Образование и его роль в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:00, реферат

Краткое описание

Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.docx

— 14.78 Кб (Скачать файл)

ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО  РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.

Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей  по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. 
 
Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности. 
 
Функции образования. 
 
Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.). 
Накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведёт к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурно целостности. 
Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. 
Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодёжи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы. 
Обеспечение профессиональной ориентации человека. 
Введение социокультурных инноваций. Образование способствует открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций. 
Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.

Основные направления  проводящейся реформы образования: 
 
демократизация системы обучения и воспитания; 
гуманизация процесса образования; 
компьютеризация; 
интернационализация. 
В ходе их реализации предполагается: 
 
видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса; 
выбрать новую систему критериев эффективности результатов образования. 
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в процессе социализации. 
 
Основные элементы системы образования 
 
Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов: 
 
органы управления образованием и подведомственные им учреждения и 
организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.); 
нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании” и др.); 
образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.); 
образовательные объединения(научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.); 
учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.); 
образовательные концепции, программы, стандарты; 
учебную и методическую литературу; 
периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

Образование традиционно  делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном  этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать  специализированное, профессиональное образование. 
 
Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества. 
 
Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере. 
 
С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.


Информация о работе Образование и его роль в развитии общества