Организация учебного процесса в университетах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:57, реферат

Краткое описание

Известно, что обучение- это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс необходимо его организовать. В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация есть «Упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположения, соотношения частей какого-либо объекта. Каждая конкретная форма организации обучения складывается из определенных этапов. Например, урок формирования знаний имеет следующие этапы: постановки цели и актуализации знаний, ведения новых знаний и первичного их основания учащимися, обобщения знаний оперирования ими, контроля усвоения

Вложенные файлы: 1 файл

университетское.docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)
  1. Введение

Известно, что обучение- это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс  необходимо его организовать.  В  «Философской энциклопедии» поясняется, что организация есть «Упорядочение, налаживание, приведение в систему  некоторого материального или духовного  объекта, расположения, соотношения  частей какого-либо объекта. Каждая конкретная форма организации обучения складывается из определенных этапов. Например, урок формирования знаний имеет следующие этапы: постановки цели и актуализации знаний, ведения новых знаний и первичного их основания учащимися, обобщения знаний оперирования ими, контроля усвоения.

В каждом этапе используются соответствующие  цели, источники знаний, методы, приемы обучения, а так же формы учебной  работы.

Организация и проведение учебного процесса должны быть такими, чтобы он полностью  удовлетворял ведущим потребностям учащихся, а доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся были мотивы познания окружающего мира, мотивы самоосуществления себя как  личности, собственного совершенствования, развития себя как гармонической  всесторонне развитой и социально  зрелой личности.

Нужно так организовать учебный процесс, так его проводить, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие  в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образов, становились их собственными, личными целями.

Можно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся чувствовали себя полноправными субъектами этого  процесса, свободными в творческом достижении этого процесса, свободными в творческом достижении принятых ими  целей обучения и воспитания.

Включая учащихся в активную работу, используя  при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности, учителя - новаторы значительно расширяют  учебно-воспитательные возможности  урока. Изучение опыта творчески  работающих учителей говорит о том, что умелое использование форм, видов  учебной деятельности учащихся в  их оптимальном сочетании имеет  решающее значение и повышении результативности учебно-воспитательного процесса.

 

  1. Формы организации учебного процесса

Учебные занятия, как правило, проводятся в  виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных  работ, коллоквиумов и т.д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процессом, выбор технологий определяется преподавателем вуза. Тем не менее, набор дидактических средств, выбираемых для достижения образовательной цели, во многом зависит от формы обучения.

Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы  традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и  практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую  и самостоятельную работу студентов. Все эти формы организации  учебного процесса позволяют осуществить  на практике гибкое сочетание самостоятельной  познавательной деятельности студентов  с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с ведущим преподавателем курса  или тьютором и групповую работу студентов.

Рассмотрим  основные организационные формы  педагогической деятельности, используемые для реализации совместных образовательных  программ дистанционного обучения.

2.1 Лекции.

Основную  организационную форму обучения, направленную на первичное овладение  знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность. Достигается это за счет педагогического мастерства лектора, его высокой речевой культуры и ораторского искусства. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.

Многообразие  в подборе и построении материала  и методик изложения лекционного  материала определяется не только особенностями  научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения - от характера темы и содержания материала.

Педагоги  выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи теоретического материала: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция. В зависимости  от предмета изучаемой дисциплины и  дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с  заранее запланированными ошибками и др.

При дистанционном  обучении традиционные лекции оказываются  практически не реальной формой организации  учебной деятельности в силу удаленности  преподавателей и студентов, распределенного  характера учебных групп и  т.д. Для изучения теоретического материала  должны, очевидно, использоваться иные технологии, учитывающие специфику  дистанционного обучения. При этом качество усвоения теоретического материала, не уступающее тому, которое достигается  при чтении лекций в условиях очного обучения, может быть достигнуто за счет создания компьютерных обучающих  программ и использования телекоммуникаций в учебном процессе.

В качестве основных технологий, используемых для  организации изучения теоретического материала при дистанционном  обучении, помимо традиционных лекций можно выделить следующие.

      1. Видеолекции.
 

 В этом случае лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа  она может быть дополнена мультимедиа  приложениями, иллюстрирующими изложение  лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и  делают ее изложение более живым  и привлекательным для студентов. Несомненным достоинством такого способа  изложения теоретического материала  является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным  местам. Видео-лекции могут быть доставлены в учебные центры на видеокассетах  или компакт-дисках.

Видео-лекция может транслироваться через  телекоммуникации в учебные центры непосредственно из вуза. Такие лекции ничем не отличаются от традиционных, читаемых в аудитории. Недостатком этой технологии является ее дороговизна. Кроме того, вуз, осуществляющий учебный процесс, и периферийные учебные центры могут быть территориально сильно разнесены по часовым поясам. Поэтому такие лекции целесообразно использовать при отсутствии учебно-методического материала по новым курсам или в том случае, когда какие-либо разделы курса, изложенные в методических пособиях, безнадежно устарели, либо отдельные особо трудные разделы курса требуют методической переработки преподавателем.

   2.1.2.  Мультимедиа лекции.  

Для самостоятельной  работы над лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные  пособия, в которых теоретический  материал благодаря использованию  мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.

Традиционных  лекций при дистанционном обучении может и не быть, если учебная  дисциплина хорошо обеспечена учебно-методическими  материалами. В этом случае основной задачей преподавателя становится поддержка процесса самостоятельного усвоения первичных знаний студентами, для чего могут быть задействованы  все известные формы учебной  деятельности: обязательные тематические консультации, самоконтроль, работа с  мультимедиа курсами и др.

    1. Практические занятия.

Практические  занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно  формулировать собственную точку  зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. Разнообразные формы  проведения практических занятий: занятия  по изучению иностранного языка, решение  задач по физико-математическим и  естественнонаучным дисциплинам, семинары, лабораторные практикумы, - могут быть использованы и при дистанционном  обучении. В этом случае они приобретают  некоторую специфику, связанную  с использованием информационных технологий.

В ряду адаптированных к дистанционному обучению форм организации практических занятий  выделим следующие.

Практические  занятия по решению  задач. Для успешного овладения приемами решения конкретных задач можно выделить три этапа. На первом этапе необходимо предварительное ознакомление обучающихся с методикой решения задач с помощью печатных изданий по методике решения задач, материалов, содержащихся в базах данных, видео-лекций, компьютерных тренажеров. На этом этапе учащемуся предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать стереотипные приемы, использующиеся при решении задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Для самоконтроля на этом этапе разумно использовать неформальные тесты, которые не просто констатируют правильность ответа, но и дают подробные разъяснения, если выбран неверный ответ; в этом случае тесты выполняют не только контролирующую, но и обучающую функцию. Для ответа на возникающие вопросы проводятся консультации преподавателя, ведущего курс, или тьютора.

На  втором этапе рассматриваются задачи творческого характера. В этом случае возрастает роль преподавателя и тьютора. Общение преподавателя с обучающимися в основном ведется с использованием on-line технологий. По усмотрению преподавателя отдельные темы могут быть переданы тьютору для проведения занятий в периферийных центрах. Такие занятия не только формируют творческое мышление, но и вырабатывают навыки делового обсуждения проблемы, дают возможность освоить язык профессионального общения.

На  третьем этапе выполняются контрольные работы, позволяющие проверить навыки решения конкретных задач. Выполнение таких контрольных заданий может проводиться как в off-line, так и on-line режимах в зависимости от содержания, объема и степени значимости контрольного задания. После каждого контрольного задания целесообразно провести консультацию с использованием сетевых средств или под руководством тьютора по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.

    1. Лабораторные работы

Лабораторные  работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности.

Лабораторные  работы при дистанционном обучении разумно проводить во время выездов  преподавателей или под руководством тьюторов непосредственно в филиале, используя материальную базу и кадровый потенциал регионального вуза, на базе которого создан филиал.

Лабораторные  занятия, как правило, проводятся в  несколько этапов.

Первый  этап представляет собой введение в лабораторный практикум и предполагает знакомство с измерительными приборами, методами измерения различных величин, методикой статистической обработки результата, графическими или какими-либо иными методами представления полученных результатов. Особое внимание при этом уделяется пониманию обучающимися таких фундаментальных понятий лабораторных работ как "цель работы", "задачи эксперимента", "выводы" из полученных результатов, рекомендации по их использованию. На этом этапе обучающиеся работают с литературой и компьютерными тренажерами. Контроль работы ведется с помощью тестирующих программ, а основной задачей преподавателя становится консультационная поддержка.

Информация о работе Организация учебного процесса в университетах