Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа
Явление, называемое «новой экономикой» уже стало неопровержимым фактом на практике, но не имеет до сих пор четкого раскрытия и обобщения экономической наукой. В последние десятилетия XX века процесс перехода от индустриального к постиндустриальному обществу стал особенно очевиден. Информационные технологии и телекоммуникационные средства внедряются практически во все сферы экономики, в первую очередь, наиболее развитых, а также и развивающихся стран. Не обошло это явление и Республику Беларусь, однако, непосредственно новой экономике посвящено относительно немного работ, поэтому я уделила ей большее внимание.
Введение
Термины и определения
Новая экономика: содержание, основы, проблемы
Характерные черты и проблемы новой экономики
Информационные технологии – как основа новой экономики
Знания – главный источник богатства
Новая модель человека в новой экономике.
Особенности новой экономики в Республике Беларусь.
Заключение
Список литературы
Приложения
Реферат
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической
теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: «Новая»
экономика и особенности ее формирования
в РБ
Студентка
УЭФ, 2-й курс, ЗЭГ-1 iuohihhhio
Руководитель
ассистент
МИНСК 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Термины и определения
Заключение
Список литературы
Приложения
Реферат
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1 инновация: создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции и услуг, а также новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.
2 знания: комплекс сведений, которыми располагает человек об окружающей действительности, об окружающих предметах, о процессах, с которыми сталкивается в своей профессиональной деятельности или в процессе созерцания и восприятия окружающего мира.
3
информатизация: организационный социально-экономический
и научно-технический процесс обеспечения
потребностей органов государственной
власти, юридических и физических лиц
в получении сведений о лицах, предметах,
фактах, событиях, явлениях и процессах
на базе информационных систем и сетей,
осуществляющих формирование и обработку
информационных ресурсов и выдачу пользователю
документированной информации.
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем сегодня в хаотичном переходном периоде, который формируется глобальной конкуренцией, быстрой «коммодизацией» - превращение уникальных продуктов в рядовые, стремительностью перемен, выразившейся в быстром устаревании технологий, профессий и идей. Скорость перемен стала настолько высокой, что привела к рождению новой эпохи.
Явление,
называемое «новой экономикой» уже
стало неопровержимым фактом на практике,
но не имеет до сих пор четкого
раскрытия и обобщения
Актуальность
темы исследования определяется быстрым
вхождением новых информационных технологий
практически во все аспекты экономической
деятельности человека, социальными трансформациями,
происходящими в обществе, характеризующимися
изменениями характера труда, отношений
собственности и производственных отношений,
возникновением принципиально новых отраслей
экономики, основанных на новых высоких
технологиях и существенной трансформацией
индустриальных отраслей. На что особенно
было обращено внимание и явилось определяющим
моментом выбора темы курсовой работы,
так это недостаточное осмысление сущности
«новой экономики» с позиций современных
экономических теорий. Тема актуальна
еще и потому, что происходящее с колоссальной
скоростью процессы оказывают огромное
и, зачастую, не до конца понятное влияние
на экономические и социальные системы
не только отдельных стран, но и мирового
сообщества в целом.
Термин «новая экономика» начал употребляться в экономической литературе с середины 90-х гг. XX в. и как феномен последнего десятилетия мирового экономического развития приобретает все более четкие структурные очертания.(3, 82)
Во-первых, он употребляется как синоним постиндустриальной, постэкономической ступени развития, в которой органически переплетаются традиционный сектор экономики с новыми элементами, придавая всей системе принципиально иное качество. Во-вторых, в узком смысле слова – это характеристика тех новых изменений, которые возникают в современной экономике. С расширенной, общетеоретической точки зрения правильнее говорить о современной экономике как достаточно сложной системе взаимосвязанных технологических укладов, правил и норм поведения, отношений, адекватных организационных форм (приложение А). Ее технологическая структура представлена, прежде всего, 1 – 3 укладами индустриального типа. Основной общественной формой организации и развития для этого этапа выступает производительный капитал, а основным параметром регулирования является средняя норма прибыли предприятий машиностроительной отрасли и нефтехимии. Формирование новой экономики соответственно связано с 4 и 5 технологическими укладами. Это, прежде всего, производство и использование робототехники, электроники, развитие средств и отношений телекоммуникаций, использование достижений тонкой химии и биотехники, космических технологий.
Новая
экономика, таким образом, обусловлена,
прежде всего, новым технологическим прыжком
пятого цикла, о чем свидетельствует
приложение А. Из таблицы видно, что
современная экономика усложнилась, изменив
свою структуру под влиянием и воздействием
тех аспектов, которые свойственны, прежде
всего, новой экономике. Такие проявления
стали доминирующими как в общей стратегии
развития, так и в традиционных отраслях
и отношениях. Как влияние, например, электричества,
проникло во все виды производства в конце
XIX в., так и научно-информационная составляющая,
дополненная компьютерными технологиями,
стала ведущей в конце XX в. – начале XXI
столетия.
Главными характерными чертами новой экономики является то, что:
Во многих товарах, в их стоимости главную часть составляют теперь не затраты на материалы, сырье, станки и т. п., а затраты на научные исследования и информацию. Поэтому можно считать, что в новой экономике продают и покупают в основном сконцентрированные в оболочке товара знания. Так, например, сегодняшний колос высокоурожайной гибридной пшеницы, по утверждению специалистов, состоит на 80% из знаний, т. е. он тоже как бы дематериализуется.
Все менее материальными становятся и сами деньги. Если раньше, торгуя валютой, государства грузили золотые слитки, то ныне примерно 1,5 трлн дол. США продается в мире ежедневно иным, электронным способом.
Как
видим, с новым веком приходит новая
экономика. Ее стремительное вторжение
в жизнь влечет много разных изменений.
Одним из важнейших представляется изменение
модели человека в экономике.
Экономика знаний не лишена проблем и противоречий, среди которых можно выделить следующие.
Во-первых, оценки новых тенденций как преобладающих преждевременны, пока они выступают лишь как подчиненные в рамках старых производственных отношений. Для современного этапа характерно специфическое противоречие между ростом доли квалифицированных работников-профессионалов, творческих работников, с одной стороны, и опережающим рост доли типа работников в индустриальных и доиндустриальных отраслях, консервирующих эти старые уклады, с другой стороны. Вместе с масштабными инновациями сегодня происходит также использование новаторских, творческих разработок для повышения конкурентоспособности устаревших элементов и процедур.
Во-вторых, необходимо различать данные и информацию. Изобилие данных не означает изобилие информации; более того, в огромных массивах данных информация теряется легче.
В-третьих, современная концепция социальной структуры постиндустриального общества предполагает наличие трех основных групп: господствующего класса, среднего класса и низшего класса. Наличие этих классов вызывает к жизни ряд проблем. Пополняются ряды низшего класса, так как производство предъявляет все большие требования к качеству рабочей силы; этот процесс чреват социальным конфликтом небывалого ранее масштаба.
В-четвертых, возникает противоречие между элитными командами, осуществляющими инновации, разработки, производственные и маркетинговые решения, и целой армией работников, тиражирующих эту продукцию.
В-пятых, основным противоречием экономики, основанной на знаниях, является неравенство в образовании. Таким образом, обладание знаниями, степень образованности людей в полной мере становится основанием классового деления современного социума.
Новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и их яркое воплощение – сеть Интернет – оказывают мощное преобразующее воздействие на все сферы жизни современного общества и наиболее масштабно – на экономическую. В экономике знаний информационные сдвиги, под которыми следует понимать изменение уровня развития информационных технологий, и являются одним из важнейших факторов, обусловливающих современный уровень социально-экономического развития стран. Страны, экономика которых уже является «экономикой знаний» (или приближается к ней согласно определенным критериям), имеют, за редким исключением, высокий уровень развития информационных технологий.
Сегодня многие страны проводят мероприятия по массовому принудительному обучению населения пользованию сетью Интернет (Япония, Южная Корея и др.), развивается система дистанционного обучения, создаются электронные библиотеки, банки данных учебно-информационных материалов. Компьютерная система предоставляет огромное число баз данных, информацию со всего мира, что позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным и персонифицированным. На рынке виртуального образования лидирующее положение занимают США. Образовательная система находится здесь под контролем правительства. Принципа активного вмешательства государства в процесс образования и подготовки кадров придерживаются ныне также ведущие страны Европы и Юго-Восточной Азии. (1, 33)
Информация о работе «Новая» экономика и особенности ее формирования в РБ