Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:20, реферат
Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика страны…………………………………………….4
2. Система государственных органов…………………………………………5
3. Доля государственного сектора в экономике……………………………...7
4. Антикризисная политика государства……………………………………..9
5. Антимонопольная политика…………………………………………….....11
6. Особенности налоговой политики………………………………………...13
7. Денежно-кредитное регулирование…………………………………….....15
8. Промышленная и аграрная политика…………………………………...…17
9. Социальная политика………………………………………………..……..19
10. Политика государства на рынке труда………………………………..…..21
11. Место страны в международном разделении труда……………………...23
12. Региональная политика государства…………………………………..…..25
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………….....28
11. Место страны в международном разделении труда
Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, МРТ и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются следующие: уровень и динамика движения национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, прогрессивность и развитость ВЭС, умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении. Следует отметить, что Украина как составная часть бывшего Советского Союза, а ныне как суверенное государство оказывает недостаточное воздействие на МРТ и на интеграционные процессы в международной хозяйственной жизни, поскольку оставалась в течение значительного периода времени, по существу, в стороне от главных мирохозяйственных процессов. В новых условиях, когда отброшены или изжили себя многие идеологические догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса перехода Украины к рыночной экономике, страна начинает снимать многие препятствия, которые мешали активному и масштабному ее вовлечению в интеграционные процессы. Однако болезненные явления, которыми сопровождается экономическая и политическая перестройка в Украине и других странах на территории бывшего СССР (крутое падение производства, резкое сокращение инвестиций, разрыв производственных связей, нарастающая инфляция и др.), ведут к тому, что роль Украины в мировой экономике и в МРТ не только не возрастает, а сокращается.
При всем том множестве точек зрения относительно путей включения Украины в МРТ и мирохозяйственные связи ясно и несомненно следующее. Успешное решение этой проблемы будет в конечном счете зависеть, во-первых, оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создании действенных законодательных, организационных, материальных, технических предпосылок для этого.
Украина как суверенное государство делает, по существу, лишь первые шаги на мировой арене. В этих условиях предстоит в сжатые сроки разработать долговременные, научно обоснованные приоритеты внешней, в первую очередь внешнеэкономической, политики страны. В этих условиях предстоит решить многие принципиальной важности проблемы органичного вхождения Украины в мировое хозяйство, использования в полной мере возможностей МРТ для решения своих внутренних задач, географических и структурных проблем ВЭС страны. Предстоит не просто провозгласить переход Украины в течение определенного срока к экономике открытого типа, но и принять соответствующие решения по практической реализации этого курса. В свете сложившихся новых реалий требуют более глубокого анализа, осмысления и отражения в соответствующих программных документах средне- и долгосрочного характера принципиальные вопросы экономических взаимоотношений Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья. В условиях перехода Украины к рыночной экономике инвестиционное сотрудничество, равно как и ВЭД в целом, полностью утрачивает свою прежнюю идеологическую функцию, а поэтому может осуществляться на основе критериев эффективности и коммерческой выгоды. Необходима разработка долговременной, хорошо обоснованной концепции и опирающейся на нее стратегии внешнеэкономических отношений Украины с развивающимися странами как в целом, так и с выделением регионов, групп стран и отдельных, особо значимых для нее в перспективе стран-партнеров. Различное наполнение отношений по отдельным направлениям и странам должно опираться на объективные факторы — уровень и предполагаемые тенденции экономического развития стран, их экономические потенции, экспортные и импортные возможности и ряд других.
В долгосрочном внешнеэкономическом прогнозировании Украины все больше, видимо, следует исходить из представления о возрастающей общности интересов отдельных регионов (Западная Европа, АТР) и даже континентов (Америка) вместо того, чтобы по традиции вычленять отдельные страны и ранжировать их по степени приоритетности. Украина стремится сохранить, по возможности, глубокую интеграцию со всеми без исключения бывшими республиками СССР. Вместе с тем ныне ясно, что в пространстве бывшего СССР нецелесообразно, да и просто невозможно строить какую-то однородную систему взаимоотношений. Происходит их дифференциация.
Правительственная программа Украины определяет главные направления, по которым будет развиваться экономическое взаимодействие. Это торговля, денежно-кредитные и платежно-расчетные отношения, совместная деятельность, в том числе совместные инвестиционные программы, функционировании межгосударственных хозяйственных структур.
Для становления Украины как процветающего государства существуют все предпосылки. Несмотря на определенные трудности, Украина имеет достаточные трудовые и природные ресурсы, сырьевую базу и производственные мощности, необходимые для ее развития как суверенного государства интегрированной в мировое содружество.
12. Региональная политика государства
Государственная региональная политика - неотъемлемая часть общей социально-экономической политики государства, которая представляет собой совокупность правовых и экономических методов, направленных на развитие продуктивных сил регионов, рациональное использование ресурсного потенциала регионов и усовершенствование территориальной организации общества.
Объектами государственной региональной политики являются системы территориальных образований, в границах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление (административно- территориальные единицы региона, отрасль хозяйственного комплекса региона, социальная инфраструктура, природная среда и др.).
Регион – часть территории, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры на основании характерных специфических природно–географических, историко–демографических и политико–административными особенностями.
Несмотря на споры, которые ведутся по доводу целесообразности существующего в Украине территориально – административного деления и необходимости его пересмотра, заслуживает внимания концепция районирования, которая учитывает особенности исторически сложившихся территориально – производственных комплексов. Согласно данной концепции выделяют 6 социально – экономических регионов Украины:
Центральный – Киев – центр, включает Винницкую, Житомирскую, Киевскую, Хмельницкую, Черкасскую и Черниговскую области;
Донбасс – включает Донецк – центр, Донецкую и Луганскую области;
Западный – Львов - центр, включает Волынскую, Закарпатскую, Ивано – Франковскую, Львовскую, Ровенскую, Тернопольскую и Черновицкую области;
Приднепровский – Днепропетровск - центр, включает Днепропетровскую, Запорожскую и Кировоградскую области;
Причерноморский – Одесса – центр, включает Николаевскую, Одесскую, Херсонскую области, Автономную республику Крым;
Слобожанщина – Харьков - центр, включает Полтавскую, Сумскую и Харьковскую области.
Региональная экономическая политика основывается на таких основополагающих принципах:
+ правовое обеспечение дальнейшего усиления экономической самостоятельности регионов,
+ четкое размежевание полномочий между центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и представительскими органами;
+ соблюдение приоритетов общегосударственного значения и единства развития производительных сил регионов и задач социально-экономического развития страны;
+ учет требований экологической безопасности при реформировании структуры хозяйственных комплексов регионов и размещении новых предприятий.
Основные направления региональной экономической политики в Украине утверждает Верховная Рада. Правительство определяет государственные приоритеты и утверждает государственные программы социально-экономического развития регионов.
Базой прогнозирования социально-экономического развития региона является система количественных показателей, основанных на государственных социальных стандартах и нормативах обеспеченности населения. На основании прогнозов развития разрабатываются государственные региональные программы.
Государственные региональные программы – комплекс мероприятий местных органов государственной власти и управления по решению актуальных проблем социально-экономического региона.
Обязательными элементами региональных программ и прогнозов развития регионов являются:
- анализ социально-экономического состояния;
- основные направления структурной перестройки экономики;
- определение методов и этапов реализации программ.
В Украине действует программа социально-экономического развития Карпатского региона. Подготовлены программы развития Полесья, Причерноморского и Приднепровского районов. Такие программы после одобрения Кабинетом Министров Украины автоматически становятся составляющими государственной программы экономического и социального развития Украины.
Инструментами прямого государственного влияния на развитие региона являются государственное финансирование, предоставление субсидий, создание специальных фондов для финансирования программ, содействие привлечению иностранного капитала, льготное налогообложение и использование средств государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, главная цель государственного регулирования развития регионов - обеспечение эффективности использования их ресурсного потенциала и равномерности развития путем оптимального сочетания интересов государства и каждого региона.
Заключение
Государственное регулирование представляет собой форму целенаправленного воздействия государства на экономику для обеспечения и поддержания ее функционирования в заданном режиме, изменения и развития экономических отношений и взаимосвязей.
Вмешательство государства в экономику осуществляется только в той степени, в которой требуется в целях поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, эффективной конкурентной среды, а также для контроля над теми рынками, на которых условие свободной конкуренции не осуществимы.
Государственное регулирование экономики осуществляется при помощи правовых, административных, экономических, а также прямых и косвенных методов.
Тенденции рынка и возникающие диспропорции в экономике являются важнейшими предпосылками для проведения государством стабилизационных мероприятий. Разработка стабилизационных программ и антикризисных концепций должна осуществляться на основе анализа специфики структуры народного хозяйства, макроэкономического прогнозирования при регулировании со стороны государства, зоны вмешательства которого в экономику должны быть четко определены.
Список использованных источников
1. Государственное регулирование экономики в условиях рынка. // Экономика и управление в зарубежных странах, 2000, №5-6.
2. Сатановская Е. Роль государства в регулировании экономических отношений. // Экономика Украины, 1999, №11.
3. Узлюк Т. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономического сектора в Украине. // Персонал, 1999, №5.
27
Информация о работе Опыт государственного регулирования экономики в Украине