Основные законы макроэкономики и механизм их действия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы – изучение законов макроэкономики, механизмов их действия. В связи с этой целью, поставлены следующие задачи работы – раскрыть содержание основных законов макроэкономики, а также проанализировать механизмы их взаимодействия и влияния на экономику государства.

Содержание

Введение……...……………………………………………………………….……...........3
1.Законы спроса и предложения…………………...…………………….........................5
1.1Спрос и закон спроса…………………………..……………………………….…..5
1.2Предложение и закон предложения…………..……………………………..………..6
1.3Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие ….……………..…7
2. Иные законы макроэкономики …………...………….……………….……………...9
2.1Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности…………………………………………………………………..……………9
2.2Условие равновесия потребителя. Второй закон Госсена………………..…….….12
2.3Производство с одним переменным ресурсом. Закон убывающей отдачи……………………………………………………………...………….…………..13
2.4Производство с двумя переменными ресурсами. Закон убывания предельной нормы технического замещения……………...………………………………………..15
2.5Закон денежного обращения……….……………………………………………......17
Заключение…….…………………………………………………………………………21
Глоссарий ……………………………………………………………………………......23
Список использованных источников………………………………………………..….30
Приложения ………………………………………………………………………….......32

Вложенные файлы: 1 файл

2Основные законы макроэкономики и механизм их действия в современных условиях1.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……...……………………………………………………………….……...........3

 1.Законы спроса и предложения…………………...…………………….........................5

1.1Спрос и закон спроса…………………………..……………………………….…..5

1.2Предложение и закон предложения…………..……………………………..………..6

1.3Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие ….……………..…7

2. Иные законы макроэкономики  …………...………….……………….……………...9

2.1Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности…………………………………………………………………..……………9

2.2Условие равновесия потребителя. Второй закон Госсена………………..…….….12

2.3Производство с одним переменным ресурсом. Закон убывающей отдачи……………………………………………………………...………….…………..13

2.4Производство с двумя переменными ресурсами. Закон убывания предельной нормы технического замещения……………...………………………………………..15

2.5Закон денежного обращения……….……………………………………………......17

Заключение…….…………………………………………………………………………21

Глоссарий ……………………………………………………………………………......23

Список использованных источников………………………………………………..….30

Приложения ………………………………………………………………………….......32

Введение

Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает  рыночную экономику. Поэтому принципиально  важно определить, применима ли она  к современным российским реалиям? На мой взгляд, да, применима. Итоги более десяти лет экономических реформ в России показывают, что механизмы командной экономики устранены, и начали развиваться рыночные отношения. Сменилась национальная экономическая система, созданы основы рыночной экономики. Разумеется, не решены еще специфические проблемы периода трансформации, т. е. переходной экономики. Однако переход к рынку, создание рыночной инфраструктуры в России столь продвинулось, что начинают действовать макроэкономические закономерности рыночной действительности.

Наиболее существенные и устоявшиеся причинно-следственные и функциональные взаимосвязи между  потребностями и ресурсами, потреблением и производством отражаются экономическими законами.

Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических законов и механизмов их действия позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения,  и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание законов макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

Основная цель данной работы – изучение законов макроэкономики,  механизмов их действия. В связи  с этой целью, поставлены следующие  задачи работы – раскрыть содержание основных законов макроэкономики, а  также проанализировать механизмы их взаимодействия и влияния на экономику государства.

Гипотезой курсовой работы является возможность спрогнозировать  развитие отдельных сфер экономической  деятельности. Что в свою очередь, позволяет внести своевременные  коррективы, направленные на избежание экономических кризисов. 

Объектом  исследования являются законы макроэкономики.

Предметом исследования – механизмы их действия.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

- изучение научной  литературы;

- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики.

Практическая значимость работы продиктована тем, что экономика  России переживает период своего становления  и бурного развития. А знание и  понимание законов макроэкономики, механизмов их действия позволяет сделать этот процесс более предсказуемым и прогнозируемым.

Основная часть

1глава основной части

 

 

    1.Законы спроса и предложения

 

1.1Спрос и закон  спроса

 

Спрос, как экономическая  категория, отражает потребности людей, но не все, а лишь в той их части, которая может быть оплачена потребителями. Другими словами, спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течении определённого периода времени. Максимальная цена, по которой покупатель согласен купить определенное количество данного товара, называется ценой спроса. Спрос, объединяющий всех потребителей товаров, зависит от многих факторов и в самом общем виде может быть охарактеризован следующей зависимостью:

QiD=f(Pi,P1,P2,….,Pi-1;Y;U;W;O;Z),где QiD-количество i-того товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в единицу времени; Pi,P1,P2,….,Pi-1;-цены других товаров; Y-денежный доход потребителей;U- вкусы и предпочтения потребителей; W-величина бюджета;O-ожидание изменения цен; Z-количество покупателей. Для упрощения модели обычно предполагают, что все факторы, за исключением цены на данный товар, считаются фиксированными. Функция спроса в этом случае может быть записана следующим образом:

QiD=f(Pi)

Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих факторов снижение цены на товар ведет к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар. И наоборот. Данную закономерность можно выразить в виде закона спроса: чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть   назначаемая на  него  цена,  или,  другими словами,  величина  спроса

возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении  цены товара.1

          Графическое отображение данного  закона в виде кривой спроса, т.е. кривой, показывающей какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени – приведено на рис.1. (см. прил. 1)

Кривая спроса имеет  отрицательный наклон, что свидетельствует  о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

 

      1.2. Предложение  и закон предложения

 

В отличие от спроса предложение  отражает другую сторону рыночных отношений - поступление товаров на рынок. Процесс  купли-продажи здесь рассматривается  с позиции производителя (продавца) товара. Предложение характеризует, таким образом, готовность продавца  продать определенно количество того или иного товара в определенный период времени.

Минимальная цена, по которой  продавец согласен продать определенное количество данного товара, называется  ценой предложения. Здесь также имеет место зависимость предложения Qis соответствующего товара в единицу времени от определенной совокупности факторов:

Qis= f(Pi,P1,P2,….,Pi-1;L1;L2,….Lm;T;N;C;O;Z),где  Pi,-цена за единицу i-того товара; P1,P2,….,Pi-1-цены других товаров; L1;L2,….Lm-цены производственных факторов(ресурсов), T-уровень применяемой технологии; N-налоги и дотации;C-цели производства;O-ожидания изменения цен;Z-количество производителей. Функция предложения характеризует зависимость объема предложения товара от его цены: Qis= f(Pi)

Очевидно, что в данном случае связь между ценой и  количеством предлагаемого продукта является прямой: с повышением цены соответственно возрастает и объем  предложения; со снижением цены объем предложения сокращается. Эта связь называется законом предложения.

Графическое отображение  данного закона в виде кривой предложения, т.е. кривой, показывающей какое количество экономического блага готовы продать  производители по разным ценам в  данный момент времени – приведено на рис.2. (см. прил. 1)

Кривая предложения  имеет положительный наклон, что  свидетельствует о желании производителя  продать больше количества благ по более высокой цене.

 

      1.3 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

 

Выше мы рассматривали  спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти  две стороны рынка. Как это  сделать? Ответ заключается в  следующем. Взаимодействие спроса и  предложения друг с другом порождает  равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.

Взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий  формирование рыночной цены, которая  удовлетворяет одновременно и продавца и покупателя. 2

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей  и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т.е цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

Графическое изображение  взаимодействия спроса и предложения  показано на рис.3. (см. прил. 2)

На рис.3 показано, что  рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (E),отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Это равенство представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

Цена, по которой благо  продается или покупается может  не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.3

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем  спроса и предложения.

Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни  цен  устанавливаются  выше  равновесной

цены, объем предложения  превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис.4. (см. прил. 2)

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются  и равновесная цена, и равновесный  объем блага.

Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

Увеличение предложения  блага сдвигает кривую предложения  вправо, в результате чего снижается  равновесная цена и увеличивается  равновесный объем блага.

Уменьшение предложения  блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

2 глава основной части

 

2. Иные законы макроэкономики

 

2.1. Общая и предельная  полезность. Закон убывающей предельной 

полезности

 

В процессе исследования рынка отдельно рассматриваются силы, формирующие спрос предложение. Соответственно этому существуют теории выбора потребителя и производителя. Теория выбора потребителя необычайно важна для экономической теории, поскольку именно потребители решают какие товары, и в каком количестве производить, несмотря на то, что каждый из них принимает личное, самостоятельное решение. Возможность свободы потребительского выбора свидетельствует о суверенитете потребителя, его способности воздействовать на производителя.

В основе изучения спроса потребителей лежит предположение  о том, что поведение индивидуального  покупателя на рынке отдельного товара зависит от того, как удовлетворяются  его потребности, какую полезность приносят ему приобретаемые товары. Иначе говоря, в теории потребительского выбора исходят из положения о рациональном поведении потребителей. Последнее  предполагает такое распределение ограниченного денежного дохода покупателем на приобретение разнообразных товаров и услуг, которое позволило бы ему получить как можно большее удовлетворение или полезность от их потребления. Критерием рациональности, таким образом, является стремление потребителя к достижению максимального удовлетворения (полезности), исходя из заданных цен, дохода, определенной системы потребностей и предпочтений. Идеального рационального потребителя и называют «экономическим человеком». 4

Необходимо заметить, что, максимизируя полезность при ограниченном доходе, потребитель руководствуется  сугубо личными вкусами и предпочтениями. Оцениваемая каждым потребителем по-разному полезность носит субъективный характер, поэтому она является существенно различной для разных людей. К примеру, очки имеют самую высокую полезность для человека с плохим зрением, но совершенно бесполезны для человека, обладающего хорошим зрением.

Однако для того, чтобы  максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии сравнивать, сопоставлять полезности отдельных товаров. В  микроэкономике общеизвестны два альтернативных подхода к соизмерению полезности благ, построенных на основе различных предположений о поведении потребителей:

Информация о работе Основные законы макроэкономики и механизм их действия в современных условиях