Общее понятие структуры мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Для понимания мировой экономики очень важно знать структуру мирового хозяйства. Мировое хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из многочисленных, теснейшим образом связанных между собой, макроэкономических элементов. Это динамическая система, имеющая сложнейшую функциональную и территориально-производственную структуру, включающую отраслевые и межотраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и объединения. Соотношение между этими элементами представляет собой экономическую структуру мирового хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

9. отраслевая структура мирового хозяйства.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)

Географически потребление энергии в мировом  хозяйстве складывается следующим  образом: развитые страны - 53%; развивающиеся  страны - 29%; СНГ и страны Восточной  Европы - 18%.

Нефтяная промышленность. Нефть занимает лидирующие позиции на мировом рынке топлива. Крупнейшими производителями нефти являются Саудовская Аравия, Россия, США, Иран. На страны члены ОПЕК (Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия - всего 11 государств) приходится 42% добываемой нефти. Основными экспортерами нефти на мировой рынок кроме стран-членов ОПЕК (65%) являются Россия, Великобритания, Мексика и Ирак, крупнейшими импортерами - США, Китай, Япония, страны ЕС.

Территориальный разрыв между важнейшими районами добычи и переработки нефти обусловливает  огромные масштабы морских перевозок  нефти. Транспортировка осуществляется в нефтеналивных судах (танкерах), по железной дороге и нефтепроводам. Основная часть мощностей нефтеперерабатывающей  промышленности сосредоточена в  развитых странах, в том числе  в США - 21%, в Западной Европе - 20%, Японии - 6%. На долю России приходится 17%. Главные  направления ее международных морских  грузопотоков начинаются в портах Персидского  залива и идут к Западной Европе и Японии. К числу важнейших  грузопотоков относятся Карибское  море (Венесуэла, Мексика) - США, Юго-Восточная  Азия - Япония, Северная Африка - Западная Европа.

Газовая промышленность. Мировая добыча газа постоянно растет. Для роста потребления газа сложились весьма благоприятные условия: дешевизна добычи, наличие значительных разведанных запасов, удобство использования и транспортировки, экологическая чистота. Особенно активно идет использование газа для выработки электроэнергии в развитых странах. Основными производителями газа являются Россия (22%), США (19%), страны ОПЕК (13%) и Западной Европы (12%). Крупнейшие производители газа одновременно являются и его потребителями, поэтому на экспорт идет только около 15%. Крупнейшим экспортером газа является Россия (около 30% мирового экспорта), Нидерланды, Норвегия и Алжир. Главные импортеры газа - США, Япония, Германия, Франция и Италия.

Угольная промышленность. Мировая добыча угля начала снижаться в середине 90-х гг. К числу крупнейших угледобывающих стран относятся Китай, США, Австралия, ЮАР, Россия. Эти же государства являются и крупнейшими экспортерами угля, а импортерами - Япония, Южная Корея, страны ЕС.

Электроэнергетика. За последние годы выросла выработка электроэнергии. К числу крупнейших производителей электроэнергии относятся США, Япония, Китай, Россия, Канада, Германия и Франция. На долю развитых стран приходится около 65% всей выработки, развивающихся стран - 22%, стран с переходной экономикой - 13%. В России и других странах-членах СНГ выработка электроэнергии снизилась. В структуре мирового производства электроэнергии 62% приходится на тепловые электростанции, 20% - гидроэлектростанции, 17% - атомные электростанции и 1% - на использование альтернативных источников энергии (геотермальные, приливные, солнечные, ветровые электростанции). Производство и потребление электроэнергии растет быстрее, чем общее производство и потребление первичных энергоресурсов.

В условиях НТП выросла роль атомной энергии  в топливно-энергетическом балансе  всемирного хозяйства (разработка этого  источника сдерживается его небезопасностью  для окружающей среды). Все более  важным источником топливно-энергетических ресурсов становится атомная энергия. В настоящее время АЭС действуют  в 32 странах (около 140 атомных реакторов). Атомная энергетика хорошо оснащена сырьем (ураном). К числу главных  производителей урана относится  Канада, Австралия, Намибия, США, Россия. Фирмы, занятые в атомном машиностроении, не ожидают значительного увеличения притока заказов на оборудование для новых атомных электростанций (АЭС) -- по крайней мере в ближайшие 10 лет. Нехватка средств, обусловленная чрезвычайно малым притоком заказов после аварии на Чернобыльской АЭС, заставляет сейчас производителей атомного энергетического оборудования работать в режиме строжайшей экономии и постоянного наращивания эффективности операций. Современная ситуация сильно отличается от 70-х годов, когда мощности атомной промышленности мира были полностью загружены. В Северной Америке и Западной Европе приток заказов на новые АЭС практически равен нулю. Такое же положение сложилось со строительством новых АЭС и в России. При этом существует значительная потребность в модернизации существующих станций, в том числе и в странах Восточной Европы. Только в Восточной Азии, в частности в Республике Корея, Китае и Тайване, ощущается действительная заинтересованность в строительстве новых АЭС, но разработка соответствующих проектов требует много времени и часто затягивается по причине возрастающего давления со стороны защитников окружающей среды. Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем ТЭС, работающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте, а удельные капиталовложения вдвое выше. К концу ХХ в., по некоторым расчетам, доля электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях, составит 15%, а к концу 2020-2030 гг. - 30%, что потребует значительного увеличения добычи урана.

На нетрадиционные (альтернативные) источники электроэнергии приходится около 1% мировой выработки. К ним относятся: геотермальные электростанции (США, Филиппины, Исландия), приливные электростанции (Франция, Великобритания, Канада, Россия, Индия), солнечные электростанции и ветроэнергетические установки (Германия, Дания, США). В отличие от атомной энергетики использование возобновляемых источников энергии находит полную поддержку со стороны общественности всех промышленно развитых стран из-за их экологической чистоты и безопасности. По ряду технологий получения возобновляемых источников энергии за последние 10 лет произошел, значительный прогресс, а некоторые из них находятся в стадии коммерциализации и выхода на широкий энергетический рынок. Это, прежде всего, относится к разработкам по солнечным электростанциям, которые могут быть конкурентоспособными при производстве электроэнергии в отдаленных районах, а также для покрытия пиковых нагрузок. Некоторый вклад в производство электроэнергии может дать энергия ветра, геотермальных вод и биомассы. Однако для выхода на широкий энергетический рынок последних требуется перевести достижения HИОKP в данной области на практические рельсы, устранить существующие барьеры на рынке возобновляемых источников энергии, а усилия НИОКР сосредоточить на раскрытии полного потенциала новых технологий в данной области.

4. Агропромышленный  комплекс в мировой экономике

Сельское  хозяйство - вторая ведущая отрасль  материального производства. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд. чел. экономически активного населения (41% экономически активного населения мира), в том числе в развитых странах - всего 22 млн. чел., в странах с переходной экономикой - 32 млн. чел, в Китае - 450 млн. и в развивающихся странах - около 600 млн. чел. По доле занятых в этой отрасли среди ЭАН или по доле сельскохозяйственной продукции в ВВП судят об общем уровне развития экономики страны. На основании данных показателей различают аграрные, индустриальные, индустриально-аграрные, постиндустриальные страны. Когда-то доля сельского хозяйства в ВВП многих стран мира была не просто преобладающей, но достигающей таких величин, как 60-80%. Сегодня в развитых странах доля сельскохозяйственной продукции в ВВП колеблется в пределах 2-10%, а уровень занятых - 2-5%. Например, в США доля сельского хозяйства составляет 1% ВВП, в отрасли задействовано 4% ЭАН при этом страна производит такой гигантский объем сельскохозяйственной продукции, который позволяет удовлетворять потребности не только почти 300 млн. американцев, но и еще 100 млн. чел. за рубежом, поскольку США являются крупным экспортером продукции. В России доля сельского хозяйства в ВВП составляет 5%, а доля занятых в отрасли - 14%.

В 60--70-е  годы ХХ в. в мировом сельском хозяйстве (сначала в наиболее развитых капиталистических странах, прежде всего в США) начался технологический сдвиг, который получил название «агропромышленная интеграция». Агропромышленная интеграция является новой формой объединения предприятий, отличной от объединений в промышленности и сфере услуг, ее главная особенность состоит в ее межотраслевом характере, в том, что она означает организованное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличающихся отраслей экономики -- промышленности и сельского хозяйства. Агропромышленная интеграция - организационное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличающихся отраслей экономики -- промышленности и сельского хозяйства. В известной степени агропромышленная интеграция преодолевает специфический характер сельскохозяйственного производства (подверженность природно-климатическим факторам, трудность предварительного планирования, прогнозирование веса и объема производимых овощей, фруктов и других сельхозпродуктов), включая сельское хозяйство в общий процесс промышленного производства. Интеграция отражает реально установившуюся в обществе взаимозависимость сельскохозяйственного и промышленного производства и в то же время еще больше усиливает эту взаимозависимость, создавая экономический, коммерческий механизм, стабильно обеспечивающий промышленность сельскохозяйственным сырьем.

Агропромышленная  интеграция логически и исторически  ведет к созданию агропромышленного  комплекса. Агропромышленный комплекс (АПК) -- это сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленных предприятий и отраслей, спаянных интеграционными, т.е. тесными, стабильными, долговременными производственными и коммерческими связями, основывающимися на отношениях собственности. Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимости от Запада.

В составе  АПК выделяются три сферы (группы отраслей):

1. Сельское  хозяйство, состоящее из растениеводства  и животноводства.

Это главное  звено АПК, дающее ? продукции АПК, сосредоточившее 2/3 его основных производственных фондов и рабочей силы.

2. Отрасли,  занятые переработкой и доведением  сельскохозяйственной продукции  до потребителя.

К третьей  сфере относятся пищевая промышленность; холодильное, складское, специализированное транспортное хозяйство; торговые и  другие предприятия и организации, общественное питание.

3. Отрасли,  производящие средства производства  для сельского хозяйства.

К этой сфере  относятся тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для  пищевой промышленности; агрохимия (производство минеральных удобрений  и микробиологическая промышленность); комбикормовая промышленность; система  технического обслуживания сельского  хозяйства; мелиоративное и сельское строительство.

В развитых странах доля сельского хозяйства  в АПК занимает относительно меньшее  место и по стоимости продукции, и по численности занятых в  этой сфере. В развитых странах неуклонно  растет доля второй сферы АПК и  снижается удельный вес собственно сельскохозяйственного производства. В результате сельское хозяйство  США дает 1% ВВП, в нем занято 4% работающих, тогда как весь АПК  поставляет 18% ВВП и в нем занято около 20% рабочей силы страны. В странах  с переходной экономикой доля сельского  хозяйства в структуре АПК  значительно выше, чем в странах  Запада, что отражает слабое развитие переработки сельскохозяйственного  сырья, в том числе пищевой  промышленности. Так, в АПК России занято около 30% работающих, в том  числе в сельском хозяйстве - 14%, а  доля этой отрасли в ВВП составляет 7%. В развивающихся странах преобладает  традиционное потребительское (или  мелкотоварное) сельское хозяйство. Традиционный сектор представлен сотнями миллионов  мелких наделов, продукции с которых  хватает в основном на пропитание крестьянкой семьи. Господствует примитивное  земледелие, при котором основными  орудиями обработки почвы остаются деревянная соха и мотыга. Не менее 20 млн. семей ведут подсечно-огневое земледелие. Вместе с тем во многих развивающихся странах сложился высокотоварный сектор, представленный плантациями некоторых тропических и субтропических культур (кофе, какао, чай, натуральный каучук, бананы, сахарный тростник, бананы и др.), но плантационный сектор ориентирован скорее на экспорт, чем на внутренний рынок.

Сельское  хозяйство практически всех стран  мира состоит из двух крупных отраслей: растениеводства (производство полевых  культур (рис, рожь, кукуруза, фасоль, горох) и плодовых культур (виноградарство, садоводство, овощеводство, производство тропических культур)) и животноводства (скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, коневодство, верблюдоводство  и пр.). В структуре мирового хозяйства доли растениеводства и животноводства примерно равны, но животноводство является преобладающим в странах с развитой экономикой, а растениеводство - в развивающихся. Соотношение между этими отраслями изменяется пользу животноводства. Так, в Швеции и Финляндии на долю животноводства приходится 75-80% валовой продукции сельского хозяйства, в США - около 55%, во Франции - 53%. Исключением являются средиземноморские страны, в том числе Италия, где данная отрасль производит 40-42% сельскохозяйственной продукции, что во многом определяется недостаточно благоприятными для животноводства природными условиями.

5. Транспортный  комплекс мировой экономике

Транспорт - это особая сфера производства, которую включают в третичный  сектор. В отличие от промышленности и сельского хозяйства он не создает  нового продукта, не изменяет его свойства и качество. Продукцией транспорта является перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Доля транспорта в ВВП стран мира колеблется от 6% до 15%. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т. грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. В зависимости от того, каким способом осуществляется перемещение пассажиров и грузов, различают железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный и электронный виды транспорта. Оценку уровня развития транспортной системы страны проводят с помощью следующих основных показателей: длины (протяженности) транспортной сети, ее густоты (определяется как соотношение длины путей к единице площади территории или к числу жителей), доли того или иного транспорта в общем грузо- и пассажирообороте. Роль отдельных видов транспорта в той или иной стране во многом определяется ее географическими особенностями. Например, в островных странах (таких, как Япония) большое место в грузообороте и пассажирских перевозках занимает морской транспорт. В странах с большой территорией (США, Канада) относительно велика роль железнодорожного транспорта, а в странах с небольшими расстояниями и хорошо освоенной территорией доминирует автомобильный (Западная Европа).

Мировая транспортная система - это совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств мирового хозяйства. Она сформировалась в ХХ в. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых, развивающихся стран и региональные транспортные системы.. В экономически развитых странах транспорт имеет разветвленную структуру и представлен практически всеми его видами. В развивающихся странах транспорт является отстающей отраслью экономики: представлен 1-2 видами (в 30 странах мира отсутствуют железные дороги (например, Непал, Афганистан, Нигер), низкий технически уровень (на железных дорогах сохраняется паровая тяга, используется гужевой транспорт, услуги носильщиков).

Информация о работе Общее понятие структуры мировой экономики