Обеспечение качества экономических информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

Интеллектуальная информационная система (ИИС) — это информационная система, которая основана на концепции использования базы знаний для генерации алгоритмов решения экономических задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей.

Вложенные файлы: 1 файл

Chapter 16 - Обеспечение качества экономических информационных систем. Часть 1 (1).doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Обеспечение качества экономических  информационных систем. Часть 1

 

Понятие интеллектуальной информационной системы

Интеллектуальная информационная система (ИИС) — это информационная система, которая основана на концепции использования базы знаний для генерации алгоритмов решения экономических задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей.

Для интеллектуальных информационных систем, ориентированных на генерацию  алгоритмов решения задач, характерны следующие признаки:

  • развитые коммуникативные способности;
  • умение решать сложные, плохо формализуемые задачи;
  • способность к самообучению.

Интеллектуальные информационные системы можно классифицировать как:

  • интеллектуальные базы данных, в том числе с интерфейсами, использующими естественный язык, гипертекст и мультимедиа, когнитивную графику;
  • статические и динамические экспертные системы;
  • самообучающиеся системы на принципах индуктивного вывода, нейронных систем, поиска прецедентов, организации информационных хранилищ;
  • адаптивные информационные системы на основе использований CASE-технологий и/или компонентных технологий.

Коммуникативные способности ИИС  характеризуют способ взаимодействия (интерфейса) конечного пользователя с системой, в частности, возможность  формулирования произвольного запроса в диалоге с ИИС на языке, максимально приближенном к естественному.

Интеллектуальные системы решают задачи динамического моделирования  для реинжиниринга (реорганизации) бизнес-процессов. В основные задачи интеллектуальных систем динамического моделирования для реинжиниринга бизнес-процессов входят:

1) определение оптимальной последовательности  выполняемых операций, которая сокращает  цикл изготовления и продажи  товаров и услуг, обслуживания  клиентов. Следствие оптимизации — повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы;

2) оптимизация использования ресурсов  в различных бизнес-процессах,  минимизирующая издержки производства  и обращения;

3) построение адаптивных бизнес-процессов,  цель которых быстро реагировать на изменения потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведения конкурентов на рынке и, как следствие, повышать качество обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды;

4) оптимизация финансовых потоков, обеспечение равномерного поступления и использования денежных средств в результате отработки рациональных схем взаимодействия с партнерами, сочетания бизнес-процессов.

Заметим, информационные системы в  сфере фондовых рынков предназначены  для повышения прозрачности рынка наиболее добротных ценных бумаг и увеличения оборота средств.

Для внебиржевой торговли ценными  бумагами инвестиционными институтами, в том числе банками, создаются  специализированные учреждения или  подразделения, в том числе так  называемые фондовые магазины. Для автоматизации их работы разрабатываются специальные системы, одна из которых — «Фондовый магазин». Система предназначена для переуступки прав собственности по ценным бумагам, выпущенным в безбланковой форме. Она взаимодействует с системой учета прав собственности, обеспечивая гарантированную поставку безналичных ценных бумаг.

Обеспечение качества экономических  информационных систем

Очень часто на практике предприятия  внедряют информационные системы обеспечения  качества. Процесс внедрения российскими предприятиями передовых систем качества чрезвычайно сложен. Однако внедрение таких систем — необходимое условие для повышения конкурентоспособности как предприятия, так и выпускаемой им продукции. Важную роль в этом деле играет использование информационных систем. Организация и рациональное использование информационных систем необходимы при сертификации системы обеспечения качества для:

  • получения зарубежных инвестиций;
  • привлечения зарубежных заказчиков (так как повышение цены реализации продукции предприятия с такой системой может достигать 50%);
  • соблюдения правил внедрения системы обеспечения качества (является требованием для получения госзаказа, постановление Правительства РФ от 02.02.98 № 113).

Положительные стороны внедрения  системы обеспечения качества на предприятии перечислим ниже.

Система обеспечения качества предполагает формирование эффективной структуры  управления процессом производства с целью выпуска качественной продукции. Международный стандарт внедрения может быть внедрен  любым предприятием и регламентирует:

  • ответственность руководства;
  • систему качества;
  • анализ контракта;
  • управление проектированием;
  • управление документацией и данными;
  • закупки;
  • управление продукцией, поставляемой потребителям; идентификацию и прослеживаемость продукции;
  • управление процессами;
  • контроль и испытания;
  • управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;
  • статус контроля; управление несоответствующей продукцией;
  • корректирующие и предупреждающие действия;
  • погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию и поставку;
  • управление регистрацией данных о качестве;
  • внутренние проверки качества;
  • подготовку кадров;
  • обслуживание;
  • статистические методы.

При внедрении систем качества используются различные информационные технологии.

Для внедрения эффективной системы качества требуется документировать деятельность предприятия и обеспечить организацию его функционирования по перечисленным направлениям. Осуществить это можно с помощью информационных технологий трех уровней:

  • комплексных систем управления предприятием;
  • систем электронного документооборота;
  • продуктов, позволяющих создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности, систем нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продуктов интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное на подготовку и поддержание функционирования систем качества.

Указанные информационные технологии довольно сложны и недешевы. Однако большим предприятиям при внедрении  систем качества невозможно обойтись без информационной поддержки. Для  этого привлекаются консультанты по внедрению систем качества, используются специальные методики.

При решении информационных проблем  управления качеством необходимо разграничить две проблемы — сертификацию и информатизацию. При этом информационная система становится одним из важнейших технологических факторов, способствующих реальному развитию концепции.

Например, концепция ТОМ представляет собой всеобъемлющее управление качеством, на базе ТОМ основываются дальнейшие рекомендации по построению систем качества.

Заметим, что на стадии реинжиниринга  бизнес-процессов необходимо использовать программные средства моделирования, которые соответствуют стандартам ГОСТ. Эти стандарты применяются для создания функциональной модели (отражение функций и процессов моделируемой системы в формализованном виде).

OLAP-приложения

OLAP-приложения предполагают оперативную  аналитическую обработку данных. Это обобщенный термин, характеризующий  принципы построения систем поддержки  принятия решений хранилищ данных, систем интеллектуального анализа  данных. Такие системы предназначены для нахождения зависимостей между данными (например, можно попытаться определить, как связан объем продаж товаров с характеристиками потенциальных покупателей), для проведения анализа «что если...», OLAP-приложения оперируют с большими массивами данных, уже накопленными в OLAP-приложениях, взятыми из электронных таблиц или из других источников данных.

Такие системы характеризуются  следующими признаками:

  • добавление в систему новых данных происходит относительно редко крупными блоками (например, раз в квартал загружаются данные по итогам квартальных продаж из OLAP-приложения);
  • данные, добавленные в систему, обычно никогда не удаляются;
  • перед загрузкой данные проходят различные процедуры «очистки», связанные с тем, что в одну систему могут поступать данные из многих источников c различными форматами представления для одних и тех же понятий, кроме того, данные могут быть некорректны, ошибочны;
  • запросы к системе являются нерегламентированными и, как правило, достаточно сложными. Очень часто новый запрос формулируется аналитиком для уточнения результата, полученного в результате предыдущего запроса.

Скорость выполнения запросов важна, но не критична. Анализируются структуры  затрат для различных видов потребителей (серверов, клиентов, принтеров), проводится их классификация (портативные компьютеры, настольные, сервер файлов и печати, сервер приложений). Данная модель способна учесть различные характеристики каждого вида потребителей (фондов) и оптимизировать ввод данных для анализа, продолжения использования устаревшего оборудования.

Определенная часть затрат в  ССВ (совокупная стоимость владения) приходится на установку и настройку операционной системы. Данная расходная часть резко увеличивается, если крупным предприятием приобретается большое количество одинакового оборудования. Решением этой проблемы может быть применение специализированных программных продуктов, позволяющих сократить время установки операционной системы и упростить ее конфигурирование.

Продукт ТСО Manager и для  чего он предназначен

Для определения путей снижения расходов существует программный продукт TCO Manager. Он предоставляет сведения о влиянии расходов по информационным технологиям на основную деятельность компании.

Программный продукт представляет собой базу данных корпоративных  расходов на информационные технологии в форме настольного приложения для операционной системы. Пользователи должны вводить в нее сведения о своем персонале, программном обеспечении, системных ресурсах, а TCO Manager сравнивает затраты с базой данных по среднекорпоративным показателям. Затем приложение выполняет своего рода аудит, акцентируя пути снижения нерациональных затрат. Стоимость этого программного продукта около 19 тысяч долларов.

Компании, купившие продукт, получают неограниченное право на консультации аналитиков по вопросам TCO и свободный  доступ к веб-узлу, тем самым становясь полноценными клиентами этой фирмы. По оценкам фирмы, крупная компания может затратить на внесение всех необходимых данных до шести недель. Продукт требует привлечения таких информационных ресурсов, как данные о кадровом составе, системных конфигурациях и финансовом состоянии компании. Если компания сможет проделать все этапы этой работы, ее ИТ-менеджеры получат весьма ценные указания о путях экономии. Пакет принесет несомненную пользу при прогнозировании затрат при переходе на другое ПО, другое оборудование или при обосновании новых ИТ-приобретений. Ценность TCO Manager была бы выше, если бы его профили могли автоматически формироваться с помощью широко распространенного ПО инвентаризации ИТ-ресурсов.

Дальнейшие версии TCO Manager смогут использовать информацию из пакетов для управления сетями и систем планирования корпоративных ресурсов (ЕRР).


Информация о работе Обеспечение качества экономических информационных систем