Организация торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение торгово-технологического процесса на примере розничного предприятия ИП «Сергеев».
Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что торгово-технологические операции имеют большое значение для деятельности всего предприятия. Поэтому очень важно правильно и рационально организовать торгово-технологический процесс. А именно тщательная и внимательная приемка товаров по количеству и качеству позволяет своевременно выявить и предотвратить поступление недостающего количества товаров, а также товаров, качество которых не соответствует стандартам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация торгово-технологического процесса в магазине 5
1.1 Содержание торгово-технологического процесса, основные принципы рациональной организации 5
1.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине 7
1.3 Организация и технология хранения, и подготовка товаров к
продаже 10
1.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале 12
1.5 Организация и технология розничной продажи товаров 14
Глава 2. Анализ организации торгово-технологических процессов в магазине «ИП Сергеев» 20
2.1 Технико-экономическая характеристика анализируемого предприятия 20
2.2 Поступление и приемка товаров в магазине 23
2.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале 25
2.4 Технология продажи товаров 26
Глава 3 Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине «ИП Сергеев» 28
3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса продажи товаров 28
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Организация торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

В эти же сроки следует  составить акты о результатах  проверки качества поступивших товаров.

В процессе приемки работники  магазина выявляют качество и комплектность  товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным  требованиям.

Акт о приемке товаров  по качеству содержит следующие сведения:

  • Наименование и адрес магазина-получателя товаров;
  • Номер и дату составления акта;
  • Место приемки товаров, время начала и окончания приемки;
  • Фамилия, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составление акта, место их работы, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указания о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству;
  • Наименование и адрес изготовителя (отправителя) и поставщика;
  • Дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметку о том, что вызов представителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен;
  • Дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов;
  • Дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортных организаций, время вскрытия транспортного средства, время доставки груза в магазин;
  • Номер и дату коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если он был составлен при получении товара;
  • Условия хранения товаров на складе магазина до составления акта;
  • Состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров;
  • Исправность пломб и правильность оттисков на них.

Указывают также количество (массу), полное наименование и список предъявленных к осмотру и  фактически проверенных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. Отмечают, на каком основании товары переводятся в более низкий сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество товаров. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.[1]

 

 

1.3 Организация и технология  хранения и подготовки товаров  к продаже

После приемки товары доставляют в помещение для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и  подлежащие хранению непродолжительное  время, размещают в той же таре-оборудовании.

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.[20]

Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации хранят при температуре 10-18.°С и относительной влажности воздуха 60-70%.

Хранение непродовольственных  товаров в магазине может быть организовано по товарным группам (обувь, готовое платье и т. д.) или по потребительским  комплексам («Товары для мужчин», «Товары для дома» и т. п.). при  хранении товаров по потребительским комплексам необходимо выделение общей распаковочной зоны (помещения) для сортировки и комплектования товаров для различных потребительских комплексов.

Температуру и относительную  влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной – воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т. д.).[5]

Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.

За каждой группой  товаров закрепляются постоянные места  хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т. д.

На стеллажах размещают  товары в распакованном виде.

Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т. д.).[6]

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.

В процессе хранения товаров, также как и при осуществлении  других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т. д.) в  магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить  к продаже.

Подготовка товаров  к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависят от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.

При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, то есть группируют по ассортиментным признакам(размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты.

Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами. Например, для подготовки к продаже радио- и электротоваров в универмаге должна быть мастерская, оборудованная сетевыми электрическими розетками и телевизионными антеннами. Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием.[18]

 

1.4 Размещение  и выкладка товаров в торговом зале.

Товары доставляют в  торговый зал в то время, когда  в нем находится минимальное  количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения  товаров используют тележки или  тару-оборудование.

Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

  • Предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
  • Создания условий комфортности во время пребывания в магазине;
  • Предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
  • Оптимального использования торговых площадей магазина;
  • Обеспечение сохранности материальных ценностей;
  • Организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.[20]

При размещении товаров  в торговом зале необходимо соблюдать  правила торгового соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, использующиеся частым спросом. Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование.

Очень важно рационально  расположить товары на торговом оборудовании, то есть эффективно использовать площадь  выкладки емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.[1]

При выкладке товаров  на торговом оборудовании учитывают  следующие основные принципы:

  1. однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
  2. целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
  3. декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
  4. полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
  5. в оптимальной зоне обозреваемости (на расстоянии 1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
  6. выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;
  7. сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, контрольно-кассовых узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.[2]

 При выкладке товаров  в упаковке рекомендуется отдельные  образцы оставлять без упаковки  или в прозрачной упаковке, чтобы  покупатель мог ознакомиться с ними.

Размещая товары в  торговом зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать  их методы продажи, конфигурация торгового  зала и т. д. Большое значение при  этом имеют особенности отдельных  товаров, их упаковка.

Выкладывают товары на оборудовании этикетками  и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми  в специальных держателях.

 

1.5 Организация  и технология розничной продажи  товаров

Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

Характер и структура  операций по продаже товаров зависят  в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющие различные методы продажи. Под методами продажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют следующие моменты  продажи товаров:

  • самообслуживание;
  • индивидуальное обслуживание покупателей (через прилавок обслуживания);
  • по образцам;
  • с открытой выкладкой;
  • по предварительным заказам.

Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товаром, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи состоит из следующих основных операций:

  • встреча покупателей и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
  • получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
  • самостоятельный подбор товаров покупателем и доставка их в контрольно-кассовый узел магазина;
  • подсчет стоимости отобранных товаров;
  • оплата купленных товаров и получение чека;
  • упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
  • возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

Индивидуальное  обслуживание покупателей через  прилавок включает выполнение следующих операций:

  • встреча покупателя и выявление его намерения;
  • предложение и показ товаров;
  • помощь в выборе товаров и консультация;
  • предложение сопутствующих и новых товаров;
  • проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;
  • расчетные операции;
  • упаковка и выдача покупок.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии