Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 15:40, реферат
Теневая экономика – это совокупность нелегальных хозяйственных действий. Масштабы теневой экономики в разных странах различны.
Теневая экономика является фактором дестабилизации общества. Главные направления её воздействия следующие: вытеснение официальных механизмов налогообложения и пропорциональное снижение объемов собираемых налогов; многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия; фактор формирования деловой этики и социальных норм в обществе в целом.
Ситуацию теневой экономики в Республике Беларусь можно оценить не очень оптимистично. Уровень теневой экономики достигает в Беларуси в среднем 15% ВВП. Примерами являются частные репетиторство, медицинские консультации, рыночная торговля без уплаты налогов, аренда жилья.
Опыт борьбы с теневой экономикой РБ и различных стран мира.
Теневая экономика – это совокупность нелегальных хозяйственных действий. Масштабы теневой экономики в разных странах различны.
Теневая экономика является фактором дестабилизации общества. Главные направления её воздействия следующие: вытеснение официальных механизмов налогообложения и пропорциональное снижение объемов собираемых налогов; многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия; фактор формирования деловой этики и социальных норм в обществе в целом.
Ситуацию теневой экономики в Республике Беларусь можно оценить не очень оптимистично. Уровень теневой экономики достигает в Беларуси в среднем 15% ВВП. Примерами являются частные репетиторство, медицинские консультации, рыночная торговля без уплаты налогов, аренда жилья.
В структуре теневого бизнеса в Республике Беларуси значительное место занимают криминальные экономические отношения, имеющие два аспекта: занижение или укрывательство от учета доходов от разрешенной в стране деятельности; запрещенная в стране экономическая деятельность (наркобизнес, проституция, рэкет и другие виды преступной деятельности). Самой распространенной формой теневых криминальных экономических отношений в РБ стало сокрытие предпринимательской деятельности и доходов от нее, неуплата налогов. Одной из главных причин этого является выходящее за допустимые пределы налоговое бремя [2].
Проведённое Белстатом в 2012 году исследования, с целью изучения рынка труда, показало, что немалое число белорусов нигде не работают, не платят налоги, но при этом являются владельцами коттеджей, квартир и дорогих автомобилей.
В Беларуси более миллиона граждан существуют на теневые доходы, в том числе, и за счет заработков за границей.
Например, население восточных областей занято нелегальной торговлей в России дешевыми белорусскими товарами. Запад Беларуси промышляет переправкой через границу Евросоюза подакцизных топлива, сигарет и алкоголя. Так официальные данные о 0,6 % безработных приходят в противоречие со статистикой неофициальной, выдающей сведения о размахе участия физических лиц в теневой экономике.
Выводить частников "из тени" власти предпочитают привычными методами устрашения - ужесточают контроль, а также подменяют реформы и экономические стимулы проверочными мероприятиями. В итоге каждый останется при своем: государство - без налогов, а теневики - с доходами от рискованного бизнеса.
В конце 2012 года в РБ особенно процветал теневой бизнес в сфере перепродажи калийных удобрений за рубеж.
Проблема теневого бизнеса в Беларуси была частично решена после введения ставок налогов для индивидуальных предпринимателей, занятых в основном в сфере обслуживания.
Большую часть объема теневого бизнеса в белорусской экономике составляли программисты, которые работали на Запад. Эта проблема была решена с созданием Парка информационных технологий.
Серая занятость, в которую были вовлечены в основном репетиторы и авторемонтники, по мнению эксперта практически ликвидирована после введения ставки налога на данный вид предпринимательской деятельности.
Одной из причин возникновения коррупции в Беларуси является неравные условия ведения хозяйственной деятельности для частных и государственных предприятий. Неравные условия касаются арендных ставок, отношения контролирующих органов, налогообложения и доступа к кредитным ресурсам.
Меры по противодействию коррупции направлены на привлечение к ответственности. Выявление причин появления коррупции, либерализация и бюрократизация соответствующих процедур в РБ находится на начальной стадии [2].
Правительством Латвии ставится цель сделать деятельность в "тени" как можно экономически не выгодной, облегчить переход на легальное положение. Ключевым является предложение льгот легально работающим предприятиям.
С 2013 года в Латвии повысился минимум, не облагаемый подоходным налогом с населения, учитывая при этом экономическую ситуацию в стране. Это привело к снижению расходов коммерсантов на рабочую силу и поспособствовало увеличению прогрессивности налога. Необлагаемый минимум составляет 35 латов(50 евро).
Нулевая декларация для физических
лиц и налоговая амнистия для
юридических лиц позволила
Был создан так называемый белый список, в который внесены легально работающие предприятия, предоставлены преимущества при получении госзаказов или в доступе к средствам еврофондов, а также меньший контроль и административные требования со стороны государства, в том числе при прохождении таможенных процедур [1].
Главной проблемой в Армении является проблема собираемости налогов. Налоговые органы ведут принципиальную борьбу с нарушителями розничной торговли, но обходят внимание оптовую торговлю. Так как соответствующие органы не хотят связываться крупными компаниями. В основном давление оказывается на малый и средний бизнес.
В первом полугодии 2012 года 1000 крупных налогоплательщиков по части прямых налогов (налог на прибыль, подоходный налог) заплатили примерно на 34% больше, чем в этот же период предыдущего года. Однако увеличение налоговых выплат не является показателем сокращения "теневой" экономики. Прямые налоги собрались по той причине, что процесс централизации экономики продолжается, в руки крупных предпринимателей перешло ещё больше хозяйств. Если полтора года назад в известных супермаркетах Еревана осуществлялось 30% торговли, то сегодня осуществляется уже 72%. Другой причиной увеличения выплат налогов является рост цен, который предусматривался 4-процентный, а в действительности оказался больше в 2,5 раза.
Борьба с "тенью" в Армении нацелена в основном против малого и среднего бизнеса. При этом часто оберегаются от налогового прессинга представители крупного бизнеса, в том числе и олигархи-монополисты, которые являются одним из столпов действующего сегодня в Армении режима. Таким образом, эта борьба носит искусственный характер, так как ведётся выборочно и лежит в политической плоскости [4].
В Кыргызстане 47% индивидуальных предпринимателей и 53% юридических лиц выдают зарплату в конвертах и не платят налогов.
Такие данные получены в ходе исследования, которое провели сотрудники министерства. Надо создать такую налоговую систему и законодательство, чтобы предпринимателю было выгодно платить все налоги и страшно не платить их [3].
Объем ВВП ненаблюдаемой экономики составляет 19,5%. Не предоставление отчетности и занижение также входит в теневую экономику, доля которой составляет 3,2% и 6,6% соответственно.
При этом, данный показатель по домашним хозяйствам
и незарегистрированным предпринимателям
составляет 9,7%.
В целях улучшения отчетности и разработки
методик расчета нелегальной экономики
планируется создание рабочей группы
с участием заинтересованных ведомственных
органов для проведения совещаний на регулярной
основе. Также проведение работы в данном
направлении [5].
В Испании 23,3% валового внутреннего продукта, то есть производимых товаров и услуг, находится в «тени». Это в основном предприятия, которые работают нелегально: не платят налоги государству и не делают взносы в фонд социального страхования за своих сотрудников.
Меры борьбы с теневым бизнесом в Испании включают в себя: штраф за каждого нелегального работника – теперь он увеличится с 600 евро до 10 тысяч. В Испании сейчас находятся в «тени» капиталы на сумму в 245 миллиардов евро.
Перед тем, как предпринять нынешнее наступление на «теневую экономику реформировало прежнее трудовое законодательство, провело так называемую «либерализацию» рынка труда. Отныне предприниматели получили больше прав и свободы по части найма и увольнений: уменьшены выходные пособия, появилась возможность, в случае производственной необходимости, менять расписание и профиль работы сотрудников, устанавливать зарплату в зависимости от результатов труда каждого.
Пересмотрена налоговая система Испании, введены различные льготы для предприятий, к примеру, для тех, которые создают новые рабочие места. Официально оформить новую фирму и получить соответствующее разрешение на предпринимательскую деятельность теперь можно буквально за неделю[6].
В целом взглядов и мнений по поводу возникновения и функционирования теневого сектора в экономике очень много. Этот процесс следует контролировать. Сейчас очень важно найти способ сдержать бурное развитие теневой экономики, чтобы в будущем свести ее до минимальных масштабов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Опыт борьбы с теневой экономикой РБ и различных стран мира