно сплетается с сетевой информатизацией общества и коммерциализацией всемирного киберпространства, инструментально  представленного глобальной сетью  Интернет. В середине 1990-х годов интенсивность подобной коммерциализации резко возросла и привела к формированию в развитых странах массового электронного рынка и базирующейся на нём «новой экономики». Сегодня они стали важнейшими свойствами информационного общества (постмодерна) и основывают новую философию всего хозяйственного пространства этого общества. [9].

В последние  десятилетие информационная революция  все больше устанавливает облик  нашей эпохи. «Новейшие информационные технологии и их самое яркое воплощение – Интернет оказывают мощное преобразующее воздействие на все области жизни современного общества». [2; с. 22].

Согласно данным Всемирного банка, в 2006 году на страны NAFTA (США, Канада, Мексика) приходилось 43,85% мировых расходов на науку и технологию. На 15 стран Евросоюза – 23,70%. Япония контролировала 20,54%. Итого страны-лидеры обеспечивали 88% научного бюджета планеты. Оставшиеся 12% делили КНР, Южная Корея, Швейцария, Тайвань, Австралия, Бразилия, Израиль, Индия, Россия, Норвегия, Сингапур. Последние данные показывает, что доля стран в общих расходах на НИОКР сильно изменяется (например см. таблицу 1).

Табл. 1. Доля стран в общих расходах на НИОКР в 2009 г. (в млрд. долл. по ППС и%) [46]

 

Общие расходы  на НИОКР

млрд. долл.

млрд. долл.

США

389,2

35,0

Япония

139,6

12,6

Китай

123,7

11,1

Германия

67,9

6,1

Южная Корея

41,3

3,7

Франция

41,1

3,7

Великобритания

37,2

3,3

Индия

28,1

2,5

Канада

23,2

2,1

Россия

21,7

2,0

Италия

18,6

1,7

Бразилия

18,0

1,6

Тайвань

17,5

1,6

Испания

17,2

1,6

Австралия

14,9

1,3

Швеция

11,4

1,0

Нидерланды

10,4

0,9

Израиль

8,8

0,8

ВСЕГО

1112,5

100

Информация о работе «Новая экономика»: социально-экономическая природа