Общая характеристика переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Эти решения пригодны лишь частично, а остро необходимые для постсоциалистических стран экономические реформы трансформационного периода еще только в стадии становления. Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Содержание

Общая характеристика переходной экономики
1.1 Характерные черты, цели, предпосылки, закономерности и пути перехода к рыночной экономике.
1.2 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах
1.3Теория переходной экономики «Шоковая терапия»
Специфика переходной экономики в Республике Беларусь
2.1Переход к модели социально-ориентированной рыночной экономики. Формирование и развитие институтов в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экт.docx

— 111.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

    1. Общая характеристика переходной экономики

1.1 Характерные черты, цели, предпосылки, закономерности и пути перехода к рыночной экономике.

1.2 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах

1.3Теория переходной экономики «Шоковая терапия»

    1. Специфика переходной экономики в Республике Беларусь

2.1Переход к модели социально-ориентированной рыночной экономики. Формирование и развитие институтов в Республике Беларусь

    1. Заключение
    2. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Республика  Беларусь, как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Экономическая теория разработала некоторые подходы  к решению проблем переходного  периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной  рыночной системе, т.е. развивающихся  стран. Эти решения пригодны лишь частично, а остро необходимые для постсоциалистических стран экономические реформы трансформационного периода еще только в стадии становления. Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы – исследование понятия переходной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика переходной экономики

 

      1. Характерные черты, цели, предпосылки, закономерности и пути перехода к рыночной экономике.

Термин  «переходная экономика» впервые  был введен в литературу Марксом  и Энгельсом в середине ХIХ века и характеризовал трансформацию от капитализма к социализму. Применяемый сегодня термин принадлежит новейшей истории и характеризует экономическое состояние трансформации из командно-административной в рыночную систему. Проблемы переходной экономики, иначе трансформационной экономики изучает наука транзитология. Сам термин “транзитология” был предложен в 1992 г. М. Бэравуа.

В целом, трансформационная (переходная) экономика – это совокупность общественных экономических отношений, возникших в среде эволюционного  исторического процесса перехода от старой к новой социальной системе.[9, с.7]

Переходный период – это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит  в новое, качественно иное состояние  в связи с кардинальными реформами  экономической системы.

Переходная  экономика Во-первых, представляет собой, во-первых, межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется  неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической  системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики — трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика характеризуется  количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в  качественно иной, преобразующейся  экономической системе, и поэтому  изменяют как свое содержание, так  и свои "функции, связанные с  зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике  появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские  структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные  пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается  качественное изменение системных  связей и отношений. Распались и  исчезли старые планово-директивные  связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние  еще носят "переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой  деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями [1, c. 137].

Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической  политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических  отношений в направлении демократизации и либерализации.

Целью идущих преобразований в Беларуси и  других странах СНГ является социально  ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей  тем, что в ее основе лежит широкий  плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике  занимает госсектор.

Основная  трудность переходного периода  — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком  смысле представляют собой правила  экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также  экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых  не может нормально функционировать  рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность  хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики —  институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных  институтов рынка. В большинстве  стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового  рынка и всей инфраструктуры рынка  в целом. Значительно замедляют  рыночные преобразования недейственность  законов о несостоятельности  и банкротстве предприятий. Объективные  причины этого – глубокий экономический  кризис, характерный для первого  этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность  и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких  условиях закона о банкротстве, без  учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий  и вызовет массовую безработицу.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего  строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход  к рыночной экономике требует  глубоких изменений в институциональной  структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Также существенной чертой переходной экономики  является социально-экономический  кризис. Возникший как результат  краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением  жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного  хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

В переходной экономике любого типа обязательно  осуществляется воспроизводственный  процесс. Его общие особенности  по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести  инерционность воспроизводства  и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

Инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей  развитие по принципу первоначального  «разрушения до основания» всего  старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность  предопределяет и невозможность  быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно  вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду  производства. Инерционность воспроизводства  в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике – и на достаточный длительный период – старых экономических форм.

Это, прежде всего, проявляется в сохранении в течение какого-то времени структуры  производства, преобразование которой  требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся  социально-экономическая структура  общества.

Другая  отмеченная закономерность – интенсивное  преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая закономерность выражает, прежде всего, преемственность  переходной экономики с исходным состоянием перехода, то вторая как  бы подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это  проявление необратимости эволюционного  процесса, а также его основных тенденций.

Можно выделить следующие главные задачи трансформационной экономики:

1.Преодоление  кризисных явлений, углубившихся  после вступления общества в  переходную экономику.

  1. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
  2. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4. Создание условий экономической  свободы для всех субъектов  хозяйствования.

5. Создание развитой системы социальной  защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых  последствий реформирования экономики.

1.2 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах

переходной  экономика градуализм государство

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них  называется «градуализм» (С английского  «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объёме регулирующих функций государства и др.

Градуализм – это экономическая  концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и  отводит государству главную  роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для  создания рынка государство должно постепенно заменять элементы одной  системы элементами другой. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

Реализация концепции градуализма  предлагает следующие меры:

- установление динамического равновесия  на потребительском рынке, причем  не только с помощью более  гибкой системы цен, но и,  прежде всего, благодаря быстрому  развертыванию в частном секторе  производства потребительских товаров  и оказания услуг и насыщению  ими рынка;

- разгосударствление большинства  предприятий через приватизацию  с целью повышения эффективности  работы и адаптации к существующим  условиям;

- создание рыночной инфраструктуры  и сильнодействующих стимулов  развития производства при сохранении  в руках государства возможности  прямого и косвенного воздействия  на жизненно важные сферы экономики  и социальные процессы;

- накопление и потребление, осуществление  структурно-технологических перемен;

- проведение жесткой финансовой  политики в целях недопущения  высокой инфляции.

Образец градуализма – реформы  в Китае. Экономический рост Китая  с повышением уровня жизни населения, социальной стабильностью и политическими  традициями представляет собой богатый  уникальный опыт, который полезен  не только для стран с переходной экономикой, но и для развития любого государства. Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

В основу модели реформирования экономики  Китайской Народной Республики был  положен метод сравнительного анализа  противоположных экономических  систем в целях заимствования  наиболее эффективных форм хозяйствования.

С начала 80-х годы Китаю удается  поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада. [12, с.698] Очень удачным решением оказалось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы. [12, с.698]

Информация о работе Общая характеристика переходной экономики