Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 12:02, курсовая работа
В процессе работы отражены основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь, анализ выполнения денежно-кредитной политики страны, развитие денежно-кредитных отношений.
Целью работы - изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитных отношений Республики Беларусь и тенденции на ближайшую перспективу.
Рассмотрим также взаимоотношения между лидерами двух подходов к управлению.
Мильтон Фридман был талантливым учеником, преемником Кейнса и человеком, завершившим его труд. Кейнс, в своей работе «Общая теория занятости, процентов и денег» сформулировал теоретические положения, которыми сегодня используют почти все специалисты по макроэкономике. Они базируются на расходах и спросе, детерминантах составных частей расходов, теории краткосрочных процентных ставок, основанной на предпочтении ликвидности, а также требовании о том, чтобы правительство время от времени осуществляло стратегическое, но вместе с тем мощное вмешательство в экономику с целью поддержания ее в равновесии и во избежание крайностей, связанных с депрессией или чрезмерным избытком. Как сказал Фридман: «Мы все сейчас кейнсианцы».
Но теория Кейнса была неполной: это была теория занятости, процентных ставок и денег. Она не затрагивала цен. К положениям Кейнса Фридман добавил теорию цен и инфляции, основанную на идее об естественном уровне безработицы и о пределах государственного вмешательства для стабилизации экономики – пределах, превышение которых означало бы неконтролируемую и разрушительную инфляцию.
Более того, Фридман подправил модель Кейнса в одном очень важном моменте. Опыт Великой Депрессии заставил Кейнса и его более ортодоксальных последователей сильно недооценить роль и влияние денежно-кредитной политики. Фридман же, в ходе своей 30-летней кампании, начатой написанной им в соавторстве с Анной Дж. Шварц книгой «Монетарная история Соединенных Штатов» восстановили равновесие. Опять же по словам Фридмана: «И никто из нас не кейнсианец».
С другой стороны, Фридман был ярым оппонентом и врагом Кейнса и его последователей. И Фридман, и Кейнс были согласны с тем, что успешное макроэкономическое управление необходимо – что частная экономика, предоставленная сама себе, будет подвержена неприемлемой нестабильности и что стратегическое, мощное, но ограниченное вмешательство государства в экономику необходимо для поддержания стабильности. Но, в то время как для Кейнса главное заключалось в том, чтобы сумма государственных расходов и частных инвестиций оставалась постоянной, для Фридмана ключевым моментом было поддержание постоянного объема денежной массы – объема покупательной способности предприятий и физических лиц в готовой к израсходованию форме.
Кейнс считал себя врагом политики невмешательства и сторонником государственного руководства. Умные и благонамеренные правительственные чиновники, полагал он, могут разработать экономические учреждения, превосходящие рынок – или по крайней мере повлиять на него при помощи налогов, субсидий и ограничений для получения более высоких результатов. Кейнс отвергал тезис о том, что частные стимулы активных игроков рынка соответствовали благу общества.
Фридман активно возражал этому. С его точки зрения, в большинстве случаев интересы частного рынка соответствовали общественному благу: эпизоды, когда рынок постигала существенная, значительная неудача, были скорее исключением, чем правилом, и в первом приближении невмешательство было хорошим принципом. Более того, Фридман полагал, что даже когда частные интересы не соответствуют интересам общества, при решении проблемы на государство полагаться не следует.
Неудачи правительств, доказывал Фридман, более значительны и приводят к более ужасным последствиям, чем неудачи рынка.
В то же время Фридман верил, что следует давать людям настолько много свободы, насколько это возможно. По мнению Фридмана, есть что-то изначально неправильное в том, что правительство командует людьми и распоряжается ими – пускай даже это правительство и компетентно.
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [8].
Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в настоящее время направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего, путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
В проект прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2012 г. заложена жесткая денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика. При разработке параметров прогноза на следующий год Правительство исходило из оценки нынешней экономической ситуации и внешних факторов, в которых придется работать. Планируется замедление инфляции до уровня в 19 - 22%. Монетарные методы и внутренний контроль за ценообразованием будут приоритетными в ручном управлении экономикой страны в 2012. [15].
Макроэкономическая ситуация в стране характеризуется поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики, ростом реальных денежных доходов населения, а также ускорением инфляционных процессов, существенным отрицательным сальдо внешнеторговых операций.
Монетарная политика проводится в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 1/12462).
Достижение целевых ориентиров и реализация мер, предусмотренных в Основных направлениях на 2012 год, станут одними из важнейших условий динамичного развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь.
Денежно-кредитная политика в 2011 - 2015 годах будет проводиться в комплексе с другими мерами экономической политики и содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов экономического роста, повышению уровня монетизации экономики и снижению ее долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка.
Главными задачами денежно-кредитной политики являются:
содействие поддержанию финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;
поддержание низких темпов инфляции с помощью мер экономической политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка;
обеспечение устойчивости белорусского рубля.
По мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов предусматривается постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса в рамках привязки к корзине иностранных валют.
Продолжится работа по совершенствованию системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены кредитных ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.
Особое внимание будет уделено поддержанию процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
Реализация мер процентной политики будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.
В результате данных действий будут обеспечены условия для укрепления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. При уменьшении инфляции до 5 - 6 процентов ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6 - 8 процентов годовых. [17]
Приток в страну иностранного капитала (преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций), улучшение сбалансированности экономики станут основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.
Цель денежно-кредитной политики в 2012 году - снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 - 7 млрд. долларов США согласно таблице 2.1
Таблица 2.1 Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2012
Наименование показателей |
Прогноз на 1 января 2013 г |
Международные резервные активы Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда, млрд. долларов США |
6,1 - 7 |
Ставка рефинансирования на конец года, в процентах |
20 - 23 |
Прирост требований банков к экономике, в процентах |
17 - 23 |
Инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Национальный банк продолжит использование гибкого механизма курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.
Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.
С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 - 23 процента годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит овернайт и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.
Со 2 января 2009 года и по настоящее время Национальный банк Республики Беларусь перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют.
В состав корзины включены доллар США, евро и российский рубль с равными долями этих валют в корзине.
Информация о работе Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне