Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап социально-экономического развития Республики Беларусь характеризуется значительным обострением проблемы ее устойчивого развития. Новые экономические отношения требуют разработки и реализации государственной стратегии обеспечения устойчивого развития регионов РБ.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические аспекты устойчивости социально-экономического развития региона……………………………………………………………..
5
1.1 Основные теоретические положения понятия «устойчивое развитие». Сущность и понятие организационно-экономического механизма управления регионом…………………………………………………………
5
1.2 Особенности устойчивого развития региональных систем……….......
12
2 Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона на примере Светлогорского района…………………...
17
2.1 Характеристика и состояние промышленности и социальной сферы района…………………………………………………………………………
17
2.2 Анализ организации и результатов управления организационно-экономическими процессами в районе………………………………………
20
3 Пути совершенствования организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона в Республике Беларусь ……
31
3.1 Факторы, влияющие на результативность деятельности местного управления…………………………………………………………………….
31
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социально-экономической сферой…………………………………………..
34
3.3 Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий…………………………………………………………………..
37
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 К третьей группе относятся:

- неспособность большей  части предприятий функционировать  в условиях зарождающихся рыночных  отношений; 

- снижение спроса на новые производственные мощности;

- недостаток финансовых  средств у предприятий и государства.

Не лучше обстояли дела и в агропромышленном комплексе (АПК). Наряду с негативными экономическими факторами постоянно добавлялись и неблагоприятные природно-климатические условия, том числе и в 2010 году.

Выход промышленности района из сложившейся ситуации зависел, прежде всего, от самих предприятий, их скорейшей адаптации к особенностям функционирования в условиях зарождающихся рыночных отношений, когда обязательной функцией, предшествующей процессу производства продукции, становится изучение спроса и наличие рынков сбыта продукции. Однако собственных усилий предприятий по выходу из сложившейся ситуации недостаточно. Нужна действенная государственная поддержка. Лишь их сочетание способно остановить спад производства и обеспечить его дальнейший подъем.

В течение последних  пяти лет усилия Президента Республики Беларусь и Правительства были направлены на противодействие разрушающим экономику страны негативным процессам. Районным исполнительным комитетом в 2006-2010 годах велась целенаправленная работа по поиску и реализации новых методов и подходов для решения социально-экономических задач в соответствии с намеченным Президентом и Правительством страны курсом в условиях переходной экономики.

С целью обеспечения экономической  стабилизации в районе проводилась конкретная работа по выходу из кризисной ситуации. Важнейшей задачей экономической политики в этот период было обеспечение устойчивого экономического роста. На заседаниях исполкома, совещаниях с руководителями предприятий и организаций рассматривались актуальные вопросы жизнедеятельности района, принимались необходимые меры по улучшению положения дел. С целью повышения прогнозных показателей, улучшения качественных параметров продукции, развития социальной сферы райисполкомом было разработано и утверждено ряд комплексных целевых программ, такие как: повышения качества и конкурентоспособности продукции промышленных предприятий района на 2006-2010гг.; развития агропромышленного комплекса; развития производства товаров и услуг, государственной поддержки малого предпринимательства; занятости населения; развития культуры и искусства до 2015г., развития физической культуры, спорта и туризма на 2006-2010г.г. и другие.

Развитию социальной сферы в Светлогорском районе уделяется значительное внимание.

Райисполкомом проводится целенаправленная работа по созданию в районе целостной образовательно-воспитательной системы, повышения качества образования.

Дошкольным обучением  и воспитанием занимаются 34 дошкольных образовательных учреждений города и района.

Система общеобразовательных учреждений: 25 средних школ (из них 6 учебно-педагогических комплексов «детский сад - школа»), гимназия и 2 базовые школы, 1 начальная школа.

Другие учреждения общеобразовательной  сферы:  районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; межшкольный  учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся г. Светлогорска; Паричский межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся; социально-педагогический центр г. Светлогорска.

Внешкольные учреждения: центр внешкольной  работы г. Светлогорска; дом детского и юношеского творчества; районный экологический центр детства  и юношества; Паричский районный центр внешкольной работы; 3 детско-юношеские  спортивные школы; детско-юношеский клуб физической подготовки; городская станция юных техников.

В городе расположены: индустриальный колледж; профессионально - технические  училища № 50 и № 9.

В Светлогорском районе функционируют 87 учреждений культуры:   37 библиотек; 4  Школы искусств; Детская  художественная школа; Дом ремёсел; Музей истории, Картинная галерея  «Традиция», 4 центра досуга; 33 сельских домов культуры и сельских клубов; 2 городских домов культуры; Городской центр культуры, Дом культуры энергетиков, Дом народного творчества.

Физическая культура и спорт в Светлогорском районе всецело подчинены оздоровлению населения, формированию физически  крепкого подрастающего поколения.

 Для осуществления учебно-тренировочного процесса в районе имеется хорошая  спортивная база. В районе функционируют 319 спортивных сооружений (98 в сельской местности), 146 спортивных площадок для занятий физической культурой и спортом (61 в сельской местности). Из них крупных спортивных сооружений: 3 стадиона, легкоатлетический манеж,      2 крытых теннисных корта, 1 крытая площадка для игры в теннис, площадка для игры в мини-футбол с искусственным покрытием, 49 спортивных залов (21 в сельской местности), 3 плавательных бассейна (1 в сельской местности), 10 мини-бассейнов в учреждениях дошкольного воспитания.

Сеть медучреждений  Светлогорского района рассчитана на 751 больничных коек и состоит из: Центральной районной больницы; Детской  больницы; Родильного дома и женской консультации; Противотуберкулезного диспансера; Наркологического диспансера; Кожно-венерологического диспансера; Районной поликлиники и ее филиала; Стоматологической поликлиники; Станции скорой медицинской помощи; Паричской и Сосновоборской городских больниц; 3 врачебных сельских амбулаторий; 27 фельдшерско-акушерских пунктов; 2 здравпунктов в учреждениях образования.

Существующая  сеть медицинских  учреждений района  обеспечивает достаточный  объем оказания медицинской помощи жителям города и района,  удовлетворяет потребность населения в  специализированной медицинской помощи.

 

2.2 Анализ организации  и результатов управления организационно-экономическими  процессами в районе

 

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и  Законом "О местном  управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" Светлогорский районный исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом на территории района с правом юридического лица, подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, областному исполнительному комитету и районному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета. В своей деятельности исполнительный комитет руководствуется Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", другими Законами, Указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Райисполком входит в систему исполнительной власти и является органом местного управления  общей компетенции, независим  в выборе форм и методов организации выполнения решений вышестоящих органов государственной власти и управления, районного Совета депутатов.

Деятельность районного исполнительного  комитета основывается на коллективном, свободном, деловом обсуждении и  решении вопросов, гласности, учете общественного мнения, сочетании коллегиального рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью членов исполкома, руководителей отделов, управлений, комитетов и других отраслевых органов за выполнение принятых решений и состояния дел на порученных участках работы.

Районный исполнительный комитет  осуществляет:

- управление и контроль за  объектами коммунальной собственности,  устанавливает пределы распоряжения  имуществом, закрепленным за предприятиями,  учреждениями, организациями районной коммунальной собственности в порядке, определенном законодательством, приостанавливает их хозяйственную деятельность или строительство объектов в случаях нарушения природоохранного и других законодательств;

- контроль за исполнением решений исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции, предприятиями всех форм собственности, расположенными на территории города. Райисполком может вмешиваться в деятельность предприятий и организаций всех форм собственности, если нарушаются права государственных органов по осуществлению контроля за деятельностью предприятий, организаций, предусмотренных действующим законодательством;

- систематический контроль за  деятельностью отделов, управлений  райисполкома и других подведомственных организаций по исполнению ими Указов Президента Республики Беларусь, Постановлений Совета Министров Республики Беларусь, решений областного, районного исполнительных комитетов и возложенных на них полномочий.

Исполнительный комитет:

- в необходимых случаях отменяет решения и распоряжения сельских и поселковых исполкомов, акты руководителей отделов и управлений райисполкома, а также в пределах представленной компетенции предприятий, учреждений и организаций областной коммунальной собственности;

- приостанавливает исполнение противоречащих законодательству акту руководителей предприятий, учреждений и организаций государственной собственности по вопросам, отнесенным к компетенции райисполкома, и сообщает об этом соответствующим вышестоящим органам.

Оперативное руководство и контроль за деятельностью отделов и управлений райисполкома, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по вопросам входящим в компетенцию райисполкома осуществляется председателем, заместителями председателя и управляющим делами в соответствии с распределением обязанностей.

Согласно Закону "О местном  управлении и самоуправлении" органам  власти дается право самостоятельного определения структуры аппарата. Она и определяет взаимосвязь  между задачами (функциями), компетенциями (полномочиями) и их координацией (регулированием).

Организационная структура аппарата райисполкома в последнее время подвержена изменениям. Это определяется сложностью задач организационно-экономического регулирования в условиях переходных процессов и трудностями осуществления в этих условиях своей собственной предпринимательской функции с целью пополнения бюджета.

Остановимся на анализе управления аппаратом исполкома как самостоятельного ведомства, ибо от слаженности и  организационной системы его, также зависит эффективность решения региональных проблем. Процесс организации управленческого труда здесь достаточно сложный.

Обуславливается это несколькими  обстоятельствами: масштабами, количеством  и структурой решаемых проблем, сложностью связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Между управлениями и отделами исполкома как элементами системы, необходимы устойчивые информационные связи. Этот принцип реализован недостаточно, фактически ограничивается обменом узаконенных решений между отделами и устным обменом информацией на аппаратных совещаниях. Без компьютеризации работы каждого подразделения трудно добиться большего.

На сегодняшний день организация райисполкома состоит из системы подчинения по вертикали, дополненной функциями в виде специализированных отделов.

Организационная структура  насчитывает 5 ступеней:

- председатель райисполкома;

- заместители председателя, управделами исполкома;

- председатели сельских (поселковых) исполкомов;

- начальники отделов, начальники управлений;

- специалисты узких  функций (специалисты отделов).

Смысл существования  каждого отдела, управленческой должности  способствует достижению целей более  крупного органа управления, т.е. исполкома в целом. Распределение функций между руководителями высшего звена и отделами четко регламентировано и строго распределено по задачам.

Председатель районного исполнительного комитета возглавляет Светлогорский районный исполнительный комитет. Осуществляет общее руководство деятельностью райисполкома, подведомственных исполкому предприятий, учреждений и организаций, назначает на должность и освобождает от должностей работников аппарата исполкома, руководителей  структурных подразделений, руководителей подведомственных исполкому предприятий учреждений и организаций.

Взаимодействует с Гомельским областным исполнительным комитетом, районным Советом депутатов, Администрацией Президента Республики Беларусь, Советом  министров Республики Беларусь, министерствами и ведомствами.

Выступает от имени исполкома  во взаимоотношениях с прокуратурой, судом, КГБ, инспекцией по налогом и  сборам по Светлогорскому району, военным  комиссариатом.

Возглавляет гражданскую  оборону района, координационный  Совет по борьбе с преступностью, аттестационную комиссию райисполкома, комиссию по присвоению классов служащим государственного аппарата.

В непосредственном подчинении председателя райисполкома находятся:

- управление делами;

- отдел внутренних дел;

- отдел организационно-кадровой работы;

- финансовый отдел;

- сельские, поселковые исполнительные комитеты.

Функции его заместителей другие по своим задачам, но перекликаются  с функциями начальников отделов и управлений.

Первый заместитель  председателя райисполкома курирует вопросы развития строительного комплекса района, проектных организаций, строительства, ремонта и содержания автодорог, технической инвентаризации зданий и сооружений, распределения и использования капитальных вложений и инвестиционных фондов и строительную отрасль, учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формирования жилищно-строительных потребительских кооперативов и распределения жилья, архитектуры, гаражно-строительных кооперативов, садово-огороднических товариществ, охраны окружающей среды, землеустройства и землепользования, защиты населения при чрезвычайных ситуациях, работы с руководящими кадрами в государственном органе и государственных организациях.

Информация о работе Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона