Оптимизация системы управления трудовыми ресурсами Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Рынок рабочей силы представляет собой совокупность экономических отношений между собственниками рабочей силы — свободными гражданами и покупателями этой рабочей силы — предпринимателями. На протяжении последних лет рынок труда в России стабильно рос вместе с ростом экономики. Все большую долю в структуре национального богатства стали занимать вложения в человеческий капитал: образование, здравоохранение и другие социальные расходы. Повышались зарплаты, вследствие чего покупались квартиры, машины, бытовая техника и электроника. Растущий рынок труда породил рост благосостояния, однако осенью 2008 года ситуация на рынке труда коренным образом изменилась ввиду мирового финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Управление трудовыми ресурсами региона как фактор повышения благосостояния Пермского края ............……………………………………...5
Анализ деятельности Агентства по занятости населения Пермского края ……………………………..........................................................................5
Анализ мер, проводимых в системе управления трудовыми ресурсами Пермского края…………………………………..………………...8
Глава 2. Проект оптимизации системы управления трудовыми ресурсами в Пермском крае…………………………………………………………….......15
Конкурентная основа системы управления трудовыми ресурсами в Пермском крае……………………………………………………………………...15
3. Заключение………………………………………………………………….23
4. Список литературы………………………………………………………....25
5. Приложения……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Пермскому краю.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

    Кроме того, наблюдается «утечка умов», то есть наиболее успешные и квалифицированные  выпускники уезжают в другие регионы  страны (Москва, Санкт-Петербург) или  за рубеж.

    На  регистрируемом рынке труда выпускников с высшим профессиональным образованием в 2005-2008гг. наибольший удельный вес (более 10%) имеют специалисты естественных, гуманитарных наук, специалисты в области образования, экономики и управления, причем в данный период отмечалось увеличение доли специалистов в области образования, экономики и управления.

    В целом, рынок трудовых ресурсов Пермского  края характеризуется высоким уровнем  безработицы, несоответствием спроса и предложения на профессии, недостатком высококвалифицированных кадров. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  мер, проводимых в  системе управления трудовыми ресурсами  Пермского края.

    Для улучшения сложившейся вследствие мирового финансового кризиса ситуации на рынке труда и повышения уровня благосостояния граждан Пермского края, органы государственной власти осуществляют следующие меры, способствующие снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда:

  1. Профессиональное обучение востребованным профессиям;
  2. Организация самозанятости;
  3. Временное трудоустройство;
  4. Внедрение общественных работ;
  5. Материальная поддержка безработных;
  6. Регулирование трудовой миграции.

    Рассмотрим  вышеперечисленные меры подробнее.

    Профессиональное  обучение востребованным профессиям.

    Данная  мера способствует повышению конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Причины необходимости обучения разные – кому-то не удается подобрать подходящую работу из-за невостребованности имеющейся профессии, кто-то нуждается в повышении квалификации.

    Жители  Пермского края проходят обучение на курсах профессиональной переподготовки, организованных Пермским городским центром занятости населения. Курсы проходят по более чем тридцати специальностям разной направленности (парикмахер, официант, слесарь, оператор ПЭВМ, бухгалтер и др.), спрос на которые имеется на рынке труда. Сроки обучения специальностям – от 1,5 до 3 месяцев. Обучение проводится бесплатно на бюджетные средства (см. приложение 1).

    Одним из центров, предоставляющих бесплатные услуги по переподготовки кадров, является НП «Центр повышения квалификации кадров «Пермь-нефть». Некоммерческое партнерство имеет разветвленную сеть учебных филиалов, которые успешно функционируют в Осе, Чернушке, Краснокамске, Кунгуре, Полазне, Березниках, и предлагает обучение по 150 программам (в том числе и без отрыва от производства) с выдачей документов установленного и государственного образца. 

    Организация самозанятости.

    В рамках данного проекта, реализуемого совместно с краевыми властями, безработные смогут на конкурсной основе реализовать собственные бизнес – проекты. Центры занятости предоставляют информационные, консультационные услуги, тестирование на способность к предпринимательской деятельности, финансовую помощь на подготовку документов, предоставляемых при регистрации индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, нотариальных действий, изготовление печатей. Кроме того, проект предусматривает предоставление субсидий безработным гражданам на организацию предпринимательской деятельности.

    Временное трудоустройство.

    Временное трудоустройство считается наиболее цивилизованной формой взаимоотношений между работником и работодателем. И тем и другим оно дает большую свободу и гибкость в развитии взаимоотношений. Временное трудоустройство предполагает социально-трудовую адаптацию безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, ориентированную на оказание адресной поддержки при трудоустройстве с учетом особенностей каждой категории безработных граждан, участвующих в работах.

    Временное трудоустройство является выгодным для безработных, поскольку они получают заработную плату при сохранении пособий по безработице.

    Внедрение общественных работ.

       Данная мера является одной из важнейших государственных услуг в рамках активной политики занятости. Основное предназначение общественных работ – оказать материальную поддержку безработным гражданам, сохранить мотивацию к труду длительно неработающих граждан. По словам губернатора Пермского края Олега Чиркунова: «Задача данного мероприятия – создание новых дополнительных рабочих мест, поверх тех рынков, которые есть и находятся в стагнации»2. Создаются рабочие места в сфере общественных работ, производя новый дополнительный продукт, который рынок сам по себе не потребляет. На создание общественных работ планируется потратить 775,5 миллионов, таким образом, удастся временно занять 41,1 тысяч человек. В качестве направлений труда выбраны сфера благоустройства, строительства, ремонта (сферы, где требуются рабочие руки, но не нужно особой квалификации). Потерявшие работу смогут рассчитывать на минимальную заработную плату 4330 рублей в месяц.

    Материальная  поддержка безработных.

    Данная  мера представляет собой выплаты  пособий по безработице,  лицам, состоящим  на учете в Центрах занятости, в минимальном размере 977,5 рублей с учетом уральского коэффициента, а также трудовых пенсий. На конец января численность  безработных, получающих социальные выплаты, составила 33,0 тыс. чел., из них получают пособие по безработице 32,5 тыс.чел.

    Регулирование трудовой миграции.

    Регулирование трудовой миграции является дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения края. Политика в данном направлении заключается в приоритетном использовании труда отечественных работников. В целях  сокращения численности привлекаемых иностранных работников органами службы занятости проводится работа по замещению отечественными работниками рабочих мест, планируемых организациями для иностранной рабочей силы. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда Пермского края планируется дополнительное снижение на 38% (с 28,9 тыс. чел. до 18,0 тыс.чел.) объема привлечения иностранной рабочей силы, в первую очередь, за счет снижения использования иностранных работников в строительстве и лесозаготовках3.

    Изучив  существующие меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, можно  сделать вывод о том, что в  условиях кризиса данные меры вполне эффективны. Деятельность Агентства  по занятости населения в Пермском крае имеет следующие преимущества:

  1. Вовлеченность службы занятости в программу адаптации к рынку труда.
  2. Переход от пассивных мер на рынке труда к активной политике.
  3. Дифференциация услуг, предлагаемых как лицам, ищущим работу, так и работодателям.
  4. Развитие информационных технологий, которые влияют на способы взаимодействия службы занятости с обществом.

    В качестве недостатков системы управления трудовыми ресурсами можно выделить следующие:

  1. Труднодоступность – высокие временные затраты при регистрации в службе занятости и получении необходимой информации.
  2. Отсутствие единой базы вакансий у служб, что ограничивает выбор вакансий безработным.
  3. Малое количество вакансий предоставляется службой занятости, поскольку большинство работодателей обращаются в частные кадровые агентства.
  4. Гарантированное финансирование и отсутствие конкуренции приводят к отсутствию мотивации на улучшение показателей деятельности.

    Чтобы элиминировать данные недостатки, предлагаем рассмотреть проект по оптимизации  системы управления трудовыми ресурсами региона в долгосрочной перспективе. 

 

Глава 2. Проект оптимизации  системы управления трудовыми ресурсами  в Пермском крае.

    2.1. Конкурентная основа системы управления трудовыми ресурсами в Пермском крае.

    С целью повышения  эффективности  государственного сектора в области управления трудовыми ресурсами, предлагаем перевести предоставление услуг государственной службы занятости на конкурентную основу. 

    Можно выделить четыре модели организации  трудоустройства на конкурентной основе:

    1. «Приватизация» – какая-либо функция, прежде выполнявшаяся государственным сектором, передается на постоянной основе в частный сектор для самофинансирования.
    2. «Передача функций внешнему подрядчику» – выполнение той или иной функции, прежде находившейся в ведении государственного сектора, передается на конкурентной основе той или иной компании частного сектора, хотя она может полностью или частично осуществляться за счет государственных средств.
    3. «Проверка рынком» - аналогично предыдущей модели, за исключением того, что и существующая государственная служба на общих основаниях конкурирует с другими претендентами на право оказания соответствующих услуг.
    4. «Система гарантий» - позволяет клиенту или пользователю обращаться за помощью к разным поставщикам услуг, с целью найти наиболее приемлемые варианты.

    Мы  считаем, что наиболее эффективной  моделью является модель «передача  функций внешнему подрядчику», которая предусматривает создание сети некоммерческих организаций по занятости населения. Данная модель опирается на процесс конкурентных торгов, которая позволяет решить, кто может предоставить наиболее качественные услуги большинству клиентов при самых низких затратах. Организация деятельности на конкурентной основе позволит ускорить для безработных - процесс трудоустройства, для работодателей – закрытие вакансий.

    Перевод услуг  службы занятости на конкурентную основу уже практикуется в ряде стран. Примером крайних мер является Австралия, где в 1998 году вместо государственной  службы занятости была создана сеть по трудоустройству, состоящая из 310 частных, местных и государственных организаций, которым оплачивалось трудоустройство безработных. Функции новой сети включают посредничество в трудоустройстве и интенсивное содействие безработным в трудоустройстве. Поскольку все эти агентства получают плату за каждого трудоустроенного или безработного и дополнительно оплачивается трудоустройство на длительный срок, стимулом эффективности данной системы является достижение конкретных результатов.

    На  наш взгляд, целесообразной является реорганизация системы управления трудовыми ресурсами по опыту Австралии. Стоит отметить, что для реализации данного проекта необходима стабильность в экономике государства и на рынке труда. Поэтому проект направлен на реорганизацию в долгосрочной перспективе. Предлагаем следующие схемы по организации процессов регистрации безработных и трудоустройства через службы занятости: 
 

    Рисунок 2. «Организация процесса регистрации безработных через службы занятости».

      

 

    Рисунок 3. «Организация процесса трудоустройства через службы занятости».

    

    Рассмотрим  данный процесс  с позиции лица, ищущего работу. Здесь возможны три варианта: либо он впервые приходит на рынок труда (выпускник учебного заведения), либо он был уволен с предыдущего места работы,  либо он ушел по собственному желанию.

    На  первом этапе, человек обращается в  одну из некоммерческих организаций  для постановки на учет в качестве безработного. При этом предлагаем создать единую базу данных по регистрации  безработных для всех некоммерческих организаций для того, чтобы избежать оппортунистического поведения со стороны безработного (постановка на учет в несколько некоммерческих организаций приведет к выплате нескольких пособий одному человеку). Государство финансирует выплату пособия безработного через некоммерческую организацию, поставившую его на учет. При этом, человек, который был уволен с предыдущего места работы не получает государственную помощь в течение трех месяцев, поскольку пособие выплачивается последним работодателем. В то же время, организация, зарегистрировавшая безработного получает плату от государства. Таким образом, данная мера стимулирует эффективность деятельности некоммерческих организаций.

    На  втором этапе, человек, ищущий работу, имеет возможность обратиться в несколько некоммерческих организаций, оказывающих помощь в трудоустройстве. В качестве каналов поиска вакансий могут быть выделены следующие:

    • Интернет
    • Телефонная «горячая линия»
    • Электронные киоски
    • «Face- to-face».

 

     Интернет позволяет сделать деятельность некоммерческих организаций и предоставляемую ими информацию доступными для безработных и для лиц, ищущих работу, если они являются пользователями Интернета. Предлагается каждой некоммерческой организации создать свой Интернет-сайт, который будет содержать следующую информацию:

Информация о работе Оптимизация системы управления трудовыми ресурсами Пермского края