Общественный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:17, лекция

Краткое описание

Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора.
Государство и рынок. Участие государства в экономической жизни.
Изъяны рынка и их основные типы.
Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные экстерналии.
Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка.
Оценка масштабов общественного сектора.
Доля общественного сектора в национальной экономике разных стран. Тенденции изменения доли общественного сектора.
Факторы, влияющие на развитие общественного сектора в условиях трансформации экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

1[1].doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

При абсолютно эластичном спросе либо абсолютно неэластичном предложении в цену включается налог tP0. Дополнительные издержки продавцов, обусловленные налогообложением, составляют соответственно tP0Q1 и tP0Q0. Значение Q1 может быть разным в зависимости от характера функции спроса.

Рассмотренные простейшие ситуации позволяют уловить общую закономерность: на конкурентном рынке отдельного товара или услуги (в том числе труда) переместить налоговое бремя на контрагентов удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности объема сделок по цене.

Для продавцов налог означает увеличение издержек, и они адаптируются к налогу, сокращая предложение. Для покупателей это, вообще говоря, означает рост цен, к которому они в свою очередь адаптируются, уменьшая спрос.

Результат определяется тем, какая из сторон в большей степени готова пожертвовать частью сделок по данному товару (поставщики жертвуют частью продаж, а потребители - частью покупок), заменяя его чем-то другим, чтобы по возможности предотвратить потери денежного дохода.

Экономические последствия налогообложения прибыли могут, в принципе, анализироваться исходя из посылки, что налог действует в отдельной отрасли. В этом случае задача состоит в том, чтобы модифицировать анализ распределения налогового бремени на рынке отдельного товара или услуги применительно к ситуации, когда налоговые обязательства определяются не по отношению к сумме продаж либо добавленной стоимости, а по отношению к доходу производителя за вычетом всех видов затрат.

Наибольший интерес для такого анализа представляет монополия. Например, если речь идет о пропорциональном обложении прибыли и при этом монополист стремится максимизировать прибыль, налог, вообще говоря, не приводит к изменению выпуска. В самом деле, его величина определяется точкой, в которой предельные издержки уравновешиваются предельным доходом, а в этой точке прибыль, по определению, равна нулю. Избегая уменьшения выпуска, монополист вынужден целиком принять на себя налоговое бремя. Однако если он максимизирует не прибыль, а доход, его реакция на налог будет иной: он сократит объем производства (продаж), и в итоге часть налогового бремени переместится на потребителей.

Вместе с тем практическое значение имеет, прежде всего, вопрос о последствиях унифицированного, то есть не зависящего от специфики отрасли, товара или услуги, налогообложения прибыли в разных отраслях. В странах со сформировавшейся рыночной экономикой такой налог обычно выплачивают корпорации, поскольку именно в них процесс распределения прибыли четко отделен от процесса начисления заработков. Например, доход лица, которое является одновременно единственным собственником и единственным работником небольшой мастерской, может быть только условно разделен на прибыль и заработную плату. В России это делается с помощью нормирования, но в итоге стирается грань между налогообложением прибыли и заработной платы. В зависимости от обстоятельств налог на прибыль корпораций может в той или иной степени перемещаться вперед (на потребителей), назад (на наемных работников), а также на владельцев капитала в некорпоративном секторе.

В краткосрочном периоде эластичность предложения капитала в корпоративном (корпорированном) секторе невысока: для того чтобы в ответ на появление (или повышение) налога на прибыль изъять значительную часть ранее вложенного капитала, требуется время. Ведь изымаемому капиталу необходимо найти лучшее применение, а это предполагает изменение структуры инвестиций и, в конечном счете - производства. На первых же порах, пока собственники капитала не сумеют переместить его в некорпоративный сектор либо в другую страну, им придется нести налоговое бремя.

В долгосрочном периоде эластичность предложения капитала очень высока, и обычно ее можно считать близкой к бесконечности. В пользу этого говорят два аргумента. Во-первых, современная развитая рыночная экономика обычно является открытой и капитал способен, реагируя на налоги, свободно перемещаться через границы. Если в одной из стран устанавливается сверхвысокое налогообложение прибыли, это дает импульс бегству капиталов, которое продолжается до тех пор, пока реальная норма отдачи инвестиций не становится близкой к «доналоговой». Во-вторых, снижение доходности инвестиций, в конечном счете, не благоприятствует сбережениям. Поэтому налогообложение прибыли оборачивается в долгосрочном периоде соответствующим уменьшением предложения капитала, а это в свою очередь ведет к относительному повышению нормы прибыли.

Высокая эластичность предложения дает, как известно, возможность успешно перемещать налоговое бремя, и в долгосрочном периоде корпорации (точнее говоря, получатели дивидендов) способны покидать сферу действия рассматриваемого налога. Их место в этой сфере занимают работники и потребители.

Однако в среднесрочном периоде налог на прибыль корпораций может быть частично перемещен и на владельцев капитала в некорпорированном секторе. Среднесрочный период достаточен для существенного перелива капитала между секторами, но не для глубокого изменения пропорции между текущим потреблением и сбережениями, так что суммарное предложение капитала в нем можно рассматривать как неизменное. В таких обстоятельствах нет оснований считать эластичность предложения капитала в отдельном секторе (в данном случае корпоративном) близкой ни к нулю, ни к бесконечности. Следовательно, перемещение налога зависит от конкретного соотношения эластичностей предложения и спроса на капитал в секторе, на который возложено обязательство выплачивать налог на прибыль.

При некоторых соотношениях эластичностей спроса и предложения труда и капитала, а также эластичностей спроса на продукцию корпоративного и некорпоративного секторов бремя рассматриваемого налога может полностью лень на владельцев капитала в обоих секторах; при других соотношениях они делят это бремя с работниками и потребителями. Сказанное относится, естественно, к среднесрочному периоду. Как отмечено выше, в краткосрочном периоде некорпоративный сектор остается незатронутым налогом на прибыль корпораций, а в долгосрочном периоде включаются механизмы, восстанавливающие доходность инвестиций и в существенной мере, если не полностью, выводящие капитал из сферы действия этого налога.

Разумеется, в реальной экономике, отрасли которой связаны множеством взаимозависимостей, все происходит гораздо сложнее. Однако в силе остается следующий принцип: в конечном счете, сферы действия налогов определяются, во-первых, функциями спроса и предложения на каждом из рынков, вовлекаемых в процессы перераспределения налогового бремени, во-вторых, мерой взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и услуг, реализуемых на этих рынках, и, в-третьих, соответствующими производственными функциями.

Анализ сфер действия налогов показывает, что внешне несхожие налоговые обязательства, возлагаемые на разных субъектов, иногда ведут к одним и тем же реальным экономическим последствиям. Если два налога равнозначны как по величине порождаемого ими бремени, так и с точки зрения его фактического распределения, они называются эквивалентными налогами.

Мы уже встречались с ситуациями, когда платежи по обязательному страхованию, вносимые работодателями, эквивалентны платежам работников, а косвенный налог, уплачиваемый продавцом, эквивалентен налогу, уплачиваемому покупателем. Легко убедиться, что налог на добавленную стоимость эквивалентен пропорциональному подоходному налогу, если оба носят унифицированный характер и взимаются по одной и той же ставке. Ведь оба налога представляют собой изъятие в пользу государства фиксированной доли всех доходов, но в одном случае оно производится на стадии их формирования, а в другом - на стадии распределения.

На первый взгляд, налогообложение потребления принципиально отличается по своим экономическим последствиям от налогообложения заработков. Имеется в виду вся совокупность доходов, получаемых от труда как фактора производства, а не только то, что выплачивается в форме заработной платы. Так, к заработкам относится значительная часть доходов фермеров, предпринимателей, выполняющих функции менеджеров, и т.п. В самом деле, часть заработанного используется на сбережения, а значит, при одной и той же ставке государство, казалось бы, получит больше средств от обложения заработков, чем от обложения потребления. Однако сбереженные средства в свою очередь приносят доход, в конечном счете используемый на потребление. Чем больше средств откладывается для финансирования будущих покупок, тем большая сумма налога на потребление будет впоследствии собрана. Причем, сопоставляя текущие и будущие поступления, необходимо пользоваться величинами, приведенными к одному моменту времени с помощью нормы дисконта.

Если абстрагироваться от средств, передаваемых по наследству, и считать рынок капиталов совершенным, то унифицированный налог на потребление эквивалентен унифицированному налогу на заработки, взимаемому по той же ставке. Ведь при указанных допущениях стоимость платежей по налогу на потребление, приведенная к одному моменту времени, не зависит от того, какая часть средств сберегается в текущем периоде, так как норма дисконта в точности соответствует доходности инвестиций.

Конечно, на практике эти допущения не выполняются. Однако нетривиальными и полезными являются два следующих вывода. Во-первых, налогообложение потребления, которое лежит в основе многих косвенных налогов, по своей природе близко к обложению заработков, то есть к налогам, непосредственно не распространяющимся на факторный доход от капитала. Если последний вид доходов облагается в момент получения таким же налогом, как заработки, то по сравнению с налогом на потребление имеет место своеобразное двойное обложение части дохода. Во-вторых, различия между сферами действия налогов на заработки и потребление определяются, прежде всего, характером рынка капиталов, функционирующего в той или иной стране.

Налогоплательщики реагируют на введение или повышение налога двояким образом. Они, с одной стороны, минимизируют свои налоговые обязательства, соответствующим образом изменяя структуру и интенсивность продаж, покупок и производства, а с другой - стараются по мере возможности переместить налоговое бремя на контрагентов. Оба пути имеют в своей основе нечто общее, а именно замещение налогооблагаемых видов деятельности, продуктов или ресурсов иными, менее подверженными налогообложению. Если оставить в стороне случаи абсолютно неэластичного спроса или предложения, то речь, по сути, идет об одной и той же реакции, только рассматриваемой с разных сторон.

В частности, при высокой эластичности спроса покупатели сокращают покупки налогооблагаемого товара, очевидно, заменяя его другим, и именно возможность такой замены позволяет им переместить налоговое бремя на продавцов. При высокой эластичности предложения производители в ответ на налогообложение снижают выпуск данного товара, очевидно, переключаясь на производство другого, и благодаря этому смещают налоговое бремя на потребителей. Так проявляется искажающее действие налога.

Таким образом, последствия налогообложения, как правило, не сводятся к одной только реализации налоговых обязательств, поступающих в доход государства. Выше уже отмечалось, что за возможность сместить налоговое бремя на контрагентов приходится в большинстве случаев платить отказом от той структуры потребления или производства, которая была бы наиболее желательной при отсутствии налога. Это позволяет предотвратить денежный ущерб, но несомненно само по себе является потерей полезности.

На практике потери потребителей от налогообложения могут оказаться более значительными. Многое зависит, например, от того, какую часть собранных средств поглощают административные расходы и насколько поставляемые общественные блага соответствуют предпочтениям потребителей. Подобные факторы имеют отношение к рациональности использования налоговых поступлений. Однако даже при идеальном использовании бюджета сам акт налогообложения как таковой способен вызывать чистые потери потребительского излишка.

Коль скоро именно благосостояние индивидов лежит в основе понятия эффективности, избыточное налоговое бремя характеризует потери эффективности и может служить мерой искажающего действия налога.

Когда поставка общественных благ приносит значительный потребительский излишек, он может перевешивать избыточное налоговое бремя, делая взимание даже искажающего налога более эффективным, чем его упразднение. Однако если возможен выбор между несколькими вариантами налогообложения, позволяющими собрать одну и ту же сумму, несомненно, имеет смысл отдавать предпочтение менее искажающим налогам. Им свойственна меньшая относительная величина избыточного бремени, а следовательно, они относительно эффективнее.

 

Лекция № 8

 

Тема: Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя

 

Вопросы:

 

  1. Избыточное налоговое бремя.
  2. Связь понятий избыточного налогового бремени и искажающего налогообложения.
  3. Связь избыточного налогового бремени с эффектом замещения.
  4. Сравнение оценки избыточного налогового бремени, полученной на основе компенсирующего изменения с оценкой, полученной на основе эквивалентного изменения.
  5. Искажающее действие налогов на доходы и капитал.
  6. Искажающее действие налогов на капитал и на доходы от инвестиций.
  7. Оптимальное налогообложение и распределение доходов.
  8. Принцип «второго лучшего», область применения. 

 

 

Зачастую налоги существенно затрагивают доходы плательщика, и в итоге изменение фактического уровня располагаемого дохода, а не только сдвиги в соотношениях (пропорциях) между ценами, влияет на потребительские предпочтения.

Значительный по сфере действия и размеру налог обычно вызывает двоякого рода изменения в поведении потребителей. Во-первых, происходит полное или частичное замещение налогооблагаемого товара другими на основе сопоставления новых соотношений цен с прежними оценками денежных эквивалентов полезности. Во-вторых, объем и структура потребления приспосабливаются к новому реальному уровню дохода, что связано с пересмотром денежных эквивалентов полезности товаров и услуг. Следовательно, при прогнозировании и анализе результатов налогообложения требуется учитывать как эффект замещения, так и эффект дохода. При этом логика предыдущих рассуждений побуждает связывать избыточное бремя именно с процессами замещения одних благ другими.

Избыточное бремя само по себе не является суммой денег. Оно представляет собой изменение значения функции полезности, сдвиг в благосостоянии. Его можно приравнять к денежной сумме, что мы и делаем, но при этом одному и тому же сдвигу в благосостоянии могут соответствовать разные денежные суммы в зависимости от уровня цен, применительно к которому этот сдвиг рассматривается. Своеобразное изменение денежного масштаба, в котором измеряется избыточное налоговое бремя, связано с эффектом дохода, а само это бремя - с эффектом замещения.

Информация о работе Общественный сектор экономики