Основной капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 04:32, курсовая работа

Краткое описание

• Обновление производственных фондов - одна из самых актуальных проблем становления рыночных отношений и поддержания достигнутых темпов экономического роста.
Крайне неудовлетворительным, особенно если говорить о реальном секторе экономики, остается "качество" роста: не модернизируется структура производства и практически не повышается его эффективность, чрезвычайно слаба инновационная активность, не растет уровень технологичности производств.

Содержание

• Введение
• 1. Сущность и воспроизводственный процесс основного капитала
• 1.1 Понятие основного капитала
• 1.2 Воспроизводство основного капитала
• 2. Проблема обновления основного капитала в современной России
• 2.1 Показатели использования основного капитала в России
• 2.2 Обновление основного капитала: анализ и оценка возможностей
• Заключение
• Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

для курсой никитры.docx

— 45.77 Кб (Скачать файл)

Для выявления возможности достижения таких результатов (или приближения  к ним) необходимым представляется проведение анализа динамичности и  направленности инвестиционного процесса в регионах России и оценка перспектив обновления в них основного капитала.

Согласно статистическим данным, инвестиции в основной капитал российской экономики  составили (в млрд руб.) в 2002 г. - 266,9, в 2005 г. - 407,1, в 2006 г. - 670,4, в 2007 г. - 1165,21. [26]

Абсолютное выражение роста  инвестиций достаточно велико, но сравнение  показывает, что реально инвестиции 2005 г. составляли только 24,8 % от уровня 1991 г., а коэффициент обновления в 2007 г. был 1,2 %, в то время как в 1980 г. - 8,2 %.

Тем более что устойчивый прирост  инвестиций в экономику страны отмечен  только в 2006-2007 гг. Индексы физического  объема инвестиций по федеральным округам, характеризующие динамику инвестиционной активности, отражены в табл. 2.

Таблица 2

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по федеральным  округам Российской Федерации в 1991--2007 гг. (в сопоставимых ценах, в  процентах к предыдущему году)

 

Федеральные округа РФ

1991

1992

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

 

Российская Федерация  в целом

85,0

68,1

88,3

76,2

90,0

82,1

95,8

88,6

105,5

117,4

 

в том числе округа: Центральный

77,9

75,4

86,5

87,4

93,5

83,2

97,1

121,1

108,6

113,4

 

Северо-Западный

81,8

78,5

82,6

67,1

99,8

74,1

98,2

94,0

127,8

104,2

 

Южный

90,6

65,2

80,7

79,6

122,0

81,7

84,1

102,2

122,7

141,0

 

Приволжский

90,4

73,1

90,0

69,5

92,1

86,0

93,0

89,4

105,1

111,1

 

Уральский

88,1

74,1

77,1

65,2

105,4

77,2

99,4

77,2

116,0

157,7

 

Сибирский

84,0

69,1

71,3

75,0

90,6

83,3

86,8

88,5

105,2

112,5

 

Дальневосточный

86,2

63,7

80,2

64,1

83,6

74,5

92,6

97,8

144,1

92,4

 
                       

Представленные показатели свидетельствуют  о том, что до 2006 г. происходило  снижение инвестиций относительно предыдущего  года, что подтверждают индексы физического  объема по всем федеральным округам. И хотя был некоторый рост в  отдельные годы (например, на 2,0 и 2,2% по Южному округу в 2002 и 2005 гг. соответственно, на 21,1 % в 2005 г. по Центральному и т.д.), но это не было устойчивой тенденцией.[26]

В 2006 г. инвестиции возросли относительно 2005 г. по России на 5,5 %, а по ряду округов  значительно больше - по Северо-Западному  округу - на 273,8 %, по Южному - на 22,7 % и  т.д. 2007 г. дал также высокие значения индексов физического объема инвестиций в основной капитал - от 104,2 % по Северо-Западному  округу до 157,7 % по Уральскому. В 2007 г. тенденция  роста инвестиций в основной капитал, причем прежде всего за счет собственных  средств предприятий, получила дальнейшее развитие, что в значительной степени  связано с улучшением макроэкономической ситуации.

2.2 Обновление основного  капитала: анализ и оценка возможностей

В 2007 г. в начале года темпы инвестирования основного капитала несколько снизились, однако к концу года ситуация улучшилась. Так, прирост инвестиций в ноябре 2007 г. относительно соответствующего периода 2006 г. составил 8,9 %, что подтверждает достаточно высокую активность инвесторов.

Однако вложения инвестиций в основной капитал характеризуются неравномерностью по регионам страны. В табл. 3 отражено ранжирование федеральных округов  РФ по объему инвестиций в динамике с 1990 по 2007 г. в расчете на душу населения, которое колеблется от 20,8 тыс. руб. в  Уральском федеральном округе до 6,0 тыс. руб. в Южном и Поволжском округах, и даже 4,5 тыс. руб. -- в Сибирском.[12; С. 766]

Таблица 3

Обновление основного капитала: анализ и оценка возможностей

 

Инвестиции в основной капитал по федеральным округам  РФ в расчете на душу населения (в  фактически действовавших ценах, рублей; до 1998 г. -- тыс. рублей) Федеральные округа РФ

1990

1991

1992

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Место, занимае-мое в РФ в 2007 г.

 

Российская Федерация  в целом

1,7

1,4

18

183

735

1807

2551

2782

2778

4606

8046

   

В том числе округа: Центральный

1,5

1,2

14,6

14,9

701

1704

2407

2699

3323

5282

8097

2

 

Северо-Западный

1,7

1,4

17,2

154

623

1622

2047

2307

2365

5398

8019

3

 

Южный

1,2

1,3

13,9

135

521

1735

1939

1652

2059

3653

5960

6

 

Приволжский

1,5

1,3

18,1

185

605

1543

2336

2496

2407

3594

5985

5

 

Уральский

2,9

2,8

48,1

426

1708

3976

6112

7086

5518

9186

20844

1

 

Сибирский

1,7

1,5

19,5

170

631

1588

2269

2273

2125

2962

4504

7

 

Дальневосточный

2,4

2,2

24,6

243

838

1843

2560

2782

2847

5667

7082

4

 
                           

Столь значительный рост инвестиций в 2007 г. по Уральском округу связан с  ускоренным развитием в Тюменской  области, в том числе в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах  предприятий нефтегазового комплекса. В регионах же, где сконцентрированы предприятия обрабатывающей промышленности, сориентированные на внутренний рынок, приток инвестиций существенно сдерживается. При этом в регионах с преобладающей  добывающей промышленностью в течение  всех анализируемых 11 лет отмечалось заметное повышение инвестиций перед  другими. Так, Уральский федеральный  округ, с его нефтегазовыми провинциями, имеющими общемировую значимость, имел всегда большие объемы инвестиций. Это вполне понятно, так как в  течение последних двух лет почти 20 % всех налоговых поступлений в  бюджет было обеспечено за счет налогов, связанных с экспортной деятельностью, в основном с экспортом сырой  нефти. Указанная тенденция прослеживается и при анализе удельного веса федеральных округов в общем  объеме инвестиций по РФ по отраслям экономики: промышленно развитые регионы привлекают инвестиции в промышленность, транспорт. Например, 36,6 % инвестиций по России по промышленным отраслям было вложено  в Уральский федеральный округ, 21,6 % по транспорту - в Центральный.

Но при этом следует подчеркнуть, что самая существенная доля инвестиций в основной капитал непроизводственного  назначения и коммуникации остается в Центральном федеральном округе: на его долю приходится 56,0 % инвестиций, идущих в сферу связи, 53,2 % - в жилищное хозяйство, 22,4 % - в здравоохранение, 26,6 % - в образование. Очевидно, что  именно в регионах этого округа происходит достаточно быстрое обновление и  наращивание основного капитала в социальной сфере. В то же время  отдаленные регионы, например Дальневосточный, инвестируют в связь, торговлю, здравоохранение  не более 3,5-4 % от всех инвестиций по России. Да и по другим направлениям инвестирования доля Дальнего Востока не превышает 3-5 %.[12; С. 769]

Это со всей очевидностью подтверждает необходимость привлечения в  такие регионы более значительных объемов инвестиций для обновления основного капитала во всех сферах, в том числе и в социальной. Государство в этих условиях должно оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме долевого инвестирования производственной и  социальной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых  налоговых и кредитных льгот  и преференций. Главный путь -- это  саморазвитие регионов на основе использования  собственного потенциала и конкурентных преимуществ.

Это соответствует концептуальным установкам автора относительно необходимости  реализации в России и ее регионах на перспективу достаточно либеральной  инвестиционной политики, обеспечивающей модернизацию основного капитала «снизу», усилиями преимущественно непосредственно  рыночных субъектов. Для реализации этой задачи необходимо направление  на инвестиции сбережений, в первую очередь сбережений населения.

Однако очевиден тот факт, что  сбережения слабо трансформируются в инвестиции, а в итоге тормозится экономический рост, основу которого должно составлять обновление и наращивание  основного капитала, повышение производительности труда. Это означает, что, хотя с 2007 г. рост и базируется на расширении внутреннего  спроса, возможности его ограничены. В этих условиях жизненно важно повышение  эффективности механизма трансформации  сбережений в инвестиции, а также  рост самих инвестиций. Этот вывод  вряд ли можно считать новым, но в  нынешних обстоятельствах он обретает особую важность. С учетом мировой  практики, возможны три механизма  трансформации сбережений в инвестиции, способные функционировать каждый отдельно или в каком-либо сочетании:[12; С.770]

-государственные инвестиции с  соответствующим уровнем налогов  (советский опыт);

-распределение капиталов через  крупные финансово-промышленные  группы;

-финансовые рынки.

Очевидно, что в условиях рынка  первый механизм, доминировавший в  советской экономике, использоваться не может из-за его архаичности. Следовательно, остаются два других -рыночного типа тенденции межотраслевого перелива капитала, которые проявляются после  кризиса 1998 г. Вместе с тем и этот механизм -через корпорации и ФПГ - не может и не должен доминировать в трансформации сбережений в  инвестиции, поскольку сращивание крупных  конгломератов и власти должно иметь  пределы.

Следовательно, должен быть создан механизм, который способен мобилизовать капиталы в необходимых масштабах (включая  средства мелких инвесторов) и обеспечить их оптимальное использование, т.е. механизм финансовых рынков.

В этом механизме необходимо выделить комплекс мер по трансформации сбережений в инвестиции через банковскую систему  и через фондовые рынки.

Последнюю проблему необходимо решать в связи с развитием фондового  рынка в целом, усилением его  роли и расширением до масштабов, которые позволяют ему стать  стабильным механизмом мобилизации  инвестиций, привлечением значительных ресурсов для инвестиций через большое  число мелких акционеров в ОАО  путем обеспечения прозрачности их деятельности и приближения уровня дивидендов к установившемуся в  мировой практике в данной отрасли (пока же мелкие инвесторы, как правило, получают чисто символические дивиденды).

Трансформация же сбережений через  банковскую систему предполагает решение  ряда проблем: [12; С.775]

- повышение доверия вкладчиков, в том числе мелких, к банкам  путем укрепления имиджа каждой  банковской структуры, ведения  банками активного маркетинга  на рынке банковских услуг;

- расширение и обновление форм  обслуживания вкладчиков;

- введение системы страхования  банковских рисков, в том числе  и для мелких вкладчиков;

- рост капитализации банковской  системы как основы увеличения  объема кредитования реального  сектора экономики;

- увеличение объемов кредитования, т.е. создание импульса подъема  экономики.

Последняя позиция особенно важна, так как кредиты банков, как  показал анализ, играют очень незначительную роль в качестве источников формирования инвестиций. В 2007 г. кредиты в числе  источников составляли от 5,2 % (Северо-Западный федеральный округ) до 0,8 % (Уральский  федеральный округ). По России в целом  кредиты банков на цели инвестирования обеспечивали только 2,9 % от общей суммы, в то время как собственные  средства предприятий на инвестиции оценивались в 46,1 %1. Банковский кредит по-прежнему недоступен для значительной части предприятий.

Расширение возможностей кредитования будет способствовать, очевидно, не только ускорению реализации инновационной  компоненты в этом процессе. Замена устаревшей техники и оборудования предполагает закупку более совершенных  их видов и марок, более качественного  строительства, использования принципиально  новых материалов и т.д.

Повышение качества основного капитала, несомненно, требует больших затрат, обусловленных инфляционным удорожанием. При этом удорожание более прогрессивных  видов оборудования рассматривается  как обусловленная значительным эффектом экономия ресурсов, а удорожание традиционных видов считается экономически необоснованным. Однако в условиях современного состояния российской экономики инфляционные процессы действуют  в отношении практически всех составляющих основного капитала.

Усиление предпринимательских  начал в деятельности российских хозяйствующих субъектов обусловливает  стремление к замене изношенной части  производительного капитала на сооружения, оборудование, компьютерные сети, объекты инфраструктуры с качественно новыми техническими, технологическими и информационными возможностями, что повышает инновационные параметры вводимых в действие основных средств.

Однако для реализации таких  принципов необходима готовность самих  предприятий и других структур к  технико-технологическим преобразованиям. Для повышения такой готовности в процессе регулирования обновления основного капитала целесообразно  задействование программно-целевого метода. Применение данного метода в системе  организационного регулирования процесса обновления основного капитала обусловлено  постоянным усложнением его структуры, многовариантностью решений в выборе темпов технологических и структурных  изменений, многоцелевой направленностью. Таким образом, программно-целевой  подход позволяет реализовать комплексное  решение проблемы обновления производственного  потенциала.

Информация о работе Основной капитал