Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:00, реферат
Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.
Образование – целенаправленная
познавательная деятельность людей
по получению знаний, умений и навыков,
либо по их совершенствованию.
Цель образования – приобщение индивида
к достижениям человеческой цивилизации.
Основным институтом современного образования
является школа. Выполняя «заказ» общества,
школа наряду с учебными заведениями других
типов осуществляет подготовку квалифицированных
кадров для различных сфер человеческой
деятельности.
Функции образования.
Передача социального опыта (знаний, ценностей,
норм и т.д.).
Накопление и хранение культуры общества.
Образование поддерживает необходимый
уровень сплочённости общества, способствует
поддержанию его стабильности, ведёт к
непосредственному социальному воспроизводству
общества как культурно целостности.
Социализация личности. Подготовка квалифицированных
кадров для поддержания и повышения выживаемости
общества в постоянно меняющихся исторических
условиях его существования.
Социальный отбор (селекция) членов общества,
в первую очередь молодёжи. Благодаря
этому каждый человек занимает в обществе
ту позицию, которая в наибольшей мере
удовлетворяет его личные и общественные
интересы.
Обеспечение профессиональной ориентации
человека.
Введение социокультурных инноваций.
Образование способствует открытиям и
изобретениям, разработке новых идей,
теорий, концепций.
Социальный контроль. Законодательство
многих стран предусматривает обязательное
образование, что способствует поддержанию
стабильности общества.
Основные направления
проводящейся реформы образования:
демократизация системы обучения и воспитания;
гуманизация процесса образования;
компьютеризация;
интернационализация.
В ходе их реализации предполагается:
видоизменить организацию и технологию
обучения, сделать ученика полноценным
субъектом образовательного процесса;
выбрать новую систему критериев эффективности
результатов образования.
Современное образование является средством
решения важнейших проблем не только всего
общества, но и отдельных индивидов. Это
один из важнейших этапов в процессе социализации.
Основные элементы системы
образования
Система образования представляет собой
сложную многоуровневую целостность,
включающую ряд взаимодействующих элементов:
органы управления образованием и подведомственные
им учреждения и
организации (министерство образования,
департаменты, управления и министерства
образования субъектов Российской Федерации
и др.);
нормативно-правовые акты, регулирующие
процесс образования (Конституция РФ,
Закон РФ “Об образовании” и др.);
образовательные учреждения (школы, академии,
институты, университеты и т.д.);
образовательные объединения(научные
общества, профессиональные ассоциации,
творческие союзы, методические советы
и т.д.);
учреждения инфраструктуры науки и образования
(производственные предприятия, лаборатории,
типографии и т.п.);
образовательные концепции, программы,
стандарты;
учебную и методическую литературу;
периодические издания (журналы, газеты
и т.п.).
Образование традиционно
делится на общее (иногда его называют
школьное) и профессиональное. На начальном
этапе социализации личности доминирует
решение задач общего образования,
а по мере повышения образовательного
уровня человека начинает преобладать
специализированное, профессиональное
образование.
Общее образование позволяет овладеть
основами научных знаний, необходимых
для понимания окружающего мира, участия
в общественной жизни и трудовой деятельности.
В процессе школьного обучения человек
усваивает нормы, ценности и идеалы культуры
общества, в котором живёт, а также правила
обыденного поведения на универсальном
материале исторического опыта человечества.
Профессиональное образование готовит
творцов новых ценностей культуры и осуществляется
преимущественно в специализированных
областях общественной жизни (экономической,
политической, правовой и т.д.). Профессиональное
образование обусловлено общественным
разделением труда и заключается в усвоении
специальных знаний, практических умений
и навыков продуктивной деятельности
в избранной сфере.
С учётом потребностей и возможностей
учащихся образование может быть получено
в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней),
заочной, семейного образования, самообразования,
экстерна. Допускается сочетание различных
форм получения образования. Для всех
форм получения образования в пределах
конкретной основной общеобразовательной
или основной профессиональной образовательной
программы действует единый государственный
образовательный стандарт. Правительство
Российской Федерации устанавливает перечни
профессий и специальностей, получение
которых в очно-заочной (вечерней), заочной
формах и в форме экстерна не допускается.
Информация о работе Образование и его роль в развитии общества