Основные изменения в системе методов регулирования при переходе к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения темы «Основные изменения в системе методов регулирования при переходе к рынку» определена тем, что в настоящее время усиливается внимание экономической науки и практики управления к региональной экономике и проблемам ее урегулирования.
На современном этапе большинство исследований рассматривают экономику региона как статистическую систему и, отсюда, управление регионом как «жесткий» механизм, не учитывающий изменения, происходящие в ней.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные изменения в системе методов управления при переходе к рынку.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

Непроизводственную сферу образуют: 1) жилищно-коммунальное хозяйство; 2) бытовое обслуживание; 3) здравоохранение и т.д.

Возможны и другие подходы к классификации, анализу, моделированию и прогнозированию региональной отраслевой структуры.

Сложность структуры экономики (наличие в ней комплексов: топливно-энергетического, минерально-сырьевого, химико-лесного, машиностроительного, строительного, агропромышленного, потребительско-продовольственного, оборонного, транспортного, связи и других, связанных с функционированием сферы услуг и нематериального производства) создает определенные ограничения экономического роста, поскольку всем нужны значительные материальные и финансовые ресурсы. Достижение баланса использования ресурсов по отраслям в регионе возможно с помощью такого эффективного средства государственного регулирования как перераспределение инвестиционных ресурсов.

Перераспределение инвестиционных ресурсов является научно обоснованным методом. Оно влияет как на инвестиционное развитие, так и на реконструктивные сдвиги в экономике.

Регулируя деятельность региональной экономики, например, с помощью перераспределения инвестиционных потоков между секторами, органы регионального управления могут влиять на структурные преобразования и выводить систему на более высокий уровень экономического развития.

Целенаправленное перераспределение инвестиционных потоков с целью функционирования и развития социально-экономической системы – региона, становится возможным лишь постольку, поскольку органы управления непрерывно:

1) получают диагностическую  информацию о состоянии системы, о состоянии внешней среды  и о состоянии движения инвестиционных потоков по секторам экономики;

2) получают диагностическую  информацию об отклонениях движения  социально-экономической системы  от цели и об отклонениях в движении инвестиционных потоков от заданных направлений;

3) перерабатывают полученную  информацию в конкретные данные, используемые для принятия решений;

4) изменяют состояния  объектов управления и движение  инвестиционных потоков в нужном  направлении, обеспечивая тем самым достижение поставленных целей.

Отсутствие этих аспектов знаний у областной администрации способствует неэффективному процессу перераспределения инвестиционных ресурсов и отрицательно сказывается на структурных реформах, проводимых в регионе.

Таким образом, стратегия территориального развития определяет приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального экономического пространства, а региональная политика – увязывает конкретные меры по реализации стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями государства. Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов. Стратегия ставит задачи региональной политики на федеральном уровне, включающие: 1) усиление процесса межрегиональной интеграции; 2) снижение дифференциации условий социально-экономического развития регионов; 3) обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ; 4) законодательное определение условий предоставления государственной помощи, обеспечение равных условий в конкурентной среде; 5) создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала.

 

Заключение

 

Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы. Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.

Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования — кооперативы, концерны, холдинга и др. Общественная сфера в настоящее время приобретает экстраординарный характер. Такая типизация организационных структур обусловливает и соответствующие организационные формы управления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.

Элементы организационной структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели.

Региональная политика государства – составная часть национальной стратегии социально-экономического развития.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен.

Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях – угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны.

Разделение целей и задач региональной политики на направления создают возможность для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления эффективнее решать проблемы регионов.

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237. – от 25 декабря.

  1. Указ президента РФ от 03 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Российской газета. – 11.06.1996.

Специальная литература

  1. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.

  1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. – М.:ЮНИТИ -ДАНА, 2002. – 179 с.
  2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2006.  – 493 с.
  3. Коробова О.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В. Региональная экономика: реструктуризация системы управления развитием региона / Под науч. ред. д-ра эконом.  наук, проф. Б. И. Герасимова.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - 104 с.
  4. Мищенко В.В. Экономика регионов.- Барнаул: АГУ, 2002.- 288 с.
  5. Уткин Э.А., Денисов А.Ф.  Государственное и региональное управление. – М.:, 2002. – 329с.
  6. Учитель В.А. Развитие федерации и проблемы региональной политики. //Новая газета. – 20.01.2010.
  7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика. – М.: ИНФРА – М. – 416с.
  8. Хутин А.Ф. Проблемы государственной региональной  
    политики в современных условиях // Научный эксперт. – 2010.- № 3.

 

 


Информация о работе Основные изменения в системе методов регулирования при переходе к рынку