Организация валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы на примере Кемеровской таможни является изучение таможенных органов как агентов валютного контроля. В соответствии с целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретический аспект валютного контроля в Российской Федерации;
рассмотрение деятельности таможенных органов как агентов валютного контроля, их функций, прав и обязанностей; Кемеровская таможня
изучение практики применения административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....

1 ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………………..

1.1 Понятие и сущность валютного контроля в России ……………...

1.2 Таможенные органы как агенты валютного контроля……………

1.3 Валютный контроль за экспортно-импортными операциями…….

2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ТАМОЖНИ КАК АГЕНТА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………….

2.1 Задачи и функции подразделения валютного контроля Кемеровской таможни…………………………………………………..

2.2 Организационная структура подразделения валютного контроля Кемеровской таможни…………………………………………………..

2.3 Организация работы в Кемеровской таможне по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования………………………………

3 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АКТОВ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………

3.1 КоАП России об ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования……………………………………………….

3.2 Судебно-арбитражная практика по вопросам нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования……………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа 04 05.doc

— 863.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....

 

1 ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………………..

 

1.1 Понятие и сущность валютного контроля в России ……………...

 

1.2 Таможенные органы как агенты валютного контроля……………

 

1.3 Валютный контроль  за экспортно-импортными операциями…….

 

2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ТАМОЖНИ КАК АГЕНТА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………….

 

2.1 Задачи и функции  подразделения валютного контроля Кемеровской таможни…………………………………………………..

 

2.2 Организационная структура  подразделения валютного контроля  Кемеровской таможни…………………………………………………..

 

2.3 Организация работы в Кемеровской таможне по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования………………………………

 

3 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АКТОВ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………

 

3.1 КоАП России об  ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования……………………………………………….

 

3.2 Судебно-арбитражная  практика по вопросам нарушения  валютного законодательства Российской  Федерации и актов органов  валютного регулирования……………………………………..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………..

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………….....

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………….

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………..

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г……………………………………………………….

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выполняя функции агента валютного контроля, таможенные органы в целом и Кемеровская таможня  в частности, осуществляют валютный контроль операций при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации, выявляют нарушения валютного законодательства России, способствуют его дальнейшему развитию.

Для Кузбасса деятельность таможенных органов в области  валютного контроля является очень  важной, т.к. Кемеровская область  – это экспортно-ориентированный регион. Внешнеторговый оборот Кемеровской области в 2009 г. составил 8967,9 млн. долл. США, в т.ч. со странами дальнего зарубежья – 7977,6 млн. долл. США, со странами СНГ – 990,3 млн. долл. США. Доля экспорта в структуре товарооборота за этот период составила 8429,1 млн. долл. США или 94 %  товарооборота, доля импорта – 538,8 млн. долл. США или 6 % товарооборота [].

Объектом изучения выступает  валютный контроль как инструмент валютного  регулирования в России. Предметом исследования является организация валютного контроля в таможенных органах.

Целью дипломной работы на примере Кемеровской таможни является изучение таможенных органов как агентов валютного контроля. В соответствии с целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть теоретический аспект валютного контроля в Российской Федерации;
  2. рассмотрение деятельности таможенных органов как агентов валютного контроля, их функций, прав и обязанностей; Кемеровская таможня
  3. изучение практики применения административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Дипломная работа состоит  из 3-х глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

1.1 Понятие и сущность валютного контроля в России

 

В научной литературе существует несколько подходов к определению «валютный контроль».

В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютной сфере. В узком аспекте валютный контроль – деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных отношений [30, c. 243].

Бакаева О.Ю. считает, что валютный контроль может быть назван валютным надзором. Это объясняется тем, что контрольная деятельность состоит в проверке исполнения закона с точки зрения законности и целесообразности. Надзор основан лишь на проверке исполнения закона. Кроме того, надзор применяется контролирующим органом к тем лицам, которые ему организационно не подчинены [29, c. 256].

Хаменушко И.В. характеризует валютный контроль как особый вид государственного контроля. В таком качестве он рассматривает валютный контроль в нескольких аспектах:

  • валютный контроль является функцией государственного управления и обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений в целях выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства;
  • валютный контроль представляет собой стадию определенных управленческих действий государства;
  • валютный контроль – форма обратной связи, с помощью которой осуществляется постоянный мониторинг за действиями участников валютных отношений, что позволяет оценивать эффективность валютной политики;
  • валютный контроль – средство поддержания правопорядка в валютной сфере [30, c. 242-243].

 Основу валютного законодательства Российской Федерации составляет Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон N 173-ФЗ).

Ст. 3 Закона N 173-ФЗ закрепляет основные принципы валютного контроля в России:

  1. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  2. единство внутренней и внешней валютной политики России;
  3. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  4. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Объектами валютного  контроля являются валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги, валютные ценности, валютные операции.

Согласно п.1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к валюте Российской Федерации относятся денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки и средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Внутренними ценными бумагами согласно п.3 ст. 1 Закона N 173-ФЗ признаются:

  1. эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в России;
  2. иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на её территории.

К валютным ценностям в соответствии с п.5 ст. 1 Закона N 173-ФЗ относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги. В состав иностранной валюты включены:

  1. денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства или группы иностранных государств, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  2. средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом N 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам.

Также объектом валютного  контроля являются валютные операции. К валютным операциям в соответствии с п.9 ст. 1 Закона N 173-ФЗ относят:

  • приобретение резидентом у резидента и передача резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента или передача резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях и наоборот, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и передача нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию России и вывоз с таможенной территории России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории России, на счет того же лица, открытый на территории России и наоборот;
  • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета на другой, открытых на территории России.

Согласно Закону N 173-ФЗ субъектами валютных отношений являются резиденты и нерезиденты. К резидентам относятся:

  • граждане России, а также постоянно проживающие в России в соответствии с российским законодательством иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;
  • находящиеся за пределами территории России филиалы, представительства и иные подразделения резидентов-юридических лиц, созданных в соответствии с российским законодательством;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства России, находящиеся за пределами её территории, а также постоянные представительства России при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Нерезидентами являются:

  • иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане России, которые постоянно проживают в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в России;
  • находящиеся на территории России филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов-юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;
  • иные лица, не являющиеся резидентами.

Валютное законодательство Российской Федерации устанавливает  особый порядок осуществления валютных операций резидентов и нерезидентов:

  • валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, указанных в ст. 9 Закона N 173-ФЗ. Например, разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, по договорам перевозки и страхования вывозимых из России или ввозимых в Россию грузов;
  • согласно ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, кроме валютных операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков в иностранной валюте, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России;
  • в соответствии со ст. 10 Закона N 173-ФЗ нерезиденты могут без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета в уполномоченных банках и наоборот. Валютные операции между нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета, открытые на территории России, а операции с внутренними ценными бумагами – с учетом требований, установленных российским законодательством.

Информация о работе Организация валютного контроля