Организация монопольных товарных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Содержание

Введение
1. Сущность понятий «рынок», «товар» и «товарный рынок».
1.1 Рынок.
1.2 Товар.
1.3 Товарный рынок.
2. Классификации товарных рынков.
3. Сущность и признаки монополий.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Организация монопольных товарных рынков.docx

— 116.80 Кб (Скачать файл)

Так, в Федеральном законе «О естественных монополиях» естественной монополией признано состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Данный  Федеральный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий  в следующих сферах:

1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубо-проводам; 2. транспортировка газа по трубопроводам; 3. железнодорожные перевозки; 4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; 5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; 6. услуги по передаче электрической энергии; 7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; 8. услуги по передаче тепловой энергии; 9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.     

б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно  причислить формы монополизации, как  бы защищенные от конкуренции:     

- патентная система. Такая  система действует в нашей  стране в соответствии с «Патентным  законом Российской Федерации». Закон устанавливает, что выданный  физическим и юридическим лицам  патент удостоверяет приоритет,  авторство изобретения, полезной  модели, промышленного образца и  исключительное право на их  использование. Данный закон регулирует  имущественные и личные неимущественные  отношения, возникающие в связи  с созданием, правовой охраной  и использованием изобретений,  полезных моделей промышленных  образцов;     

- авторские права. Так,  Закон Российской Федерации «Об  авторском праве и смежных  правах» установил, что автору (физическому лицу, творческим трудом  которого создано произведение  науки, литературы и искусства)  принадлежит исключительное право  на использование его произведения  в любой форме и любым способом. Закон регулирует отношения, связанные  с созданием и использованием  произведений науки, литературы  и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного  или кабельного вещаний (смежные  права);     

- товарные знаки. Согласно  Закону Российской Федерации  «О товарных знаках, знаках обслуживания  и наименованиях мест происхождения  товаров», владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.     

в) Искусственные монополии. Под этим условным названием имеются  в виду объединения, создаваемые  ради получения монополистических  выгод.     

Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах:     

- создает барьеры для  вхождения на рынок новых соперников;      

- создает очень высокий  (по сравнению с конкурентами) уровень технологии производства;      

- применяет более крупный  капитал, позволяющий добиться  большего эффекта от масштабов  производства;     

- теснит конкурентов хорошо  поставленной рекламой.     

Искусственные монополии выступают в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна.     

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность, на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доли каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат- объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение.      

Положительные стороны монополизации  экономики     

Эффективность производства.      

Отношение общества и государства к различным  формам  несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны.  С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения  на рынке,  что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов.        

С другой же стороны, продукция монополистических компаний отличается высоким качеством,  что и позволило  им  завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства:  только крупная  фирма  на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.        

Не  следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех  начинают выходить из кризиса, тем самым  сдерживая спад производства и безработицу.       

Влияние на  конкуренцию.        

Монополия находится в  сложной противоречивой взаимосвязи  с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.        

Снижение  цен.       

Высокие цены, по которым в монопольной  отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.       

Развитие  малого и среднего бизнеса.       

В США мелкими и средними фирмами  производится около половины валового национального продукта (ВНП), они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.       

Отрицательные факторы монополизации экономики        

Влияние на рыночные отношения.       

В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.       

Монопольная цена.        

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров.       

Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.       

Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества. Так, монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих причин инфляции.       

Монополия стремится также  быть единственным покупателем определенного  продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь  того, чтобы предложение товаров  со стороны продавцов превышало  спрос со стороны монополий. Это  позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает  общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   В данной практической работе мною была изучена тема «организация монопольных товарных рынков»

Были рассмотрены такие  задачи, как изучение сущности понятий «рынок», «товар» и «товарный рынок», классификации товарных рынков  и сущности  и признаков монополий.

Было  выявлено что :

  • рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;
  • рынок - это система отношений между спросом и предложением;
  • рынок - это совокупность отношений товарного обмена;
  • рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

 

Товарный рынок - это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется: 1)как рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (от греч. monos - один, polio - продаю); 2)как факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.); 3)как крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.

Также в ходе изучения данной темы были выявлены:

Положительные стороны  монополизации экономики

 

 Влияние на  конкуренцию.

 

       Монополия находится  в сложной противоречивой взаимосвязи  с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

 

       Снижение  цен.

 

       Высокие цены, по которым в монопольной  отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

 

       Развитие  малого и среднего бизнеса.

 

       В США мелкими и средними фирмами  производится около половины валового национального продукта (ВНП), они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.

Отрицательные стороны  монополизации экономики

         Влияние на рыночные отношения.

 

       В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

Информация о работе Организация монопольных товарных рынков