Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа
Современный этап социально-экономического развития Республики Беларусь характеризуется значительным обострением проблемы ее устойчивого развития. Новые экономические отношения требуют разработки и реализации государственной стратегии обеспечения устойчивого развития регионов РБ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические аспекты устойчивости социально-экономического развития региона……………………………………………………………..
5
1.1 Основные теоретические положения понятия «устойчивое развитие». Сущность и понятие организационно-экономического механизма управления регионом…………………………………………………………
5
1.2 Особенности устойчивого развития региональных систем……….......
12
2 Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона на примере Светлогорского района…………………...
17
2.1 Характеристика и состояние промышленности и социальной сферы района…………………………………………………………………………
17
2.2 Анализ организации и результатов управления организационно-экономическими процессами в районе………………………………………
20
3 Пути совершенствования организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона в Республике Беларусь ……
31
3.1 Факторы, влияющие на результативность деятельности местного управления…………………………………………………………………….
31
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социально-экономической сферой…………………………………………..
34
3.3 Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий…………………………………………………………………..
37
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
41
К третьей группе относятся:
- неспособность большей
части предприятий
- снижение спроса на новые производственные мощности;
- недостаток финансовых
средств у предприятий и
Не лучше обстояли дела и в агропромышленном комплексе (АПК). Наряду с негативными экономическими факторами постоянно добавлялись и неблагоприятные природно-климатические условия, том числе и в 2010 году.
Выход промышленности района из сложившейся ситуации зависел, прежде всего, от самих предприятий, их скорейшей адаптации к особенностям функционирования в условиях зарождающихся рыночных отношений, когда обязательной функцией, предшествующей процессу производства продукции, становится изучение спроса и наличие рынков сбыта продукции. Однако собственных усилий предприятий по выходу из сложившейся ситуации недостаточно. Нужна действенная государственная поддержка. Лишь их сочетание способно остановить спад производства и обеспечить его дальнейший подъем.
В течение последних пяти лет усилия Президента Республики Беларусь и Правительства были направлены на противодействие разрушающим экономику страны негативным процессам. Районным исполнительным комитетом в 2006-2010 годах велась целенаправленная работа по поиску и реализации новых методов и подходов для решения социально-экономических задач в соответствии с намеченным Президентом и Правительством страны курсом в условиях переходной экономики.
С целью обеспечения
Развитию социальной сферы в Светлогорском районе уделяется значительное внимание.
Райисполкомом проводится целенаправленная работа по созданию в районе целостной образовательно-воспитательной системы, повышения качества образования.
Дошкольным обучением и воспитанием занимаются 34 дошкольных образовательных учреждений города и района.
Система общеобразовательных
Другие учреждения общеобразовательной
сферы: районный центр коррекционно-
Внешкольные учреждения: центр внешкольной работы г. Светлогорска; дом детского и юношеского творчества; районный экологический центр детства и юношества; Паричский районный центр внешкольной работы; 3 детско-юношеские спортивные школы; детско-юношеский клуб физической подготовки; городская станция юных техников.
В городе расположены: индустриальный колледж; профессионально - технические училища № 50 и № 9.
В Светлогорском районе функционируют 87 учреждений культуры: 37 библиотек; 4 Школы искусств; Детская художественная школа; Дом ремёсел; Музей истории, Картинная галерея «Традиция», 4 центра досуга; 33 сельских домов культуры и сельских клубов; 2 городских домов культуры; Городской центр культуры, Дом культуры энергетиков, Дом народного творчества.
Физическая культура и спорт в Светлогорском районе всецело подчинены оздоровлению населения, формированию физически крепкого подрастающего поколения.
Для осуществления учебно-тренировочного процесса в районе имеется хорошая спортивная база. В районе функционируют 319 спортивных сооружений (98 в сельской местности), 146 спортивных площадок для занятий физической культурой и спортом (61 в сельской местности). Из них крупных спортивных сооружений: 3 стадиона, легкоатлетический манеж, 2 крытых теннисных корта, 1 крытая площадка для игры в теннис, площадка для игры в мини-футбол с искусственным покрытием, 49 спортивных залов (21 в сельской местности), 3 плавательных бассейна (1 в сельской местности), 10 мини-бассейнов в учреждениях дошкольного воспитания.
Сеть медучреждений Светлогорского района рассчитана на 751 больничных коек и состоит из: Центральной районной больницы; Детской больницы; Родильного дома и женской консультации; Противотуберкулезного диспансера; Наркологического диспансера; Кожно-венерологического диспансера; Районной поликлиники и ее филиала; Стоматологической поликлиники; Станции скорой медицинской помощи; Паричской и Сосновоборской городских больниц; 3 врачебных сельских амбулаторий; 27 фельдшерско-акушерских пунктов; 2 здравпунктов в учреждениях образования.
Существующая сеть медицинских учреждений района обеспечивает достаточный объем оказания медицинской помощи жителям города и района, удовлетворяет потребность населения в специализированной медицинской помощи.
2.2 Анализ организации
и результатов управления
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" Светлогорский районный исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом на территории района с правом юридического лица, подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, областному исполнительному комитету и районному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета. В своей деятельности исполнительный комитет руководствуется Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", другими Законами, Указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Райисполком входит в систему исполнительной власти и является органом местного управления общей компетенции, независим в выборе форм и методов организации выполнения решений вышестоящих органов государственной власти и управления, районного Совета депутатов.
Деятельность районного
Районный исполнительный комитет осуществляет:
- управление и контроль за
объектами коммунальной
- контроль за исполнением
- систематический контроль за
деятельностью отделов,
Исполнительный комитет:
- в необходимых случаях отменяет решения и распоряжения сельских и поселковых исполкомов, акты руководителей отделов и управлений райисполкома, а также в пределах представленной компетенции предприятий, учреждений и организаций областной коммунальной собственности;
- приостанавливает исполнение противоречащих законодательству акту руководителей предприятий, учреждений и организаций государственной собственности по вопросам, отнесенным к компетенции райисполкома, и сообщает об этом соответствующим вышестоящим органам.
Оперативное руководство и контроль за деятельностью отделов и управлений райисполкома, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по вопросам входящим в компетенцию райисполкома осуществляется председателем, заместителями председателя и управляющим делами в соответствии с распределением обязанностей.
Согласно Закону "О местном
управлении и самоуправлении" органам
власти дается право самостоятельного
определения структуры
Организационная структура аппарата райисполкома в последнее время подвержена изменениям. Это определяется сложностью задач организационно-экономического регулирования в условиях переходных процессов и трудностями осуществления в этих условиях своей собственной предпринимательской функции с целью пополнения бюджета.
Остановимся на анализе управления
аппаратом исполкома как
Обуславливается это несколькими обстоятельствами: масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, сложностью связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Между управлениями и отделами исполкома как элементами системы, необходимы устойчивые информационные связи. Этот принцип реализован недостаточно, фактически ограничивается обменом узаконенных решений между отделами и устным обменом информацией на аппаратных совещаниях. Без компьютеризации работы каждого подразделения трудно добиться большего.
На сегодняшний день организация райисполкома состоит из системы подчинения по вертикали, дополненной функциями в виде специализированных отделов.
Организационная структура насчитывает 5 ступеней:
- председатель райисполкома;
- заместители председателя, управделами исполкома;
- председатели сельских (
- начальники отделов, начальники управлений;
- специалисты узких функций (специалисты отделов).
Смысл существования каждого отдела, управленческой должности способствует достижению целей более крупного органа управления, т.е. исполкома в целом. Распределение функций между руководителями высшего звена и отделами четко регламентировано и строго распределено по задачам.
Председатель районного исполнительного комитета возглавляет Светлогорский районный исполнительный комитет. Осуществляет общее руководство деятельностью райисполкома, подведомственных исполкому предприятий, учреждений и организаций, назначает на должность и освобождает от должностей работников аппарата исполкома, руководителей структурных подразделений, руководителей подведомственных исполкому предприятий учреждений и организаций.
Взаимодействует с Гомельским областным исполнительным комитетом, районным Советом депутатов, Администрацией Президента Республики Беларусь, Советом министров Республики Беларусь, министерствами и ведомствами.
Выступает от имени исполкома во взаимоотношениях с прокуратурой, судом, КГБ, инспекцией по налогом и сборам по Светлогорскому району, военным комиссариатом.
Возглавляет гражданскую оборону района, координационный Совет по борьбе с преступностью, аттестационную комиссию райисполкома, комиссию по присвоению классов служащим государственного аппарата.
В непосредственном подчинении председателя райисполкома находятся:
- управление делами;
- отдел внутренних дел;
- отдел организационно-кадровой работы;
- финансовый отдел;
- сельские, поселковые исполнительные комитеты.
Функции его заместителей другие по своим задачам, но перекликаются с функциями начальников отделов и управлений.
Первый заместитель председателя райисполкома курирует вопросы развития строительного комплекса района, проектных организаций, строительства, ремонта и содержания автодорог, технической инвентаризации зданий и сооружений, распределения и использования капитальных вложений и инвестиционных фондов и строительную отрасль, учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формирования жилищно-строительных потребительских кооперативов и распределения жилья, архитектуры, гаражно-строительных кооперативов, садово-огороднических товариществ, охраны окружающей среды, землеустройства и землепользования, защиты населения при чрезвычайных ситуациях, работы с руководящими кадрами в государственном органе и государственных организациях.
Информация о работе Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона