Организация экономического сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:34, доклад

Краткое описание

На начальном этапе в СНГ доминировал упрощенный подход к развитию экономического сотрудничества, сводившийся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей. В 1992г. страны СНГ заключали соглашения, определявшие конкретную номенклатуру и объемы взаимных поставок, как правило, включавшихся в госзаказ. Первая многосторонняя договоренность такого рода была достигнута главами правительств в январе 1992 г. Однако эти соглашения не могли оказаться эффективными и не выполнялись.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Организация экономического сотрудничества

На начальном этапе в СНГ  доминировал упрощенный подход к  развитию экономического сотрудничества, сводившийся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей. В 1992г. страны СНГ заключали соглашения, определявшие конкретную номенклатуру и объемы взаимных поставок, как правило, включавшихся в госзаказ. Первая многосторонняя договоренность такого рода была достигнута главами правительств в январе 1992 г. Однако эти соглашения не могли оказаться эффективными и не выполнялись.

При дефиците товаров началось сокращение взаимного товарооборота, поставки ориентировались на внутреннее потребление. Вырос валютный экспорт сырья  в третьи страны. В условиях либерализации  цен, особенно на энергоносители, начавшейся приватизации существенно менялась структура торговых интересов стран  СНГ. Соглашения, подписанные на 1993 г., основывались уже на принципах  свободной торговли. Расширилась свобода выбора тарифной политики в отношении третьих стран. Значительно сократился перечень товаров, поставки которых включались в госзаказ.

Летом 1993 г., в условиях окончательного распада рублевой зоны, стал очевидным  распад единого экономического пространства бывшего СССР, выразившийся, в частности, в резком снижении товарооборота  между странами СНГ. Основу новой  концепции экономической интеграции стран Содружества должен был  составить подписанный в сентябре 1993 г. Договор об экономическом союзе  стран СНГ. Договором не учреждался экономический союз, а лишь утверждалась концепция его поэтапного формирования. На первом этапе предстояло создать зону свободной торговли. На втором - таможенный и платежный союзы. На третьем - общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а на заключительном этапе - валютный союз, предполагавший проведение его участниками согласованной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики.

Поставленные договором цели, однако, оказались невыполненными, хотя с 1994г. подписано немало соглашений, предусмотренных  концепцией союза. Проблемой стало  не только хроническое невыполнение подписанных соглашений, но и нарастающая  дифференциация экономических интересов  стран СНГ, несовместимость их экономической  политики и законодательства, стремление диверсифицировать связи с третьими странами. К тому же практика экономического сотрудничества в СНГ в последние  годы во многом свелась к обмену неконкурентоспособными товарами под  лозунгом восстановления прежних экономических  связей, что на практике вело лишь к  консервации советских стандартов производства и потребления.

Попытка вдохнуть новую жизнь в  идею экономической интеграции хотя бы при более узком составе  ее участников была предпринята в 1996 г. Вслед за подписанием 29 марта 1996 г. Беларусью, Казахстаном и Россией  соглашения о таможенном союзе последовало  подписание ими же при участии  Кыргызстана четырехстороннего  Договора об углублении интеграции в  экономической и гуманитарной областях, центральным звеном которого является формирование таможенного союза. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, преобразованный в мае 1997 г. в договор о союзе двух стран.

Однако ни четырехстороннее соглашение, ни двусторонний союз России и Беларуси не привели пока к видимому успеху. Если в 1996 г. статистика отметила рост взаимной торговли стран - участниц четырехстороннего  соглашения более чем на 20%, то уже  в 1997 г. спад взаимного товарообмена на фоне устойчивого роста внешней  торговли стран СНГ с третьими государствами проявился в качестве устойчивой тенденции.

В действительности же и в этих более узких объединениях государств большая часть даже ближайших  целей так и не достигнута. Так, если Россия и Беларусь значительно  продвинулись по пути формирования общего таможенного пространства, то в рамках «четверки» работа над его созданием, которая должна была завершиться  в 1998 г., застопорилась на этапе гармонизации тарифной политики. Начатые ими раздельно  переговоры о вступлении во Всемирную  торговую организацию лишь осложнили  эту работу. С расширением же этой группы после вступления в нее  в 1999 г. Таджикистана шансы на достижение поставленных целей еще больше уменьшились. Одновременно с этим попытки формирования узкого таможенного пространства внутри СНГ уже сейчас обострили торговые противоречия со странами Содружества, не входящими в таможенный союз.

О нарастающем расхождении экономических  интересов стран СНГ красноречиво говорят и безуспешные попытки  согласовать в 1996 - 1997 гг. общую для  двенадцати стран концепцию дальнейших шагов по интеграции. Критическая  дискуссия на заседании СГТ в  Кишиневе 22 октября 1997 г. привела поэтому  по существу к отказу или по меньшей мере замораживанию процесса формирования таможенного союза стран СНГ. Задачи же в области экономической интеграции ограничились менее амбициозными планами по формированию зоны свободной торговли в условиях дальнейшей дифференциации экономических интересов стран Содружества.

1.1 Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал критериям  регионального интеграционного  объединения. В бывшем СССР существовали: зона свободной торговли; таможенный союз; единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей  силы). Кроме того, фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, валюта.

Но разрушение Советского Союза, дезинтеграция  республик, входивших в его состав, совпали по времени с завершающим  этапом европейской интеграции - заключением  валютного союза. Сразу после  распада СССР и создания СНГ, в  течение 1992-1993 г.г. 12 стран подписали  между собой двусторонние соглашения о свободной торговле, которые  провозгласили на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с  минимальными изъятиями. В 1993-1994 г.г. были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер, могли привести к  созданию на территории всех стран - членов СНГ Таможенного союза.

Экономическое сотрудничество с входящими  в Содружество Независимых Государств странами развивалось неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 г.г.) оказали различия в стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ.

В этот период в странах СНГ преобладали  собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья. В результате при сокращении в  этот период суммарного ВВП стран СНГ почти в два раза товарооборот России с этими государствами уменьшился более чем в 6 раз, составив в 1994 г. (по данным Государственного таможенного комитета России) 24,4 млрд. долл.

Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 гг. меры по развитию интеграционных процессов, связанные с началом  формирования более свободных режимов  торговли стран СНГ, позволили обеспечить некоторую стабилизацию экономических  отношений этих государств.

Товарооборот России со странами СНГ  в 1997 г. составил 30,9 млрд. долл., или вырос  по сравнению с 1994 г. на 26,6%. Однако сложившаяся  в 1998 г. ситуация на финансовых рынках сказалась и на развитии отношений  со странами СНГ, взаимная торговля с  которыми сократилась в 1999 г. до 19 млрд. долл., или на 38% к уровню 1997 г.

На дальнейшем развитии сотрудничества России со странами СНГ в 2000-2002 г.г. преимущественное влияние оказала благоприятная  конъюнктура мирового рынка, особенно энергетического. Последовавший в 2000 г. значительный рост товарооборота  с этими государствами до 25,4 млрд. долл. (почти на 34%) сменился в дальнейшем его стабилизацией примерно на том  же уровне. Товарооборот России со странами СНГ в 2004 г. составил 46,1 млрд. долл., в  том числе экспорт - 29,4 млрд. долл. и импорт - 17,7 млрд. долл. Положительное  сальдо России в торговле со странами СНГ достигло 11,6 млрд. долл., или возросло по сравнению с 2001 г. в 1,6 раза.

Однако, заполнив образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и  достаточно успешно решив задачу «цивилизованного развода» бывших советских  республик, СНГ так и не смогло стать эффективно действующим региональным интеграционным объединением. В экономической  сфере дальше режима свободной торговли с изъятиями и ограничениями  продвинуться не удалось. В настоящее  время СНГ, несмотря на ряд попыток  его реформирования, по-прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной, плохо управляемой  бюрократической структурой.

1.2 Таможенный союз - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

В середине 1990-х гг. была предпринята  попытка придать новый импульс  интеграционным процессам на постсоветском  пространстве. В 1995 г. было заключено  соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Данное интеграционное объединение  просуществовало недолго и в 2000 г. было преобразовано в Евразийское  экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

При подготовке пакета документов о  его создании были обозначены этапы  и конечная цель: Таможенный союз и  Единое экономическое пространство.

Предусматривалась возможность принятия принципиальных решений голосованием, где каждая страна, в зависимости  от экономического потенциала, имела  определенный процент голосов. Однако не были зафиксированы и четко  прописаны возможности создания соответствующих институциональных  органов международной организации.

В результате если еще на первоначальном этапе работы над созданием Таможенного  союза (к концу 1995 г.) были унифицированы  ставки таможенного тарифа практически  на 100%, то в последние годы уровень  унификации составляет 56-60%.

Главная причина снижения уровня унификации в том, что все решения по изменению  ставок таможенного тарифа принимаются  национальными органами стран-участниц, а не единым наднациональным органом.

Тем не менее, ЕврАзЭС - перспективная региональная организация, построенная с учетом основных принципов Евросюза, которая имеет четкие экономические цели и действенную институциональную структуру.

Именно в ЕврАзЭС создана полноценная зона свободной торговли без изъятий и ограничений. Товарооборот России со странами ЕврАзЭС составил в 2008 г. 26,5 млрд. долл., увеличившись за пять лет более чем в 2,5 раза.

Сегодня Евразийское экономическое  сообщество наполняется реальным экономическим  содержанием. Реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте.

1.3 Предпосылки создания Единого экономического пространства (ЕЭП) как организации региональной интеграции  

Цели создания Единого экономического пространства, как и круг основных его участников во многом совпадают  с целями создания ЕврАзЭС. Почему объединить экономики решили именно Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия? Ответ очевиден. На долю этих государств приходится около 95% общего экономического потенциала стран СНГ. При этом доля России составляет 82% совокупного ВВП, 78 - промышленной продукции, 79% инвестиций в основной капитал. Эти страны располагают наиболее развитым научно-техническим, промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, полная и эффективная реализация которого требует более емкого рынка, в них проживает 215 млн. человек и они располагают огромными природными ресурсами, практически полностью обеспечивающими свои основные потребности.

Немаловажным фактором является наличие  значительной части русскоязычного населения и пока еще сохраняющиеся  кооперационные связи между предприятиями, входившими ранее в единый экономический  комплекс Советского Союза.

Одним из мотивов создания Единого  экономического пространства была попытка  привлечь к более динамичным процессам  интеграции Украину, которая не является членом ЕврАзЭС.

Раздел 2. Регионализация экономического пространства Содружества

Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле, являются объём и динамика внешнеторгового  оборота.

По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году составил 106,5 млрд. долларов США  и вырос по сравнению с 2007 годом  на 29,0%, в том числе экспорт - 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт - 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).

Для торговли России практически со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2008 года размер сальдо вырос на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2007 году).

Крупнейшим экономическим партнером  на протяжении многих лет остается Украина, доля которой в товарообороте  России со странами СНГ в 2008 году составила 37,4%. Также основными торговыми  партнерами России среди стран СНГ  являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2008 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно - 32,1% и 18,5%.

В целом структура внешней торговли России со странами СНГ, в отличие  от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит более рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно  превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки  стран Содружества более значимы. Так, наряду с продукцией ТЭКа (около 47% общего объема российского экспорта в СНГ), важными экспортными позициями  являются поставки машинно-технической  продукции в страны СНГ (18%) - по стоимости  они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции  в Евросоюз.

Начиная с четвертого квартала 2008 года кризис стал оказывать сильное негативное влияние на состояние взаимной торговли.

Таблица 1 Внешняя торговля России со странами СНГ по месяцам Росстат:[Электрон. ресурс] (млн. долл. США)

 

Месяц

2007 год

2008 год

2008 г. в % к 2007 г.

В % к предыдущему месяцу в 2008 году

 
 

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

 

Январь

4 893,8

3 066,8

1 827,0

7 189,9

5 021,2

2 168,7

146,9

163,7

118,7

85,2

90,3

75,3

 

Февраль

5 541,6

3 504,4

2 037,2

7 840,5

5 193,3

2 647,2

141,5

148,2

129,9

109,0

103,4

122,1

 

Март

6 333,2

4 029,7

2 303,5

8 751,1

5 760,0

2 991,1

138,2

142,9

129,9

111,6

110,9

113,0

 

Апрель

6 506,9

4 146,2

2 360,7

9 898,4

6 560,5

3 337,9

152,1

158,2

141,4

113,1

113,9

111,6

 

Май

6 911,1

4 430,1

2 481,0

10 279,7

6 981,9

3 297,8

148,7

157,6

132,9

103,9

106,4

98,8

 

Июнь

6 680,0

4 083,0

2 597,0

10 544,5

6 820,4

3 724,1

157,9

167,0

143,4

102,6

97,7

112,9

 

Июль

7 106,8

4 562,2

2 544,6

10 881,4

6 993,1

3 888,3

153,1

153,3

152,8

103,2

102,5

104,4

 

Август

7 447,7

4 704,2

2 743,5

10 462,0

6 737,6

3 724,4

140,5

143,2

135,8

96,1

96,3

95,8

 

Сентябрь

6 945,9

4 420,9

2 525,0

9 666,6

5 952,6

3 714,0

139,2

134,6

147,1

92,4

88,3

99,7

 

Октябрь

7 877,2

5 014,8

2 862,4

8 978,1

5 939,0

3 039,1

114,0

118,4

106,2

92,9

99,8

81,8

 

Ноябрь

7 844,6

5 137,0

2 707,6

6 066,7

4 086,3

1 980,4

77,3

79,5

73,1

67,6

68,8

65,2

 

Декабрь

8 443,0

5 561,6

2 881,4

5 900,5

3 815,6

2 084,9

69,9

68,6

72,4

97,3

93,4

105,3

 
                           

Информация о работе Организация экономического сотрудничества