Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:44, лекция
Макроэкономическая пропорция – это количественное соотношение, которое устанавливается между сферами, подразделениями, отраслями и комплексами, а также процессами в национальной экономике.
Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В планово регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных экономиках – на основе спроса и предложения, в смешанных экономиках – рынком с учётом регулирующего воздействия государства.
Макроструктура национальной экономики и ее основные показатели.
Главные макроэкономические пропорции
Структура совокупного спроса и предложения.
1. Определение и регулирование важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, изучение тенденций и факторов, их обусловливающих, позволяет эффективно управлять развитием национальной экономики в целях достижения социально-экономического прогресса общества и государства.
Макроэкономические расчёты и анализ важнейших макроэкономических показателей, достижение их пропорциональности позволяют:
1) реально оценивать возможности национальной экономики Беларуси в обеспечении внутренних и внешних потребностей страны, её регионов и отдельных групп населения;
2) определять потенциал развития отдельных отраслей национальной экономики и национального хозяйства в целом;
3) разрабатывать стратегию и тактику экономических реформ, внешнеэкономической деятельности;
4) совершенствовать экономический механизм функционирования национального рынка страны в целом и отдельных его сегментов (рынков труда, ценных бумаг, инвестиций, товаров и т. д.);
5) корректировать налоговый, финансово-кредитный, структурный, инвестиционный, социальный и другие направления политики государства;
6) оценивать альтернативы развития национальной экономики в целом, её отраслей и регионов;
7) определять и реализовывать меры экономической безопасности страны.
Система национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определённого набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности.
СНС используется для выработки экономической политики, анализа результатов её реализации и оценки эффективности, а также для моделирования, прогнозирования и управления экономикой в 155 странах мира, а с начала 90-х годов ХХ столетия и в Беларуси.
Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП).
ВВП – показатель, характеризующий рыночную стоимость конечного продукта, который произведён за определённый период времени на территории данной страны как её резидентами, так и нерезидентами.
Характеристика ВВП:
1. ВВП – это стоимостной показатель;
2. ВВП исключает повторный счёт;
3. В ВВП не учитываются непроизводительные сделки, то есть сделки, которые не влекут за собой изменение объёмов производства (сделки с ценными бумагами, с подержанными товарами);
4. ВВП рассчитывается за год.
Существует три основных метода расчёта ВВП:
Метод расчёта ВВП по доходам:
ВВП = заработная плата + процент +
рента +
+ доход от собственности + прибыль корпораций
+
+ амортизация + косвенные налоги.
При подсчёте ВВП вторым методом учитываются расходы четырёх основных макросубъектов:
ВВП = C+ I+ G+ Xn.
Метод добавленной стоимости
Кроме ВВП, в макроэкономике используют и другие показатели.
Валовой национальный продукт (ВНП) – показатель, характеризующий рыночную стоимость конечного продукта, произведённого за определённый период времени резидентами данной страны как на её территории, так и за пределами.
В СНС применяют также такие показатели, как национальный доход, чистый внутренний продукт.
2. Основные макроэкономические пропорции национальной экономики. Национальная экономика представляет совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Пропорциональность их развития обеспечивает целостность всей экономической системы, её эффективное развитие.
Макроэкономическая пропорция – это количественное соотношение, которое устанавливается между сферами, подразделениями, отраслями и комплексами, а также процессами в национальной экономике.
Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В планово регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных экономиках – на основе спроса и предложения, в смешанных экономиках – рынком с учётом регулирующего воздействия государства.
Установление,
поддержание и изменение
Макроэкономические пропорции образуют систему, элементами которой являются следующие пропорции:
3. Среди множества синтетических и частных макроэкономических пропорций особый интерес представляют:
Пропорция развития спроса и предложения является одной из важнейших макроэкономических пропорций в национальной экономике. Она выступает своеобразным рычагом регулирования воспроизводственного процесса в стране.
Данную пропорцию анализируют на основе рассмотрения совокупного спроса и совокупного предложения в их единстве.
На размер и структуру совокупного спроса влияют следующие факторы:
1) размеры денежных доходов населения;
2) уровень цен на товары и размеры тарифов на платные услуги;
3) состояние системы налогообложения в стране;
4) условия кредитования запасов товаров и потребительских нужд (для оптовых покупателей);
5) состояние денежного обращения (процент наличного и безналичного фонда к размеру ВНП);
6) национальные и исторические особенности;
7) географические (север – юг) и демографические особенности;
8) профессионально-
9) уровень безработицы в стране;
10) уровень и состояние имущественной дифференциации в обществе и другие факторы.
Совокупное предложение зависит
На соотношение совокупного спроса и совокупного предложения оказывают влияние и внеэкономические факторы: колебания политической ситуации в стране, войны, национальные конфликты, кризисы и т. д.
Под воздействием всех вышеперечисленных факторов формируется определённое соотношение совокупного спроса и совокупного предложения.
В идеале совокупный спрос и совокупное предложение должны быть приблизительно равны по размерам и адекватны по структуре. Эта ситуация определяется как «объёмная и структурная сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения».
В реальной практике рыночного хозяйствования имеют место случаи, особенно если слаб и неэффективен механизм государственного регулирования национальной экономики, когда товаров произведено больше, чем требуется, или такого ассортимента, качества и цены, которые не востребованы потребителем; или же спрос населения по структуре не совпадает с предложением, так как часть доходов населения идёт (кроме покупки товаров и услуг) на накопление сбережений (проблема «чёрного дня» или проблема формирования средств семейного бюджета на отдых, лечение, приобретение дорогостоящего имущества, недвижимости и т. д.).
Государство должно, учитывая особенности (менталитет) хозяйствования в стране, особенности исторического периода развития экономики, степень развитости производства, потребления и т. д., воздействовать на эти процессы, регулировать их, используя как сугубо экономические (рыночные), и административные (законы, нормативные акты и пр.) меры воздействия, так и идеологические (моральные).
Пропорция развития трёх секторов экономики отражает структурную политику государства. Её состояние определяется государственными приоритетами в структурной, инвестиционной, социальной, налоговой и другой политике.
В соответствии с СНС отрасли экономики подразделяются на три сектора:
На соотношение темпов роста добывающих и обрабатывающих отраслей национальной экономики оказывают влияние следующие факторы:
1) снижение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. на производство продукции в отраслях материального производства;
2) прогрессивные изменения в структуре производства в обрабатывающих отраслях промышленности, рост доли отраслей, производящих более сложную, высокосортную и, следовательно, более дорогую по стоимости (с позиции затрат совокупного общественного труда) продукцию;
3) всемирная утилизация вторичных энергоресурсов, металлолома, макулатуры, тары и других ресурсов;
4) создание и внедрение в производство малоотходных и безотходных технологий;
5) снижение степени влияния природно-климатических факторов на рост размеров производства сельскохозяйственной продукции, происходящее под влиянием развития научно-технического прогресса (НТП).
Диспропорции в соотношении этих секторов, а также между производством товаров и услуг могут обернуться серьезными последствиями для национальной экономики. Прогрессивной считается такая динамика макроструктуры, когда наращивается доля сферы услуг.
Кроме того, выделяют реальный и денежный секторы экономики. Первый определяется размером валового продукта, а второй – количеством денег, необходимых для внутреннего товарооборота. Важно регулировать соотношение этих секторов. Недооценка или гипертрофия роли одного из них может привести к структурным диспропорциям и падению уровня жизни.
Поддержание указанных пропорций на оптимальном уровне или достижение этого уровня являются критерием оценки эффективности национальной экономики.
Информация о работе Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики