Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:57, контрольная работа
Общественные блага занимают в экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики. В обобщенном смысле блага – это совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом. В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
1. Общественные блага: понятие, сущность и виды. Определение оптимального объема производства общественных благ…………………………………………
3-8
2. Задача ……………………………………………………… 9-11
3. Источники ………………………………………………… 12
Министерство образования республики беларусь
БЕЛОРУССКий национальный технический университет
Международный институт дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
Подготовил: |
студентка 1-го курса, группа № 417052 12 вариант №
|
Проверил: |
Минск 2013
Содержание
1. |
Общественные блага: понятие, сущность и виды. Определение оптимального объема производства общественных благ………………………………………… |
3-8 |
2. |
Задача ……………………………………………………… |
9-11 |
3. |
Источники ………………………………………………… |
12 |
Общественные блага: понятие, сущность и виды. Определение оптимального объема производства общественных благ
Общественные блага занимают в экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики. В обобщенном смысле блага – это совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом. В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
- общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
- индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно. Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства. К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение
общественных благ относится к основным
функциям государства, его первоочередным
задачам. Здесь проявляется
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
* отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
* неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
* нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
* тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1. общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность органов государственной власти, армии, службы безопасности;
2. местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
- исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
- неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1. косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2. напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.
Для того чтобы эффективно
обеспечивать население общественными
благами, государство должно обладать
определенными финансовыми
Определение оптимального объема производства общественных благ
Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.
Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:
MSB (Qs) = МС (Qs),
где: MSB (Q,s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Qs; MC(Qs) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Qs (рис. 1).
Рис. 1. Оптимальный объем общественного блага
Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.
Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.
Целый ряд товаров
и услуг по своим свойствам
находятся между чистыми
В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.
Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.
Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену.
Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке.
Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента. Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.
Задача 9
Спрос на картофель в Эстонии задан функцией QЭD = 50 - 0,5PЭ, а в Псковской области - QПD = 120 - PП. Функция предложения картофеля по цене в Эстонии QЭS = PЭ - 10, а в Псковской области - QПS = PП - 20.
1. Определить, как изменятся излишки производителей и потребителей в каждом из регионов в результате создания общего рынка картофеля при отсутствии транспортных расходов.
В результате объединения рынков в Эстонии сумма излишков возросла на:
В результате объединения рынков в Псковской области сумма излишков возросла на:
2. То же, что в задании «1», если перевозка единицы картофеля из одного региона в другой обходится в 10 денежных единиц.
В результате объединения рынков в Эстонии сумма излишков возросла на:
В результате объединения рынков в Псковской области сумма излишков возросла на:
ПРИМЕЧАНИЕ. В качестве
десятичного разделителя
Введите числа с точностью до десятых долей (один знак после разделительной точки)!
Решение
1. До создания общего рынка равновесие на рынке картофеля в Эстонии достигалось при 50 - 0,5PЭ = PЭ - 10 PЭ = 40; QЭ = 30, а в Псковской области - 120 - PП = PП - 20 PП = 70; QП = 50. В этом случае (рис. 1) в Эстонии излишки потребителей равны [0,5·30(100 - 40)] = 900, а излишки производителей - [0,5·30(40 - 10)] = 450; в Псковской области - [0,5·50(120 - 70)] = 1250, и [0,5·50(70 - 20)] = 1250.
Равновесие на объединенном рынке картофеля достигается при 50 – 0.5P + 120 - P = P - 10 + P - 20 P= 57,14. По такой цене в Эстонии купят (50 – 0.5·57.14) = 21.4, а в Псковской области - (120 – 57.14) = 62.9 ед. картофеля. Предложение в Эстонии составит (57.14 - 10) = 47.14, а в Псковской области - (57.14 - 20) = 37.14.
Теперь (рис. 2) в Эстонии излишки потребителей будут [0.5·21.4(100 – 57.14)] = 459, а излишки производителей - [0.5·47.14(57.14 - 10)] = 1109.2, а в Псковской области соответственно [0.5·62.9(120 – 57.14)] = 1978.2 и [0.5·37.14(57.14 - 20)] = 688.2. Таким образом, в результате объединения рынков в Эстонии сумма излишков возросла на (1568.2 - 1350) = 218.2, а в Псковской области - на (2666.4 - 2500) = 166.4.
2. Транспортные затраты
повышают цену там, куда