Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:46, курсовая работа
Цель нашей работы – анализ особенностей моделей макроэкономического равновесия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие макроэкономического равновесия;
выделить признаки, условия, виды макроэкономического равновесия;
рассмотреть различные модели макроэкономического равновесия;
проанализировать особенности экономического равновесия в современной России.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические исследование равновесия рынков на макроэкономическом уровне
Понятие макроэкономического равновесия и условия его достижения
Виды макроэкономического равновесия
Глава 2. Основные модели экономического равновесия.
Модель совокупного спроса и совокупного предложения «AD-AS»
Классическая теория макроэкономического равновесия
Кейнсианская модель общего равновесия
Глава 3. Особенности рыночного равновесия в современной России
Заключение
Только в точке пересечения кривых достигается равновесие между обоими рынками.
Интерпретация
Модель IS-LM позволяет визуализировать взаимосвязь таких макроэкономических величин как процентная ставка, денежная масса, уровень цен, спрос на наличные деньги, спрос на товары, производственный уровень экономики. Изменения одной или нескольких этих величин приводят к смещению точки пересечения кривых LM и IS, которая в свою очередь определяет уровень производства (и дохода) экономики, а также соответствующий уровень процентной ставки.
Глава 3. Особенности рыночного равновесия в современной России
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
«Цена пола» установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.
Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью недопущения их резкого роста, возникновению социальных волнений и т.п.
Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.
Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции в России. Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.
Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента.
Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.
ФАС уже несколько месяцев ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Но только не в России.
Следующей особенностью рынков в России является то, что многие из них представляют собой механизмы несовершенной конкуренции, в частности монополии и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей – это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.
Как видим, олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать собственные условия в отношении цен на продукт, и в отношении номенклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например, повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей в 2 раза), предприятие может управлять ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные конкуренты вынуждены поднимать цены. Так например, о повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2-7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5-8%), Volvo (10-15%), Subaru. Уже подорожали на 5-7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15-20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито».
Равновесие спроса на рынке товаров в России сильно зависит от социальной составляющей экономики – это заработная плата, уровень безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан – это заработная плата.
С 2000 г. виден рост номинальной, а в последствии и реальной заработной платы. Рост покупательной способности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растет безработица. Как это влияет на спрос и предложение а также цены товаров. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.
В январе в России было продано 116 500 новых автомобилей российской и зарубежной сборки, включая легкие коммерческие, что значительно меньше чем в прошлом году (за январь 2008 – 174488 шт., за декабрь 2008 – 210293 шт.) Это следует из предварительных данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), предоставленных «Ведомостям» одним из российских дилеров.
Следующей особенностью формирования рыночного равновесия является то, что в России большую долю на рынке товаров занимают импортные товары. Отечественная продукция на сегодняшний день неконкурентоспособна с иностранными фирмами. Если после распада СССР, российские фирмы были неконкурентоспособны практически на всех рынках, то сейчас это касается в первую очередь рынков наукоемкой продукции (оборудование, электроника). В отсутствии собственного производителя, государство вынуждено снижать таможенные пошлин для ввоза иностранной высокотехнологичной продукции. По данным таможенной службы, по итогам 2007 и 2008 года импорт наукоемкой продукции превышает 50 %. Поэтому относительно низкие цены на заменяемые товары иностранных фирм ведут к тому, что цены на наши товары также начинают снижаться и многие предприятия в силу высокой себестоимости несут убытки.
Заключение
Таким образом, макроэкономическое равновесие - это центральная проблема общественного производства. Оно предполагает пропорциональность экономических процессов, происходящих в обществе. В рыночном хозяйстве такая пропорциональность требует соответствия массы и структуры произведённой продукции величине и структуре общественных потребностей. На рынке это проявляется в соответствии совокупного спроса и совокупного предложения. В конечном счёте, такое соответствие формирует сбалансированность производства и потребления материально-общественных и денежных потоков.
В теории макроэкономического равновесия чётко определились три направления.
Первое связано с поиском объективного механизма, направляющего общество к экономическому равновесию; второе – с определением качественной характеристики равновесия; третье – с поиском возможных стабилизационных программ, стимулов, выводящих страну из состояния неравновесия на орбиту сбалансированного экономического роста.
Можно сделать вывод, что достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.
Вместе с тем несмотря на невозможность
практического решения проблемы макроэкономического
равновесия не только в рыночной, но и
директивно-плановой системе, экономическая
наука предпринимает все более успешные
попытки объективного осмысления функциональных
социально-экономических взаимосвязей
на макроуровне в условиях рыночных отношений.
Эти исследования носят не только познавательный,
но и прикладной характер: объективно
понять, в меру возможного количественно
оценить пропорциональные взаимосвязи
с тем, чтобы повысить эффективность государственного
регулирования и предельно снизить социально-экономические
потери от макроэкономической диспропорциональности.
В третьей главе мы рассмотрели основные особенности формирования равновесия в России на примере автомобильной промышленности.
К
основным особенностям можно отнести:
вмешательство государства в формирование
цен, протекционистская политика государства,
поддержка падающего спроса, олигополистический
характер рынков, сильная связь спроса
с социальными факторами, такими как уровень
заработной платы и безработицы, высокая
доля импортных дешевых товаров в структуре
рыночного оборота.
Список использованной литературы
1. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с.
2. Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001.
3. Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – 848 с.
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Издательство «НОРМА». – 2002. – 572 с.
5. Розанова Н. М., Шаститко А. Е. Основы экономического выбора. – М.: ТЕИС. – 2006.
6. Розанова Н. М., Шаститко А. Е. Теория спроса и предложения. – М.: Анкил. – 2005.
7. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008. – 448 с.
8. Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Теория поведения потребителей и рыночный спрос. М.: ТЕИС. – 2006.
9. Свободная энциклопедия «Wikipedia».
10. Экономическая теория: пособие под редакцией Е.В.Васильевой, Т.В.Макеевой– М.: Юрайт-Издат. 2006.
11. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М. – 2003. – 714 с.
Информация о работе Основные модели макроэкономического равновесия