Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях обеспечение устойчивого развития региональной экономики способствует быстрой модернизации. Существующие подходы к изучению устойчивого развития региона не достаточны. Базовые, стратегические промышленные структуры регионов, чье производство сложилось под влиянием исторических, природных и экономических факторов, могут сформировать условия для скорейшей диверсификации не только экономики регионов, но и всей Беларуси.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические аспекты устойчивости социально-экономического развития региона……………………………………………………………..
5
1.1 Основные теоретические положения понятия «устойчивое развитие». Сущность и понятие организационно-экономического механизма управления регионом…………………………………………………………
5
1.2 Особенности устойчивого развития региональных систем……….......
12
2 Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона на примере Светлогорского района…………………...
17
2.1 Характеристика и состояние промышленности и социальной сферы района…………………………………………………………………………
17
2.2 Анализ организации и результатов управления организационно-экономическими процессами в районе………………………………………
20
3 Пути совершенствования организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона в Республике Беларусь ……
31
3.1 Факторы, влияющие на результативность деятельности местного управления…………………………………………………………………….
31
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социально-экономической сферой…………………………………………..
34
3.3 Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий…………………………………………………………………..
37
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Противоречия являются разрешенными, когда приходят в равновесие противоположности и закономерности, его определяющие. Следовательно, оптимальным  для противоречия является стадия его разрешения за счёт достижения устойчивого состояния, при котором система получает максимально эффективный результат, при этом вся масса присущих противоречий не может одновременно находиться в состоянии равновесия. Этот процесс непрерывный и когда одни из них только зарождаются, другие находятся в стадии формирования, проявляясь в виде различий, третьи уже разрешаются, достигнув равновесия, четвертые воспроизводятся в новом качестве.

При неустойчивом равновесии незначительного внутреннего или  внешнего воздействия достаточно для того, чтобы общее равновесие не только было нарушено, но уже и не восстановилось.

Возникшее неустойчивое равновесие сможет стать устойчивым, при условии совпадения с общей  тенденцией развития системы, в противном  же случае оно так и останется неустойчивым и, может не сохраниться и даже разрушиться.

Отсюда можно заключить, что устойчивость и развитие вовсе  не противоречат друг другу «устойчивость - это сохранение неких инвариантов, того, что Гегель и Аристотель называли качеством системы. Чтобы сохранить инварианты, надо сдерживать силы, которые их разрушают, определять границы безопасного действия этих сил, пороги, за которыми возникают реальные угрозы» [6].

Динамическая устойчивость экономической  системы заключается в ее способности развиваться и быть одновременно устойчивой и изменчивой. При этом параметры устойчивости как позитивной динамики выражаются соответствующими долгосрочными динамическими рядами фактических и прогнозных характеристик.

Урсул А.Д., Романович А.Л. подчеркивают, что «устойчивое развитие имманентно связано с проблемой безопасности. Это процесс, обеспечи-вающий длительное (непрерывное) социально-экономическое развитие как настоящих, так и будущих поколений при высокой степени безопасности социоприродных систем» [7].

Устойчивость и безопасность не надо противопоставлять «устойчивому развитию - это не только системное единство экономических, социальных и иных видов деятельности, но и имманентная взаимосвязь развития и безопасности» [4].

В процессе функционирования системы, достигается главный результат - воспроизводится экономическая устойчивость, что предполагает не только сохранение уже сложившегося ее уровня, но и достижение состояния устойчивого экономического развития на более высоком уровне.

На основании изложенного категорию «устойчивое экономическое развитие», предполагается понимать как совокупность социальных, экономических, политических и других взаимосвязанных процессов, позволяющих увеличивать потенциал региона с целью удовлетворения  потребностей населения. Другими словами, устойчивое экономическое развитие региона - это целенаправленный процесс наращивания потенциала региональной системы за счет поддержания ее динамического равновесия, мотивации хозяйственных субъектов к расширенному воспроизводству, повышению конкурентоспособности и, с учётом этого, повышению уровня жизни населения. Выделяются несколько уровней устойчивого экономического развития: глобальный, национальный, региональный, отраслевой, производственный и личностный.

Мы рассматриваем устойчивость региональной экономики как способность противостоять внешним и внутренним воздействиям, сохранять стабильное равновесие, надежность и способность само развиваться в течение времени. Стабильное равновесие можно определить как способность системы выполнять свойственные ей функции при условии соблюдения целостности системы и финансовой устойчивости ее элементов, при обеспечении соответствующей надежности, которая является одной из важных характеристик устойчивости экономики региона как системы.

Региональная система, исходя из объективной реальности экономических законов, развивается циклически, основываясь на переходе из одного состояния в другое и, как известно, на хозяйственную систему региона в процессе ее функционирования постоянно воздействуют изменения внутренней и внешней среды.

К внутренним экономическим флуктуациям  можно отнести изменения доходов, спроса, предложения, цен, инвестиций, инноваций, условий кредитования, производства новых товаров, курсов акций, возникновение  или банкротство фирм, осуществление проектов, рост или снижение конкуренции, а также изменения информационных потоков и др.

До определенной степени региональная экономика может нейтрализовывать, «гасить» флуктуации различного характера, чему способствует устойчивость ее структуры в эволюционный период, в первую очередь устойчивость экономических институтов.

В принципе влияют на экономику, воспроизводство  не сами флуктуации, как утверждает ряд исследователей, а динамика факторов-ресурсов, которая порождается флуктуациями.

К сожалению можно констатировать, что концепция устойчивого развития региона пока недостаточно развита  и обоснована. В региональной экономике  практически отсутствуют устойчивые и эффективные стратегии развития, а реализуемые стратегии, слабо  адаптированы к реальным условиям состояния экономики регионов. Это ведёт к необходимости поиска эффективных путей экономических решений для разработки стратегии развития экономических систем разного уровня, в частности, региональных, способных обеспечить стабильное поступательное развитие социально-экономической системы с учётом реальных ресурсов с минимальными затратами и рисками.

Требование устойчивого развития приводит к необходимости разработки теории и методологии экономической  устойчивости, расчётов критериев и  пороговых значений социально-экономических показателей, определяющих границы эффективного, безопасного и устойчивого развития экономических систем региона.

Опыт показывает, что в Беларуси и ее регионах может быть выработана и реализована модель экономического развития, которая способна учесть природно-климатические, ресурсные, национальные, этнические, культурные и другие особенности регионов. Такая модель экономического развития может обеспечить стабильное развитие экономических субъектов, защиту экономические интересов региона, способствовать решению повышения уровня жизни населения.

Модель регионального управления должна базироваться на следующих принципах:

- комплексности, то есть необходимости  анализа всех сторон объекта  исследования (территориальной, социальной и др. составляющих);

- системности, то есть учете  внутренних взаимозависимостей  и внешних факторов с позиций  рассмотрения объекта исследования  как элемента системы более  высокого уровня;

- приоритетности решения задач  и осуществления мероприятий, направленных на сохранение и улучшение условий жизнедеятельности населения, поддержания нормальных условий его существования;

- приемлемого риска, то есть  выявлении и реализации доступных  мер, направленных на защиту  населения в рыночной среде  и недопущение преодоления пороговых ситуаций;

- рассмотрения задач  развития отдельных территорий  в рамках задач в целом, при  этом за основу принимаются  проблемы, элементы структуры, приоритеты, направления и пути, применительно  к уровню Российской Федерации  [2].

Устойчивое развитие экономики региона требует создания эффективных механизмов и инструментов, через гибкую систему налогов, финансово-кредитной  политики, использования методов  государственного регулирования и  поддержки, которые обеспечат активную инвестиционную и инновационную деятельность, рост объемов производства конкурентоспособной продукции, уровни доходов населения.

В последнее время  в большинстве экономически развитых зарубежных странах растет децентрализация  государственного управления, в сторону его регионализации. Важнейшим элементом выступают взаимоотношения «центр - регион», которые во многом определяют направления региональной политики, использование эффективных инструментов и методов управления. В основе этого процесса формируется научно-методологическая база экономических отношений федерализма, которые базируется на двух основополагающих принципах - субсидиарности, предполагающего принятие решений наиболее компетентной инстанцией, и фискальной эквивалентности, базируется на эффективном использовании финансовых ресурсов (налоговых поступлений). Таким образом, между центральным правительством и регионами возникают экономические отношения, которые в наиболее концентрированном виде отражаются в разделении полномочий в экономической сфере между правительством и региональными властями, в организации бюджетной системы, а также в государственной региональной экономической политике [8].

Анализ деятельности ведущих стран мира позволяет  выявить сходство элементов управления развитием регионов. Так, ключевыми принципами управления региональным развитием большинства стран являются ограни-ченность территории и природных ресурсов, необходимость гармонизации природы и деятельности людей, требование создания адекватных условий для существования и деятельности людей в различных частях государства и комплексное использование национальной территории.

Отличительной чертой мирового опыта является усиление региональ-ной составляющей, регионы получают большую самостоятельность, в том числе и в планировании конкретных программ развития.

Так по проблемам окружающей среды модель экологически устойчивого  развития, как правило, включает следующие  компоненты:

- обеспечение качественного  экономического роста, параметрами  кото-рого являются рост реального благосостояния, наращивание производствен-ного и человеческого капитала;

- интеграция экологической  и экономической политики, что  дает новое понимание устойчивости. Она достигается за счет учета  экологического фактора при принятии  деловыми кругами тех или иных  решений, постепенным внедрением в жизнь экологически идеальной индустриальной структуры, разработкой экологически чистых технологий:

- широкое использование  экономических регулятивных инструментов  в сферах ценообразования, налогообложения,  внешней торговли и т. д. 

- обеспечение справедливых прав на пользование общим природным достоянием человечества на основе международных соглашений;

- первоочередной учет  роли человеческого капитала, т.  е. знаний и опыта, а также  состояния здоровья и уровня  жизни населения [8].

Таким образом, через региональную политику государственное воздействие направляется на повышение деловой и профессиональной активности населения посредством создания благоприятной среды для различных видов предпринимательской деятельности, улучшения экономического развития региона. Результатом этого является рост доходов населения и общего уровня жизни в ранее депрессивных регионах. При этом целью управления развитием экономики является повышение эффективности использования промышленного потенциала региона, отвечающее целям общенационального благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ                                                                        УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ НА ПРИМЕРЕ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙОНА

 

2.1  Характеристика и состояние промышленности, АПК и    социальной сферы района   

 

Светлогорский район является индустриальным регионом, в котором расположено 14 крупных  и средних предприятий. В структуре  экономики отрасль промышленного  производства занимает 75%, работает 31% общего количества занятых людей в экономике.

Ведущими отраслями  промышленного комплекса являются: химическая и нефтехимическая, пищевая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, строительство и  энергетика.

Основу промышленного  потенциала Светлогорского района составляют два градообразующих предприятия РУП «СПО «Химволокно» и ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», которыми производится свыше 70 процентов от общего объема выпускаемой в районе промышленной продукции, поставок на экспорт, выпуска товаров народного потребления.

Немаловажную роль в  развитии района играют ОАО «Завод железобетонных изделий и конструкций», ОАО «Строительный трест № 20», ОАО «Светлогорский домостроительный комбинат», теплоэлектроцентраль, РУП  «СЗСМ «Светлогорсккорммаш», ОАО «Паричский комбинат строительных материалов», ЧУП «Светлогорский молочный завод»,               3 структурных подразделения РУП «ПО «Белоруснефть», хлебозавод, предприятия бытового обслуживания, транспорта и связи.

Производством продукции сельского хозяйства в районе занимаются 11 сельскохозяйственных организаций и 2 подсобных хозяйства промышленных предприятий.              

В 2006-2009 гг. промышленность района оказалась в крайне тяжелом положении: практически во всех ее подотраслях обозначился спад производства, значительная часть средств труда и технологий в отрасли и физически, и морально устарели.

Анализируя сложившуюся  в промышленности ситуацию, можно  выделить три группы факторов, обусловивших ее.

К первой группе можно  отнести:

- структурные изменения  в экономике; 

- распад республиканских  экономических связей;

- спад внутреннего  и внешнего спроса;

- низкую конкурентоспособность  товаров, обусловивших потерю  традиционных рынков сбыта продукции  и возможностей закупок сырья  и материалов.

 

Ко второй группе относятся:

- высокий уровень инфляции;

-неплатежи, высокие налоги, дефицит оборотных средств;

- спад инвестирования  промышленности;

- жесткая денежная политика, приведшая к сужению внутреннего реального спроса и не обеспечившая стабилизацию курса национальной валюты в условиях высокой инфляции.

Информация о работе Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона