Новые индустриальные страны в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение особенности кризиса в новых индустриальных странах.
В работе были поставлены следующие задачи:
Дать понятие, определить сущность, основные черты НИС
Определить классификацию НИС
Роль новых индустриальных стран в мировой экономике

Содержание

Введение 3
Глава1 Новые индустриальные страны в мировой экономике 5
Понятие, сущность, основные черты НИС 5
Классификация НИС 8
НИС в международных экономических отношениях 9
Глава 2 Особенности кризиса в новых индустриальных странах 11
2.1 Основные показатели новых индустриальных стран в докризисный
и кризисный периоды 11
2.2 Антикризисные программы, методы и инструменты в
новых индустриальных странах 12
Заключение 16
Список использованных источников 17

Вложенные файлы: 1 файл

особенности кризиса в новых индустриальных странах.docx

— 49.71 Кб (Скачать файл)

 

    1. Классификация НИС

 

Пока не сложилось единой классификации «новых индустриальных стран», но некоторые авторы различают:

  • ·НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган) (их ещё называют «азиатские тигры» или «азиатские драконы»), Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили
  • ·НИС «второй волны»: Малайзия, Таиланд, Индия, Турция
  • ·НИС «третьей волны»: Филиппины, Китай, Казахстан

НИС «первой волны» характеризуются тем, что в них разворачиваются собственные НИОКР, налажено производство сравнительно сложных изделий, требующих квалифицированного, более дорогостоящего труда.

Экономика НИС «второй волны» характеризуется высокими темпами индустриализации, экспортной ориентацией промышленного производства (особенно продукции наукоемких отраслей), активным участием их в международном разделении труда.

А также существует две основных модели развития экономик НИС:

Азиатская модель: характеризуется незначительной частью государственной собственности в экономике, однако высокой степенью влияния государства на экономические процессы (интервенционизмом), существованием культа лояльности к «своим» корпорациям, безусловным приоритетом национальных интересов над международными, национальная экономика развивается с ориентацией в основном на внешний рынок. НИС Азии, взявшие на вооружение экспортно-ориентированную стратегию индустриализации, совершили впечатляющий экономический рывок. Среди главных факторов их успеха - первостепенное внимание образованию, высокий уровень национальных сбережений, государственная политика содействия экономическому росту, ставка на международную промышленную специализацию и кооперацию. Азиатские НИС во многом повторили японскую хозяйственную модель, адаптировав многие хозяйственные методы Японии. Не случайно экономисты сравнивают Восточную Азию с «летящей гусиной стаей», где Япония играет роль вожака, за которым следуют НИС.

В то же время здесь несравненно большую роль, чем в Японии, сыграли зарубежные ТНК. Создание экспортного потенциала азиатских НИС обусловлено выходом ТНК за рамки национальных границ и активным перемещением из развитых стран в НИС трудо-, энерго- и материалоемких производств, а также выпуска массовой потребительской продукции, отработавшей свой жизненный ресурс в развитых странах. Эти страны оказались для ТНК привлекательными прежде всего дешевизной рабочей силы и возможностью ее более интенсивного использования. Налажен выпуск самой разнообразной продукции - от товаров широкого потребления до компьютеров, сверхбольших интегральных схем, автомобилей, судов и самолетов. Главной «визитной карточкой» азиатских НИС являются сейчас производство бытовой электроники и компьютерная индустрия.

Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение. Латиноамериканские НИС, в отличие от азиатских, осуществляли индустриализацию через замещение импорта внутренним производством. Как и в случае с экспортно-ориентированной моделью индустриализации, важную роль в реализации этой стратегии играло государство.

 

    1. НИС в международных экономических отношениях

 

Внешнеэкономические связи «новых индустриальных стран» являются важнейшим звеном их хозяйственного развития. Основной формой таких связей НИС является внешняя торговля. Уровень развития внешней торговли НИС, ее характер, структура и географическое направление в значительной мере определяют роль и место этих стран в мировой системе хозяйственных отношений.

С 2005 по 2012 год удельный вес экспорта в ВВП развитых капиталистических стран увеличился с 10.5 до 14.5%, развивающихся - с 15.4 до 19.7, то НИС - с 11.7 до 26.0%. Аналогичный показатель по импорту возрос за тот же период у развитых стран с 11.1 до 15.8%, у развивающихся - с 16.2 до 18.8 и у НИС - с 14.9 до 21.6%.

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что роль внешней торговли в экономике наиболее велика в НИС. Особенно большое значение имеет внешняя торговля для НИС.

Развитию экспорта в экономике НИС (особенно азиатских) отводится особое место. Именно экспортные доходы во многом способствовали росту внутренних накоплений и ускоренной индустриализации хозяйства. С 2005 по 2012 год экспорт НИС увеличился в 14 раз и достиг 200.4 млрд. дол.

 Как было сказано выше, ведущей статьей экспорта НИС является продукция обрабатывающей промышленности. С 2005 по 2012 год доля готовых изделий в экспорте НИС увеличилась с 42 до 71%. В экспорте отдельных НИС сохраняется и значительная доля сырьевых товаров (например, натуральный каучук, тропическая древесина, пальмовое масло, олово, нефть, рис, кукуруза, кофе).

Рост валютных доходов НИС от экспортного бума дал им реальную возможность расширить импорт товаров и услуг и использовать их для стимулирования экономики. С 2005 по 2012 год импорт НИС возрос в 9 раз и достиг 169 млрд. дол.

 

В отличие от других развивающихся государств, НИС смогли наиболее рационально использовать импорт товаров для ускорения экономического развития, о чем свидетельствует структура их закупок. В номенклатуре импорта НИС уже на протяжении многих лет преобладали машины, оборудование и транспортные средства. При этом импорт уже не замещает производство данной продукции в НИС, а, наоборот, дополняет его.

Второй по значимости статьей импорта НИС являются обработанные изделия, прежде всего полуфабрикаты для филиалов ТНК и местных фирм, использующих иностранную технологию; электронные компоненты, отдельные узлы и детали для быстро развивающихся в НИС электронной и электротехнической промышленности. Сюда же включается и импорт сборных комплектов для автомобильной промышленности и других отраслей машиностроительного комплекса.

Так же, как и экспорт, импорт НИС ориентирован в основном на развитые страны, где к началу 21 века закупалось уже до 65% необходимых товаров. Латиноамериканские НИС большую часть своих импортных потребностей, особенно в машинах, оборудовании и промышленных полуфабрикатах, удовлетворяют за счет США, азиатские - за счет Японии, расширяется ввоз товаров из Западной Европы.

Развивающиеся страны поставляют в НИС преимущественно сельскохозяйственное и минеральное сырье, топливно-энергетические и продовольственные товары. Доля освободившихся государств в импорте азиатских НИС уже к 2003 году составляла 27%.

В последние годы отмечается тенденция к диверсификации внешнеэкономических связей НИС. Наряду с быстрым ростом внешней торговли активно развивается промышленная кооперация, создание совместных компаний и особенно научно-техническое сотрудничество. Новым явлением в этом процессе стал экспорт предпринимательского капитала из НИС, что отражает новый этап их экономического развития, свидетельствующий о структурных сдвигах в экономике.

Кроме того, активный процесс расширения внешнеэкономических связей НИС, их специализация на экспорте промышленной продукции благоприятно отразились на структуре их ВВП: значительно увеличилась доля обрабатывающей промышленности, что, несомненно, указывает на рост благосостояния этих стран.

 

 

Глава 2 Особенности кризиса в новых индустриальных странах

 

2.1 Основные показатели новых индустриальных стран в докризисный и кризисный периоды

 

Экономики развитых и развивающихся стран в условиях кризиса 2009г показали различную степень вовлеченности в негативные процессы. В связи с этим рассмотрим основные экономические показатели новых индустриальных стран, как группы развивающихся стран, в докризисный и в кризисный периоды (см. таблицу 1).

 

Таблица 1- Основные показатели новых индустриальных стран в докризисный и кризисный периоды 

 
Страна

 
Средний показатель ВВП на душу населения,$

 
Среднегодовые темпы роста ВВП,%

 
Среднегодовые темпы инфляции,%

 
До кризисный период

 
Кризисный период

 
До кризисный период

 
Кризисный период

 
До кризисный период

 
Кризисный период

 
Сингапур

 
25 850

 
52 000

 
4,5

 
-5

 
1

 
7,5

 
Республика Корея

 
24 600

 
26 341

 
4,4

 
-2

 
2,2

 
4,7

 
Бразилия

 
9 700

 
10 298

 
2,6

 
2,9

 
14,7

 
5,6

 
Мексика

 
12 500

 
14 582

 
2,8

 
-5,5

 
4,5

 
6,2

 
Индия

 
620

 
2 787

 
8,1

 
4

 
4,1

 
12

 
Китай

 
5 300

 
5 943

 
11,1

 
6,5

 
3,2

 
4,2


 

Среди стран ЮВА Сингапур резко выделяется по темпам развития своей экономики и величине валового продукта, приходящегося на душу населения. В докризисный период доход на душу населения в Сингапуре уступал лишь Японии. В это время ВВП Сингапура прирастает в основном темпами около 4,5% в год. В период мирового экономического кризиса ВВП данной страны существенно изменился, снизившись на рекордные 5%. Причиной такого снижения интенсивности роста стал мировой экономический спад, а также некоторое снижение спроса на продукцию отрасли высоких технологий, в частности электроники – наиболее значимую составляющую сингапурской промышленности.

Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью и сектором услуг, является самой мощной в Латиноамериканском регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Бразилия – одна из немногих стран, которым удалось сохранить положительные темпы роста ВВП, хотя в целом снижения избежать не удалось.  
Индии наравне с Китаем удалось сохранить положительные тенденции экономического роста, однако они оказались несколько меньшими, чем по результатам макроэкономического прогнозирования. В целом, темп экономического роста данных стран замедлился.

 

2.2 Антикризисные программы, методы и инструменты в новых индустриальных странах

 

Для преодоления негативных последствий кризиса каждая страна использует свои собственные антикризисные программы, методы и инструменты (см. таблицу 2). 

Таблица 2- Антикризисные программы, методы и инструменты в новых индустриальных странах 

 
Страна

 
Основные антикризисные инструменты

 
Общий объем финансирования, млрд. $

 
Сингапур

  •  
    выдача «рабочих кредитов», которые компенсируют работодателям издержки на сохранение рабочих мест.

 
3

 
Республика Корея

  •  
    предоставление государственных гарантий отечественным банкам по займам в иностранной валюте у зарубежных финансовых учреждений;
  •  
    снижение налогов; 
  •  
    отмена ограничений на строительствоновых и расширение действующих промышленных предприятий в Сеуле и столичном регионе;
  •  
    отказ от краткосрочного кредита МВФ.

 
150

 
Бразилия

  •  
    защита национальной валюты;
  •  
    отказ от исчисления внутреннего долга страны в долларах США; 
  •  
    профилактика банковской системы;
  •  
    выделение льготных кредитовэкспортерам.

 
100

 
Мексика

  •  
    фиксация цен на энергоносители; 
  •  
    поддержка населения с невысокими доходами; 
  •  
    субсидии при получении кредитов для приобретения жилья так называемого "эконом-класса";
  •  
    расширение программ временной занятости.

 
500

 
Индия

  •  
    выпуск гособлигаций;
  •  
    снижение учетной ставки на 0,5%.

 
49

 
Китай

  •  
    стимулирования внутреннего спроса;
  •  
    борьба с ростом безработицы.

 
586


 

В целом, государственные антикризисные программы решают очень масштабные и глубокие проблемы. Преодоление последствий мирового экономического кризиса в условиях интегрированного мирового хозяйства – задача межгосударственная, требующая разработки единой программы развития. На сегодняшний день – это одна из основных проблем ликвидации последствий мирового экономического кризиса. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку, и каждая страна и каждое государство в отдельности, не смогут перебороть парализовавший весь мир экономический кризис, не прибегая при этом к совместным усилиям, не ставя перед собой единой цели, не имея четких взглядов. От результативности и реализации предпринимаемых мер зависит мировая архитектура в целом и развитие каждой из новых индустриальных стран в отдельности.

Многие аналитики сейчас ожидают, что последствия кризиса экономик новых индустриальных стран приведет к усилению государственного регулирования экономики. В то же время, другие экономисты, напротив, говорят, что хозяйственный рост возобновится с той же степенью участия государства, что и в докризисный период. По их мнению, кризис окажется коротким и не приведет к структурным переменам в экономике. Скорей всего, заблуждаются представители обоих направлений. На наш взгляд, мировое хозяйство после кризиса станет относительно более равномерным, чем сейчас. Среднемесячная заработная плата в «старых индустриальных странах» в период депрессии понизится еще больше. Хотя, нет оснований ожидать, что в «новых индустриальных странах» они возрастут. И вследствие этого, достигнутое таким образом «равенство» позволит возобновить рост промышленности в старых центрах капитализма.

 

Следует учесть тот факт, что реагирование на экономический кризис глобального масштаба требует соответствующих институциональных форм. По сути, в мире уже происходит эволюция институтов глобального политико-экономического регулирования. Вновь активизировалась дискуссия о том, как следует изменить существующие международные и региональные финансовые институты. Очевидно, что современная структура МВФ не учитывает интересы основных развивающихся стран, а многие глобальные проблемы уже не могут решаться силами только «Большой восьмерки». При этом потребности борьбы с кризисом уже вызвали к жизни новый механизм сотрудничества – форум двадцати государств (G20), в то время как роль «Большой восьмерки», по-видимому, будет продолжать снижаться. В Большую двадцатку (G20) входят министры финансов и председатели Центробанков 19 стран (Аргентины, Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, КНР, Франции, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Японии, Мексики, России, Саудовской Аравии, США, ЮАР, Южной Кореи, Турции), а также председатель Европейского Союза и представитель Европейского Центрального банка. Конечно, «большая семерка» все еще продолжает встречаться и обсуждать текущие проблемы. Однако сейчас страны G8 не имеют прежней власти, во многом благодаря Китаю, который накопил огромные золотовалютные резервы и теперь имеет полное право принимать участие в принятии важных решений.

Информация о работе Новые индустриальные страны в мировой экономике