Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:15, контрольная работа
В данной работе используется периодизация истории экономических учений, основывающаяся на выделении социально-экономических формаций в истории общества: экономическая мысль древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных экономистов капиталистического общества. Цель данной контрольной работы заключается в характеристике основных этапов в истории мировой экономической мысли. Следовательно, задачами данной работы будут являться: анализ экономических учений в соответствии с заявленной периодизацией, выявление особенностей каждого этапа развития мировой экономической мысли.
Содержание
Введение
В данной работе рассматривается содержание основных этапов в истории мировой экономической мысли. Исследование основывается на трудах российских ученых, посвященных изучению данной проблемы. К ним относятся: “История экономических учений” С.А. Бартенева, “Введение в историю экономической мысли” Е.М. Майбурда и др.
В данной работе используется периодизация истории экономических учений, основывающаяся на выделении социально-экономических формаций в истории общества: экономическая мысль древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных экономистов капиталистического общества.
Цель данной контрольной работы заключается в характеристике основных этапов в истории мировой экономической мысли. Следовательно, задачами данной работы будут являться: анализ экономических учений в соответствии с заявленной периодизацией, выявление особенностей каждого этапа развития мировой экономической мысли.
Возникновение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.
В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.
Развитие экономической мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.
1.Экономическая мысль Древнего мира
Экономические идеи древности принадлежат правителям крупных государств. Одним из таких государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего во II тысячелетии до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческого строя - частную собственность. Они ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.
Экономические теории Китая нашли отражение в конфуцианстве. Конфуций защищал рабовладельческий строй, развивая теорию естественного права. Конфуций различает "великую общность" (коллективную собственность - крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа.
“Артхашастра”, царя Чандрагупты I. является экономическим учением древней Индии. В его работе находит отражение проблема “стоимости вещей”. Величина стоимости определяется количеством “дней работы”, а вознаграждение - в строгом соответствии с результатами труда. Автор отличает рыночную цену от стоимости. Он включает прибыль в цену товара в качестве “прочих издержек” и заранее определяет ее “для данной местности в 5% с установленной цены, а для иностранных товаров - в 10%” [3, с.7].
Древнегреческий мыслитель Ксенофонт отразил в своих произведениях стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства. Он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей и впервые обратил внимание на значение разделения труда. Выявил зависимость между меновой стоимостью продукта и его потребительной стоимостью. Считал функцией денег не только средство обращения и накопления, но и их обращение в качестве капитала.
Платон, один их величайших философов древности, писал о связи между разделением труда, торговлей, деньгами и выделением купцов. Но он защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и сводил функции денег к средству обращения, усматривая в деньгах одну из причин вражды в обществе; он отвергал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен.
Аристотель, другой великий философов древности, также как Платон считал, что государство возникло для удовлетворения потребностей людей. Он был безусловным сторонником частной собственности, выступал за справедливый обмен, впервые выделил меновую стоимость.
В истории экономической мысли Древнего Рима одними из наиболее известных учений были концепции Катона Старшего, Тиберия и Гая Гракхов.
Катон Старший защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход за счет интенсификации труда рабов. Прибыль он рассматривал как избыток над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства.
Братья Гракхи Тиберий и Гай, пытаясь вывести из кризиса Римское государство, требовали ограничить крупное землевладение и упрочить положение разорившихся крестьян [3, с 10].
Таким образом, можно сделать вывод, что экономика, как учение, в древнем мире имели весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.
2. Экономическая мысль феодального общества
С ходом развития производственных сил, общество накапливало свои экономические знания. Нередко эти идеи находили отражение в религиозной философии. Так, например, социально-экономические идеи Корана воплотились в исламе. Коран уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества.
Арабский мыслитель Ибн Хальдун выдвинул тезис о том, что в продукте заключается “труд, который проявляется как стоимость”. Это позволило ему сделать вывод, что продукты труда приобретаются “путем равноценного обмена по стоимости”, и что золото и серебро “служит воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом”. Он так же отличал от стоимости рыночную цену. Ибн Хальдун считал, что путь расцвета общественной жизни - это уменьшение размера налогов.
Церковь также выступала идеологом экономических отношений. Так Фома Аквинский выдвинул идею о “справедливой цене” установленной богом. Присвоение торговой прибыли, и проценты он считал нарушением “справедливой цены” и требовал запрещения крупной торговли и ростовщичества.
В XV в. по всему миру стали появляться различные экономические школы и учения. Учение утопического социализма взяло начало с книги Томаса Мора “Утопия”. В этой книге Мор описывал страну, где сущесвует общественная собственность, всеобщность труда, регулирование производства, и нет денег.
Идеи Томазо Кампанелло уже больше похожи на коммунизм, который базируются на ремесле, земледелии и скотоводстве с главенством общественной собственности.
Термин "меркантилизм" (от итальянского mercante - торговец, купец) ввел в оборот в XVIII веке английский экономист Адам Смит. Яркими представителями этого учения были англичане Вильям Стаффорд (1554-1612), Томас Мен (1571-1641), француз Антуан Монкретьен (1575-1622), шотландец Джон Лоу (1677-1729) и другие.
Различают ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм возник до эпохи Великих географических открытий, и его центральной идеей была идея "денежного баланса". Запрещался вывоз денег за границу. Ранние меркантилисты игнорировали проблему стоимости товара и подменяли ее меновой денежной стоимостью, не объясняя стоимости денег. Поздний меркантилизм во главу угла ставит идею торгового баланса, экономическая политика направлена на обогащение государства, путем увеличения разницы между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Это обеспечивалось двумя способами: поощрялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши, а также стимулировалось развитие посреднической торговли, для которой разрешался вывоз денег за границу. При этом считалось необходимым покупать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других.
Первые русские политэкономы не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не приравнивали богатство к деньгам. Они заботились об увеличении товарооборота внутри страны, а во внешней торговле видели орудие развития промышленности и сельского хозяйства [3, с.25].
3. Экономическая мысль эпохи капитализма
3.1 Экономическая мысль конца XVII - начала XIX века
Одним из видных деятелей этого периода был Уильям Петти, которого К. Маркс назвал "отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики". Петти принадлежат научные разработки в области налогообложения, таможенных пошлин. Его взгляды носили переходный характер от меркантилизма к классической политэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли и другие. Петти разграничивал “естественную цену” товара (стоимость, определяемую трудом) и рыночную цену. Он впервые сформулировал теорию трудовой стоимости. Его учение о заработной плате и ренте связано с теорией стоимости: товаром является не рабочая сила, а труд, а зарплата - цена труда, нужно только определить ее величину. Рента - это стоимость урожая (он зависит от качества участка) без учета издержек производства (созданный трудом избыток стоимости над заработной платой). Прибыль Петти отдельно не рассматривает [2, т.1, с.145].
Становление экономической мысли Франции данного периода связано с идеями Пьера Буагильбера и Франсуа Кенэ. Буагильбер, как и Петти, развивал теорию трудовой стоимости. Он игнорировал деньги. Потребление он объявил целью товарного производства, уровняв стоимость с рабочим временем [2, т.1, с.79].
Француа Кенэ в 1758 году создал свою “Экономическую таблицу”, ставшую основой для физиократов, которые исследовали сферу производства (сельским хозяйством), выявляя источник прибавочной стоимости. Кенэ выдвинул концепцию “естественного порядка” - экономика со свободной конкуренцией, стихийной игрой рыночных цен без вмешательства государства.
Во второй половине XVIII в. в Англии классическая политическая экономия достигла высшего развития, представленная в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо.
Смит рассматривал человечество как союз по обмену видами труда, при этом каждый человек, преследуя только свой интерес, наилучшим образом способствует интересам общества - росту его производительных сил. Теория трудовой стоимости Смита разделяет потребительную и меновую стоимости товара. Величина стоимости определяется средними затратами, которые необходимы при данном развитии общества. Смит так же положил начало исследованию спроса и предложения, определил прибавочную стоимость как разницу между добавленной стоимостью и зарплатой. Смит считал прибыль составной частью цены товара [2, т.2, с.45].
Продолжателем учения А. Смита являлся Давид Рикардо. В основе взглядов Рикардо лежит определение стоимости затраченным трудом. Меновую стоимость он определил как форму проявления абсолютной стоимости. Он изучил вопрос о влиянии изменений заработной платы наемных рабочих на стоимость производимых ими товаров. В условиях свободной конкуренции можно лишь пожертвовать часть прибыли, а не перекладывать прирост зарплаты на цены.
Рикардо, как и Смит, натолкнулся на проблему преобразования стоимости в цену производства. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капитал зависит от размеров этого капитала. Иначе - норма прибыли имеет тенденцию уравниваться. Рикардо построил теорию земельной ренты на основе трудовой стоимости: источник ренты - это прилагаемый к земле труд в условиях собственности. Рикардо полагал, что теория денег объясняет регулирование платежных балансов. Рикардо отстаивал свободу торговли.
Родоначальником анархизма и реформизма в истории экономической мысли во Франции был Пьер Прудон.
Разделение труда по Прудону, имеет две стороны: оно способствует росту богатства, и ведет к росту бедности и безработицы. Частная собственность обеспечивает независимость, самостоятельность, свободу, и нарушает равенство. Прудон рекомендует устранить крупную собственность и сохранить мелкую.
Теория стоимости Прудона выражена в противоречии потребительной и меновой стоимости, которое он хотел устранить путем эквивалентного обмена, т.е. конституированной стоимости, предлагая производить товаров столько, сколько требуется и все их реализовать [2, т. 2, с.98].
В конце XVIII - начале XIX века развивается так называемая “вульгарная политическая экономия”. Самые крупными представителями этого течения являлись: Т.Р. Мальтус, Дж. Милль, Н. Сениор, и др. Наиболее известной концепцией этого направления является теория народонаселения Мальтуса, описывающая закономерности изменения численности населения. Причиной бедности является соотношение темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ.
Утопический социализм как теория об уничтожении эксплуатации, экономического и социального неравенства имеет многовековую историю, но особое развитие он получил в XIX веке в Западной Европе. Социалисты-утописты Клод Сен-Симон и Шарль Фурье во Франции, Роберт Оуэн в Англии подвергли критике анархию капиталистического производства и распределения, частнособственнические интересы.
Сен-Симон будущее общество представлял в виде сложной мастерской, где производятся только полезные и необходимые вещи, что обеспечивает благополучие всех людей и позволяет им развиваться и усложняться. Не будет полиции и армии, освободившиеся силы пойдут на развитие промышленности, науки и искусства. Частная собственность останется, но будет частично обобществлена.
Информация о работе Основные направления в истории мировой экономической мысли