Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 01:38, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям настоятельно диктует необходимость изучения деятельности первичного звена экономики - предприятия.
Предприятие – это форма организации предпринимательской деятельности, которая выступает в качестве основного звена национальной экономики и в которой осуществляется непосредственный процесс производства.
Введение.
1. Предприятие – главный субъект микроэкономики.
1.1. Производство и обмен товара.
1.2. Изделия производства и ценообразование на предприятии.
1.3. Доход, прибыль, рентабельность предприятия
2. Текущее планирование на предприятии.
2.1. Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции.
2.2. Составление калькуляции себестоимости изделия.
2.3. Ценообразование на предприятии.
2.4. Формирование прибыли.
2.5. Распределение прибыли.
2.6. Капиталовложения в развитие производства.
2.7. Расчет снижения себестоимости изделия.
2.8. Расчет экономии затрат на II полугодие и на год.
2.9. Расчет срока окупаемости капитальных вложений.
3. Заключение.
Список используемой литературы.
Под специализированным следует понимать производство, приспособленное к выпуску сходной в технологическом отношении продукции, достигшее мощности, превышающей минимально допустимую.
Эффективность специализации производства складывается из следующих факторов:
- более высокой производительности труда (снижение трудоемкости) за счет расчленения производственного процесса создания, например, машин, агрегатов, блоков, деталей на ряд отдельных операций, закреплённых за конкретным рабочим местом. Ограничение числа операций позволяет использовать более производительное оборудование, специальный инструмент;
- более полного использования имеющегося оборудования, поскольку изготовление технологически и конструктивно однородной продукции не требует частой и длительной переналадки оборудования;
- упрощения структуры специализированного предприятия с одновременным сокращением управленческого персонала. Чем уже номенклатура выпускаемой продукции, тем, как правило, меньше число структурных подразделений, входящих в состав предприятия;
- повышения технического уровня. Как правило, на предприятиях массового производства в машиностроении удельный вес автоматов и полуавтоматов примерно в три раза выше, чем на заводах серийного и единичного производства. Специализация производства осуществляется в следующих формах: предметная, подетальная, технологическая и функциональная.
1. Предметная
специализация выражается в
2. Подетальная
специализация, при которой
3. Стадийная,
или технологическая,
4. Функциональная
специализация, или
Основным показателем уровня специализации предприятия является удельный вес продукции, соответствующей основному профилю специализации предприятия, в общем объеме выпускаемой продукции.
Под производственным профилем понимается приспособленность предприятия к устойчивому производству определенной номенклатуры изделий.
На протяжении 1950-1970-х годов процесс специализации в большинстве стран развивался очень быстрыми темпами, что привело к появлению узкоспециализированных производств и предприятий. При всех преимуществах специализированного производства (использование передовой техники и технологии, сокращение производственного цикла, снижение себестоимости, рост производительности труда, повышение квалификации кадров, развитие стандартизации и унификации, повышение качества выпускаемой продукции и, следовательно, рост конкурентоспособности предприятий) оно становится слишком зависимым от состояния рынк. При колебаниях спроса на продукцию, выпускаемую узкоспециализированным предприятием, его устойчивость оказывается ниже, чем у неспециализированного предприятия. Стремление производителей снизить риск убытков от колебаний спроса и падения цен привело к возникновению тенденции к диверсификации производства.
Кооперирование в промышленности заключается в установлении между специализированными, самостоятельными по отношению друг к другу предприятиями и отраслями длительных прямых производственных связей по совместному изготовлению продукта.
Следует различать связи, основанные:
1) на производственном кооперировании ;
2) на материально-техническом снабжении предприятий (оптовые поставки).
Объекты кооперирования (заготовки, узлы, детали, агрегаты, комплектующие машины и механизмы) изготовляются для определенного конкретного потребителя или сравнительно небольшого их числа. Они обычно используются для производства узкого круга машин, аппаратов целевого назначения или даже для одного типа или типа размера.
Объекты материально-технического снабжения (литейный чугун, сталь в слитках, листовой и сортовой прокат, пиломатериалы, топливо, смазочные материалы и т.п.) не имеют производственной направленности. Они предназначаются для широкого круга потребителей - отраслей; одни и те же материалы могут быть использованы для изготовления различных изделий.
В соответствии с формами специализации в промышленности выделяют три формы промышленного кооперирования:
1. Предметное или агрегатное кооперирование заключается в том, что ряд предприятии поставляет головному предприятию различные комплектующие изделия.
2. Подетальное кооперирование - ряд специализированных предприятий поставляет головному предприятию узлы и детали для производства конечной продукции.
3. Технологическое или стадийное кооперирование - поставка специализированными предприятиями полуфабрикатов или выполнение отдельных технологических операций для головного предприятия.
Основным показателем уровня кооперирования является удельный вес стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей, узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия. Также рассчитывается удельный вес стоимости услуг, оказываемых специализированными предприятиями, в общей себестоимости продукции предприятия. Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируется головное предприятие.
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения предприятий, участвующих в процессе кооперирования, различают следующие виды кооперационных связей между промышленными предприятиями:
- внутрирегиональные - кооперирование предприятий, находящихся в одном районе;
- межрегиональные - кооперирование предприятий, находящихся в разных районах России и за рубежом;
- внутриотраслевые - кооперирование предприятий, принадлежащих к одной отрасли;
- межотраслевые - кооперирование предприятий разных отраслей.
Внутриотраслевые и межотраслевые связи могут быть внутри- и
межрегиональными.
В современной рыночной экономике кооперирование получило
чрезвычайно широкое развитие.
В российской экономике при плановом хозяйстве был достигнут высокий уровень специализации и кооперирования производства. Однако затяжной экономический кризис и длительный спад промышленного производства на фоне форсированного процесса приватизации привели к распаду устоявшихся межрегиональных и межотраслевых связей в промышленности. Сложившаяся ситуация привела к дефициту продукции, производство которой было сосредоточено на узкоспециализированных предприятиях, оказавшихся после распада единой экономической системы СССР за пределами Российской федерации, и поставила на грань банкротства многие предприятия стран СНГ, лишившиеся, с одной стороны, поставок комплектующих изделий и полуфабрикатов из России и других стран СНГ, и с другой - потерявшие крупные сборочные предприятия России, выступавшие в качестве заказчиков.
В свою очередь, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры лишило производителей полуфабрикатов и комплектующих изделий возможности реализации своей продукции на открытом рынке. Промышленные предприятия оказались перед объективной необходимостью восстановления разорванных связей. Однако процесс кооперирования в значительной мере оказался затруднен кризисом неплатежей и стагнацией производственной сферы. Выход производственной сферы из кризисной ситуации неизбежно приведет к высоким темпам развития кооперирования на качественно новом уровне, особенно на базе быстрого развития немонополистического сектора экономики, предприятия которого заинтересованы в установлении партнерских отношений с крупными промышленными предприятиями.
Производство — это исходный пункт, в котором создается продукт, а точнее, материальные блага и услуги. Именно поэтому оно играет определяющую роль в жизни общества. Производство определяет как обмен деятельностью, так и обмен проектами. В условиях перехода к рынку возрастает значение отношений обмена. Сам рынок есть система отношений обмена (продавец-покупатель). Важная функция обмена (рынка) - стимулирование эффективности производственно-экономической деятельности. Без производства не может быть потребления, т.к. производство создает объект для потребления.
Распределение - фаза воспроизводства, где происходят распределение, во-первых, результатов общественного производства, во-вторых, ресурсов, или факторов производства.
Распределение зависит от непосредственного процесса производства в трех отношениях: по содержанию; по количеству; по форме.
Отношения распределения, находясь в зависимости от отношений производства, в свою очередь по прямой связи воздействуют на обмен и потребление и по обратной — на производство.
Обмен означает обмен деятельностью между людьми и обмен продуктов труда
Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза воспроизводства.
Производство
первенствует над потреблением. Это
проявляется не только в том, что
оно создает продукты для потребления,
но и в том, что порождает потребности
и ведет за собой потребление, определяя,
в конечном счете его уровень и структуру.
Вместе с тем при всей его важности производство
лишь тогда имеет смысл, когда служит потреблению.
Именно потребление является одновременно
и целью, и движущим мотивом производства.
Оно диктует социальный заказ производству,
предопределяет объем и структуру производимого
продукта.
Производство и реализация продукции требуют расхода определенных видов ресурсов в натуральном выражении: материальных, трудовых, информационных. Для оценки эффективности деятельности предприятия требуется оценка этих затрат в стоимостном выражении, или издержек. Под издержками понимается совокупность затрат предприятия, необходимых для осуществления производственно-сбытовой деятельности. Соответственно затраты предприятия в процессе производства представляют собой издержки производства, а сбытовые, снабженческие, торгово-посреднические затраты - издержки обращения.
Затраты лежат в основе расчетов себестоимости, которая является экономической категорией, отражающей все расходы предприятия, связанные с производством и реализацией его продукции.
Для расчета себестоимости всего объема производства и анализа структуры издержек все затраты группируются с их экономическим содержанием по следующим элементам:
1.Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов)
2.Затраты на оплату труда
3.Отчисления на социальные нужды
4.Амортизация основных фондов
5.Прочие затраты
Производство и реализация продукции требует расхода определенных видов ресурсов в натуральном выражении: материальных, трудовых, информационных. Для оценки эффективности деятельности предприятия требуется оценка этих затрат в стоимостном выражении, или издержек.
Затраты лежат
в основе расчетов
Себестоимость продукции (работ, услуг) - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
От того, какие затраты включаются в себестоимость продукции, зависят такие результаты деятельности предприятия, как прибыль и величина налога с прибыли предприятия. При этом могут быть получены различные результаты в зависимости от применяемой системы финансовой отчетности.