Основные модели электорального поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 14:44, доклад

Краткое описание

Одним из важнейших направлений исследований социологов является электоральное поведение различных групп общества. Социология выборов и электорального поведения является одной из наиболее востребованных обществом и властью областейсоциологического знания. Социология выборов — отрасль социологии, изучающая комплекс проблем, связанных с поведением населения в избирательных кампаниях, в том числе исследование электоральных ориентаций социальных общностей и отдельных граждан, анализ факторов, влияющих на участие в выборах и голосовании, мотивы участия или неучастия в них, изучение структуры электората, особенностей восприятия им предвыборных мероприятий, партий и личностей кандидатов, оценка эффективности деятельности СМИ и уровней их воздействия на позиции избирателей, прогнозирование итогов выборов и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные модели электорального поведения.docx

— 26.44 Кб (Скачать файл)

В этом контексте представляется важным выделение двух осей голосования: ретроспективное — перспективное и эгоцентрическое — социотропное. Ретроспективное голосование — когда избиратель, в основном оглядываясь назад, оценивает прошлую работу правительства/кандидата/партии; перспективное — когда избиратель голосует в ожидании улучшения, которое «обещано» правительством/кандидатом/партией в ближайшем будущем, в случае, если правительство/кандидат/партия будут избраны на новый срок. Эгоцентрическое голосование — когда выбор избирателя основывается на оценке собственного экономического положения; социотропное — когда выбор избирателя основывается на оценке экономического положения страны и функционирования экономики в целом.

Таким образом, поведение избирателей является не только рациональным, но и инструментальным в том смысле, что индивид минимизирует свои собственные усилия, например, при сборе информации, необходимой для принятия решения.

Электоральное поведение в странах развитой демократии

Приведенные концепции электорального поведения неоднократно проверялись на значительных массивах эмпирических данных стран Западной Европы и США.

Социологические исследования, основанные на теории расколов, продемонстрировали значимость базовых социальных различий, оказывающих влияние на поведение избирателей.

Эмпирический анализ показал, что класс является одним из самых мощных оснований политического раскола в 50-60 гг. XX в., определявших стабильность электорального поведения в Европе в 1950-е и 1960-е годы. Однако социальные перемены последующих десятилетий привели к появлению расколов, в основе которых лежат больше не классы и даже не социальные группы, а скорее ценности или идеологии. Переживаемый в 70-е годы странами развитой демократии кризис индустриального общества повлек за собой рост социальной и географической мобильности, усложнение социальной структуры общества, появление новых средних слоев.

Например, размер индекса классового голосования в Швеции, Великобритании и Австралии в последние десятилетия уменьшился почти наполовину, в Германии — более чем на две трети. Тенденция к значительному его снижению наблюдается в США на выборах в Конгресс.

Следовательно, начиная с середины 80-х гг. XX в. трансляция социальных делений в политические оппозиции стала значительно слабее. Это дало основание Р. Ингельхарту утверждать, что структура расколов, лежащая в основе политических процессов в странах Запада, претерпела глубокие изменения за время после Второй мировой войны, так как произошел сдвиг ценностей индивидов от материальных к постматериальным.

Исследование Р. Ингельхарта, посвященное ценностным ориентациям и смене ценностей западного общества, дает хорошую основу для объяснения того, почему растет влияние социотропной модели голосования и снижается — эгоцентрической. Постматериалисты преуспели в постановке нового набора проблем и создании политического измерения, которое пересекало традиционную ось «левые-правые». Как следствие, появились мощные новые политические организации (защитники окружающей среды, защитники мира, женские движения и так далее), которые получают поддержку на выборах в разных социальных группах. Для индивидов, принадлежащих к среднему классу, которых привлекали политические программы, например, защитников окружающей среды, классовая солидарность, естественно становится менее значимой.

По этим причинам снижается и влияние партийной идентификации на электоральное поведение. Политические партии в Западной Европе ведут острую конкурентную борьбу с новыми социальными движениями за поддержку избирателей. Избиратель как потребитель имеет возможность выбрать на политическом рынке из множества предлагаемых товаров именно тот, который максимально удовлетворяет его индивидуальным потребностям. Поэтому традиционная партийная идентификация ослабевает. Эта тенденция особенно хорошо прослеживается в странах с бипартийной системой. Так, например, в США в 60-е гг. количество твердых сторонников политических партий составляло 35-37 %, а в 80-е гг. снизилось до 23-25 %. В Великобритании количество твердых сторонников в 60-е гг. превышало уровень 40 %, а началу к 80-х гг. снизилось примерно наполовину.

На основе полученных данных большинство исследователей приходит к выводу, что в странах развитой демократии большинство избирателей придерживается социотропной и ретроспективной модели экономического голосования.

 


Информация о работе Основные модели электорального поведения